“The Ghoul” (Упырь) (1975)

Dec 30, 2024 15:57


“The Ghoul” (Упырь) (1975). После розыгрыша с участием «повешенного» вечеринка, устроенная Биллом, набирает еще большие обороты - танцы, вероятно, закончатся только к утру. Но Дафне скучно. Она выбирается во двор, к стоящим там машинам, усаживается в спортивный автомобиль хозяина дома, расхваливая железного коня на все лады и мимоходом предлагая Биллу отправиться в путь. Доехать всего-то до Лэнсинга, ну и что, что до него 200 километров! Даже не доехать - домчаться, устроить настоящую гонку. Кто первым искупается в Атлантическом океане, тот и победитель. Билл, конечно, Дафну за руль бы не пустил, да кто его спросит, ведь эта оторва в годы Первой мировой сама напросилась на место водителя «скорой», специально состарив себя лет на десять. А вторым экипажем выступит Джеффри, бойфренд Дафны, и подруга Билла Анджела. Гонка выходит не на смерть, а на смерть! Ну, почти. А потом на землю спускается туман, и у машины, за рулем которой находится Дафна, начинает ворчать мотор - бензин на нуле. Ее спутник отправляется навстречу белой мгле с канистрами в руках, девушка же, утомленная скоростью и алкоголем, засыпает… А когда просыпается - уже от холода - понимает, что Билл так и не вернулся. На ее удачу в потемках встречается джентльмен, вежливость которого, впрочем, быстро улетучивается: выждав удобный момент, он подбирает с земли увесистый камень и бросает его в Дафну, попадая аккурат в затылок… Не следовало даже и близко подходить к границам старого поместья доктора Лоуренса.
.
Фильм «позднего» Фрэдди Фрэнсиса, который с блеском начал режиссерскую карьеру в жанре ужасов, отметившись такими работами как «День Триффидов», «Сын Дракулы» и «Сад пыток», но закончил - много лет спустя, в восьмидесятых - совершенно непримечательными образцами хоррора. (Последней лентой его авторства стала «Темная башня» 1987-го, снятая в паре с Кеном Видерхорном («Шоковые волны»), чей синопсис оказался намного лучшего того, что в итоге получилось). С одной стороны, мастерство не пропьешь, с другой, ничего нового в «Упыре» нет, есть только очарование хорошо обыгранных штампов да не слишком-то стандартный пролог, занимающий добрые 15-20 минут. Да-да, упомянутые выше гонки на родстерах 20-х годов 20-го века, ведь именно в те времена разворачивается действие фильма. Потом: загадочное поместье, стоящее посреди нигде, поместье, надежно скрытое туманом, который, бывает, не рассеивается целыми днями, и Питер Кашинг в роли доктора Лоуренса, интеллигента и аристократа, прекрасно играющего на скрипке, живущего практически в полном одиночестве. Если, конечно, не считать экономки со странным именем Айя и непривычным акцентом, а также диковатого садовника Тома. Того самого, с камнем. Есть и еще кое-кто. На чердаке дома. И тут нам становится известно, что Лоуренс - не просто обыкновенный затворник, а отвернувшийся от Бога священник, когда-то служивший миссионером в Индии, повидавший там немало ужасов и похоронивший на чужбине всю свою семью. Отдельные ниточки прекрасно связываются в единый клубок, хотя вопросы всё равно остаются - в том смысле, что интрига сохраняется добрую часть фильма. Равно как и атмосфера. Вернее даже не так; она пронизывает «Упыря» от и до. Добавляем сюда немного ревущих 20-х из пролога, приличный шмат готики, молодого Джона Херта в роли Тома, отсылки к кровожадному индуизму и внезапно к «Психо». В итоге получаем отличный хоррор, который, к сожалению, стал третьим и последним в недолгой истории британской студии «Тайберн», основанной сыном Фрэнсиса, Кевином. Совсем не те времена были на дворе, чтобы попытаться заменить собой сдающий год за годом «Хаммер», да и популярность британского хоррора в Европе и Новом свете почти сошла на нет.
.
7/10

психо, питер кашинг, индия, британский хоррор, семидесятые, хаммер, безумие, готический хоррор

Previous post Next post
Up