”Incubus” (Инкубус) (1981). Парочка из крохотного городка, суть жизни в котором достаточно верно отражает табличка под номерным знаком их машины, гласящая: «Гэйлен - 150 лет скуки!», выбирается отдохнуть на горное озеро неподалеку от дома. Это Мэнди и Рой. После того, как наступит ночь, девушка заберется в дощатую хибарку, чтобы испугать своего ухажера, но выйти оттуда целой и невредимой не сможет. Услышав ее отчаянный крик, Рой бросится на помощь и окажется в той же избушке, где некто забьет его до смерти доской, с обеих сторон увенчанной острыми гвоздями. В ту же ночь, снова, от того же кошмара, что мучил его и раньше, проснется Тим. Почти каждую ночь ему во сне является камера пыток, где несколько фигур в балахонах собираются жестоко расправиться с очередной жертвой - девушкой, прикованной к некоему подобию алтаря. Тем временем, тела найдены, и в больницу выезжает доктор Сэм Корделл.
Он новенький в Гэйлене - недавно переехал в этот городок вместе с взрослой дочерью, Дженни, которая, вопреки воле отца, водит дружбу с Тимом. Рой, понятное дело, мертв. Что касается его подруги, то она была чудовищно изувечена, но осталась в живых. Изнасилована. Состояние, как говорят доктора, - критическое. Матка порвана, детей у нее - если выживет - не будет никогда. Но, что любопытно, насильник будто бы не дошел до логического конца - внутри Мэнди нет ни следа спермы. Как и следовало ожидать, с этого момента террор в маленьком, тихом Гэйлене только начался. На следующую ночь происходит еще одно убийство, которому предшествовало изнасилование - его жертвой стала местная библиотекарша. Никакой связи между погибшими, никакой логики. Шериф Уолден сходит с ума, не может докопаться до сути происходящего и Корделл. А Тим продолжает видеть все те же кошмары, которые, кажется, напрямую связаны с убийствами в Гэйлене. Так не он ли является ключом к проклятью, павшему на этот город?
Отмечу то, что отмечали до меня тысячи других рецензентов. Сцена в библиотеке, где жертвой незримого убийцы и насильника становится женщина средних лет, та самая сцена с чудовищно искаженным лицом несчастной и падающими фигурами святых - она и правда великолепна. Безумна в хорошем смысле слова. Это, а также странный микс слэшера с откровенно, 200-процентно мистическим детективом - вот и все, чем может похвастать «Инкубус». Причем, это становится ясно уже примерно на получасовой отметке. Почему? Потому что авторам этой ленты не хватило умения скрыть все козыри в рукаве - карты оттуда просто вываливаются, одна за другой, в самом начале «игры». Достаточного одного только сна Тима. Он НЕ видел непосредственно убийства в своем кошмаре. Но видел другой кошмар. К чему это? К чему странный ритуал в его сне? Конечно же, к тому, что этот парень станет одним из главных действующих лиц, а его видения - не последний штришок в сценарии «Инкубуса». И, кстати, название же взято не с потолка?
Как и то, что лица нападающего мы никогда не видим, более того, он кажется какой-то мифической фигурой, демоном, а не обыкновенным маньяком. Дальше фантазируйте сами, правда, фантазировать придется недолго, сюжет просчитывается быстро, и на «раз-два». Никакой особенной жестокости в «Инкубусе» не будет, на изобретательные убийства рассчитывать не надо. Зато искусно снят ночной маленький городок, где-то - не везде - хорошо поработали над саспенсом. Словом, не глупо, в темных тонах, атмосферно. Странно только одно: фильм этот - явно вторичный продукт, годящийся для разового просмотра, но не выдерживающий никакого сравнения с «Лесным соглядатаем» и «Легендой адского дома». Откуда такие дикие параллели? Все очень просто, упомянутые выше хорроры (блистательные хорроры!) и «Инкубус» снял один и тот же человек - Джон Хоу.
Мне совершенно непонятно, как это могло произойти. Два шедевра - и этот, почти телевизионный - в худшем смысле слова - «жутик». Недостаток бюджета? Мимо. Продюсеры? Может быть. «Инкубус» неплох, в нем нет нагромождения штампов, герои относительно фактурны, синопсис не слишком банален. Но хорошая изначально идея была воплощена на экране не самым лучшим образом. Тускло и скучно. Многое остается без объяснений, финал откровенно глуп и оборван, многие, казалось бы, важные фразы на самом деле не значат ничего, ну а сам злодей… без комментариев. Ах да, и лично меня коробит, когда в главной роли - откровенно страшная, мальчикоподобная девушка. Таковая здесь есть. Дженни. И это спустя год после «Лесного соглядатая»?! Ужасно. Один балл - за щепотку атмосферы, один балл - за сто грамм саспенса, один балл - за уверенную режиссуру, и еще один - за синопсис. А для любителей heavy metal в одном из эпизодов споет совсем еще молодой Брюс Дикинсон.
4/10