”Black Swan” (Черный лебедь) (2010)

Jan 31, 2011 18:10


”Black Swan” (Черный лебедь) (2010). Она танцует днями и вечерами, танцует до упада, оттачивая мастерство балерины, стремясь стать лучшей среди лучших, достичь абсолютного совершенства. У Нее нет иной жизни кроме бесконечных, изматывающих тренировок. Дома Ее ждет мать, бросившая балетные танцы в 28 лет, мать, верящая в то, что дочь покорит те вершины, что оказались неприступны для нее самой, мать жестокая и авторитарная, уверенная - кроме балета в жизни ее Дочери не должно быть ровным счетом ничего и никого. В один прекрасный день Она получает роль Королевы-Лебедя, сиречь то, о чем Она мечтала все годы, проведенные в балетной школе. Самое сложное: Ей предстоит сыграть не только Белого Лебедя, но и лебедя Черного. И если светлая сторона дается Ей легко - ведь этот персонаж так похож на Нее саму, то с темной возникают проблемы. Чтобы сыграть по-настоящему, Ей надо не просто примерить на себя костюм Черного лебедя, но и СТАТЬ им. Во сне Она царапает себе спину острыми ногтями, до боли, до крови, с ужасом глядя на себя в зеркало по утрам. В ярости и отчаянии срезая ногти, калеча собственные руки. Она видит призрак Лили, Ее случайной подруги, Ее главной конкурентки, что с легкостью воплотила бы на сцене Черного лебедя. Ее тело меняется, она видит в отражении чужие, сверкающие кровью глаза. Она готова стать лучшей. И станет ею. Вопреки жизни… и смерти.

Даррен Аронофски - безусловно ИМЯ. ИМЯ, способное привлечь внимание к фильму, в центре которого - то искусство, что бесконечно далеко от ряда зрителей. Таких как я. Балет? О нет, увольте. Уродливо, мерзко, чуждо. Но… ИМЯ. Что делать? Смотреть. Дабы увидеть то, к чему невозможно быть готовым. Все фильмы Аронофски отличает неповторимый режиссерский стиль: достаточно нескольких минут, чтобы понять, чье перед нами произведение. Но при этом все его работы бесконечно далеки друг от друга. Одна берет реализмом, другая - лиричностью и роскошно проработанной мифологией. «Черный лебедь» - то кино, которое от Даррена, пожалуй, мало кто ждал. На сей раз один из лучших режиссеров современной Америки впервые за свою карьеру перешел грань, за которой в нервном сне покоится тело ужаса. Хоррора. Это, как ни странно, одна из составляющих «Черного лебедя». Плюс, разумеется, драма. Драма жесткая, беспощадная, стоящая на трех китах: Мечте, Любви и Безумии. Плюс, разумеется, триллер. Психологический… или психопатологический? Здесь капля крови на изувеченном пальце и треснувший ноготь производят куда более жуткое впечатление, чем тонны выпотрошенных кишок в очередном, пусть даже сверхатмосферном слэшере. Здесь обыкновенный человек превращается в чудовище, поедающее само себя ради публичного успеха, и при этом остается все тем же невинным ангелом. Здесь причудливым образом сплетается жизненность и мрачный, пугающий сюрреализм - лишь несколько мазков, но каждый из них запоминается, пожалуй, навсегда. Сценарий безупречен, как безупречны работы Натали Портман, Милы Кунис и Венсана Касселя. А прекрасная музыка Чайковского, разбавленная незримым присутствием Клинта Манселла, - прекрасный десерт к этому изысканному блюду. Невероятно сильный, захватывающий - и выматывающий фильм. О мечтах, которым лучше не сбываться. О желаниях, превращающих собственное «Я» в серый, мертвый пепел. О любви, не знающей границ - и уничтожающей самых близких, самых дорогих сердцу людей. О страсти, ведущей к сумасшествию. О темноте, что дремлет глубоко внутри каждого из нас. О цене совершенства. Он настолько страшен, насколько и прекрасен. Сон и реальность, черное и белое - всё в одном. Шедевр современного кинематографа.

10/10

Обзор подготовлен специально для портала "Библиотека ужасов".

патология, драма, одержимость, 10 из 10, безумие, аронофски

Previous post Next post
Up