“Vampyr - Der Traum des Allan Gray” (Вампир) (1932). Вы знаете его? Нет? Странно. Ведь это Аллан Грэй собственной персоной. Личность известная. Молодой человек, испытывающий непреодолимую тягу к непознанному и неизведанному. В поисках новых ощущений и нового багажа для чуланов собственного подсознания, Аллан прибывает в маленькую европейскую деревушку под названием Кортэмпьер, где, как говорят, творятся странные вещи. Не врут: это место действительно внушает ужас. Тени на стенах, тени на улицах. Крики детей и лай собак - хотя в деревне нет ни детей, ни собак. Слепой, безумный старик с ужасно изуродованным лицом. Незваный гость Аллана, заявляющийся в его номер посреди ночи со словами: «Она не должна умереть…», оставляя Грэю пакет с надписью: «Вскрыть после моей смерти». Дикий, мрачный дом ужасов по соседству с деревенским «отелем» - дом, в котором скрыт вход в подвал, запертый на все засовы. Это царствие человеческих черепов и сумасшедшей, невидящей леди. А рядом с тем домом примостился замок, где затворником проживает мужчина и две его дочери. Одна из них - при смерти, в бессознательном состоянии. Кричит, вопит, требуя свежую кровь. Да, здесь, где-то в окрестностях замка и находящейся рядом деревеньки бродит вампир. Старое и страшное существо, продлевающее себе жизнь за счет жизней молодых. Грэй нашел то, что хотел. Но сможет ли он уйти отсюда живым?
Какая похвала может считаться наилучшей для фильма, снятого 78 лет назад? Наверное, та, что говорит: эта лента современнее, искуснее, изящнее, эффектнее большинства хорроров, снятых в наши дни. Изначально стандартный сюжет в «Вампире» перерождается во что-то немыслимое - словно сюрреалистическое полотно талантливого художника воплотилось в кинопленке, чудесным образом перешагнув из мира статики в мир действия. Краски, тени и операторская работа - прекрасны; «Вампир» не просто кажется, а на самом деле является визуальным шедевром. Благо не на всех детей целлулоида распространяются законы времени. Как сейчас смотрятся ранние фильмы о Годзилле, те, что заставляли тогдашних зрителей пищать от ужаса и восторга? Как будет смотреться «Аватар» в 2088 году? Однако не таков «Вампир» Карла Теодора Драйера. Он пугает, чарует, интригует. С успехом делает это в 2010-м, с успехом делал это в 1932-ом. И в этом заслуга режиссера, а не мастеров по спецэффектам. Умная, невероятно красивая, в чем-то трагичная и бесконечно символичная работа, более похожая на сложный, многослойный сон. Один из лучших фильмов в рамках «вампирского» кино. Во всяком случае, такого сочетания сценарного и операторского гения я не видел. Никогда.
P.S. Удивительный момент: исполнитель роли Аллана Грэя поразительно похож на Говарда Филлипса Лавкрафта. Случайное совпадение?..
10/10