“Assassinio al cimitero etrusco” (Преступление на кладбище этрусков) (1982). Джоанну преследует один и тот же кошмар: в своих снах она становится свидетельницей странного и жестокого ритуала этрусков, в ходе которого убивают нескольких людей, сворачивая им шеи. Впрочем, кошмары продолжаются и наяву: получив фотографии из Тосканы, от Артура, супруга-археолога, обнаружившего древнее этрусское захоронение, девушка видит на бумаге не только некое подобие склепа, но и… невероятное количество трупных червей, словно одеялом укрывших снимки. Вот только склеп реален, а отвратительные белесые твари - нет. Той же ночью ей снится сон, в котором женщина в белом трауре убивает Артура. Все тем же, уже знакомым способом. Характерно, что в своем ночном видении Джоанна видела склеп во всех подробностях - и ее муж, немало этим удивленный, подтвердил: действительно, в пещере есть некий кратер. Выходит, сны нашей героини напрямую переплетаются с реальностью? Похоже на то, ведь в ходе телефонного разговора некто сворачивает Артуру шею. Не принимая во внимание слова отца о том, что теперь уже покойный археолог взял ее в жены лишь из-за солидного наследства, Джоанна, на пару с коллегой по имени Майк, отправляется в Италию. Дабы собственными глазами увидеть место преступления и этрусский склеп, а также попытаться распутать хитрый детективный клубок, в центре которого вскоре окажется не только смерть Артура, но и еще почти десяток убийств, совершенных одним и тем же способом. Джоанну ждет много сюрпризов - ведь люди, что окружали ее долгие годы, окажутся вовсе не теми, за кого она их принимала…
Серджио Мартино - бесспорно Имя. Бренд, которому стоит доверять. Легенда италохоррора и просто хороший режиссер. Но, как и у всякого талантливого творца, у Мартино случались откровенные провалы. Увы, «Преступление на кладбище этрусков» - один из них. Не верится, что автором этого фильма стал тот же человек, что подарил нам «Торсо», «Бога людоедов», «Все оттенки тьмы», «Остров людей-рыб» и «Стальные руки». Чего здесь только нет! И древние ритуалы, и таинственный убийца, и загадочные незнакомцы, и старинный склеп с кратером посередине, что извергает из себя туман и жутковатые звуки, словно родом из Преисподней. Добавим к этому килограмм-другой (не шучу!) червей, отчаянно смахивающих на свежесваренные макароны, примитивную, но атмосферную музыку, подобную которой мы уже много раз слышали в такого рода фильмах, а также героя-детектива, одинокую киллершу и целый наркокартель! Хотите детектив? Ю ар велкам. Giallo? Почему бы и нет. Ужасы? И они будут. А еще - много криминального триллера, чуть-чуть романтики и откровенной «телесериальности». В «Преступлении…» смешана куча разных ингредиентов, но все они одинаково невкусные. После того, как выясняется, чем же на самом деле так ценен склеп, интерес к фильму теряется, и остается досматривать его лишь ради смеха. Джон Сэксон? Легендарный актер, но здесь у него порядка пяти минут экранного времени. Черви? Да. Много. Убийства? Да. Много. Ничем друг от друга не отличающиеся. Вот и весь хоррор: бескровно-скучные умертвления и «макароны», появляющиеся к месту и не к месту. А финал и вовсе сделал бы честь дешевой мексиканской теле-мелодраме. Неплохо сыграно и прилично снято, - как и следовало ожидать. Увы, иных достоинств у «Преступления…» нет.
2/10