“Basket Case” (Существо в корзине) (1982)

Oct 15, 2012 00:15


“Basket Case” (Существо в корзине) (1982). Чертов доктор напуган до смерти. Ему кажется, да что там - он уверен: на втором этаже его дома кто-то есть. И этот кто-то не уйдет отсюда, пока не прольется кровь. Врач закрывает окна, проверяет, крепко ли заперты двери, расчехляет револьвер. Но кровь все же проливается. Отвратительная (то ли человечья, то ли звериная) лапа уродует лицо давно намеченной жертвы, а вскоре наступает и избавление от боли - смерть. Это произошло в тихом пригороде Нью-Йорка. А вскоре уже в самом мегаполисе, в одном из самых злачных его районов объявляется тихий, вежливый юноша по имени Дуэйн Брэдли, несущий на руках огромную корзину. Он заселяется в дешевый отель «Брослин», занимая комнату за номером «7» и удивляя администратора тем, что выуживает из карманов целое состояние: этот парень явно не нуждается в деньгах. Ему нужно кое-что другое. Совсем другое. Первым делом - еда. Мясо. Только что купленные бургеры он скидывает в корзину, где находится нечто, что немедля сжирает подачку за подачкой. И это нечто умеет говорить - без голоса, посредством телепатии, не давая Дуэйну спать. Проходит ночь, наступает день, и молодой человек, все так же - с корзиной в руках, отправляется по первому из намеченных адресов, в клинику доктора Нидлману. Мол, уважаемый медик - старый друг семьи Брэдли. Но лучше не называть уважаемому медику эту фамилию. Пусть будет, например, Смит. «Разденьтесь до пояса» - и Дуэйн раздевается. А Нидлман видит страшные шрамы, идущие от плеча до бедра… параллельно вспоминая, что перед ним - один из его старых пациентов. САМЫЙ необычный пациент. Который пришел напомнить о себе, и о своем брате. Ведь именно Нидлман был одним из тех, кто отделил Билайала от Дуэйна. Один из них - обыкновенный человек. А вот другой, восемь лет назад отправленный в буквальном смысле на помойку, на человека совсем не похож… Цель обоих - месть.

Это сейчас мы все знаем. В мельчайших подробностях. Кто такой Брэдли, и что собой представляет его брат. Сиамские близнецы, которые были разделены по воле их отца, что немало опечалило обоих. И расправившись с папочкой, прожив энное количество лет под опекой тети, они отправились в Большой Город, чтобы превратить в фарш хирургов, которые проделали уникальную в своем роде операцию (бросьте камни обратно на землю - это НЕ спойлеры). Тогда, в начале восьмидесятых, мне кажется, «Существо в корзине» могло похвастаться неким элементом неожиданности, все же сама тварь, сиречь виновник торжества, появляется на экране только по прошествии получаса. Что это - сатира, трэш, или просто слегка неординарный хоррор - сказать сложно; не исключено, что все вместе. Сама идея безусловно хороша, но фильм кажется визуально омерзительным и «мясистым» только то время, что вы читаете о нем, а не смотрите непосредственно историю о двух братьях-телепатах. Потому что с позиции 2000-х самая известная лента авторства известного трэшмейкера и креативщика Фрэнка Хененлоттера особо не впечатляет. В отличие от «Нерожденного-2» она совершенно нереалистична (а почему бы сиамскому близнецу-уроду или деформированному при рождении ребенку не быть убийцей - никакой фантастики! - но не куску же резины…). Сам монстр представляет собой голову с лапами и десятком странных наростов: эдакий человек-медуза, лишенный туловища и нижних конечностей. Он задорно передвигается в пространстве, но природа этих «передвижений» и их дешевизна - как на ладони. Каких-то дьявольских откровений в виде Билайала, копающегося в кишках по праву убиенным им врачей, не будет - не стоит верить рецензиям, авторы которых называют «Существо в корзине» ультражестоким трэшем. Трэш - да, ультражестокий - нет (литр-другой крови, и всё). В сухом остатке - отличная и слегка нездоровая концепция, неплохо снятый для бюджета в 35 тысяч долларов фильм, грошовые, но с душой сделанные спецэффекты. Увы, никакого желания немедля приступить к просмотру второй части после знакомства с первой у меня не возникло. «Существо в корзине» считается культом, пусть таким и остается - однако, признавая, что фильм получился оригинальным и даже во многом эффектным, не могу сказать, что он… хотя бы противен, или хотя бы забавен. И еще один момент. Поступок отца близнецов мне понятен - только когда идешь в туалет, неплохо бы смывать за собой. То есть, головорукую тварь следовало бы пропустить через мясорубку, а не выбрасывать в мусорную корзину еще живой.

4/10

восьмидесятые, мутант, телепатия, культ, классика жанра

Previous post Next post
Up