“Refuge” (Убежище) (2024). Рик Педрони возвращается с войны. Как и обещал любимой, с которой сыграл свадьбу незадолго до отправки в Афганистан, - живым. Добавить бы «здоровым», но так кажется только на первый взгляд. Ни малейших эмоций, ни единого слова, маска вместо лица. Он исправно функционирует с точки зрения живого организма: потребляет еду, принимает душ, справляет естественные потребности, но кажется будто часть мозга рядового, дослужившегося на войне до сержанта, не сказать, что утрачена, скорее просто закрыта, как для него, так и окружающих. Словно в исступлении рубит мясо для ужина, сам того не замечая вскрывает себе руку - а при попытке отца помочь ему, бросается на старика. Решив впервые после возвращения заняться сексом с Кейт, ведет себя словно животное, да к тому же скрывая лицо за маской, идею которой «подсмотрел» на одном из сеансов психотерапии для таких же как он, страдающих от ПТСР. Наведывается в местную мусульманскую общину, чтобы напасть и быть избитым. Где была пройдена точка невозврата? Не тогда ли, когда Рик вызвался в качестве добровольца, чтобы обследовать пещеры, где, как полагал его командир, прятались боевики из той группы, которую «накрыл» отряд, в составе которого находился и сам Педрони? Не тогда ли, когда Рик обнаружил там что-то не из мира людей - и оно нашло его?
.
Ренни Харлин, он же Лаури Мауритц Харьола, вернулся к тому, с чего когда-то начинал. «Самый известный финский режиссер в Голливуде», снявший «Скалолаза» и вторую часть «Крепкого орешка», дебютировал все же совсем не высокобюджетными экшен-фильмами, а недорогой хоррор-постановкой про «Тюрьму», очередного психа, приговоренного к смертной казни и сумевшего вернуться с той стороны обратно, чтобы вновь убивать. Пришли 2000-е, случился странноватый политический манифест с Вэлом Килмером в виде «Пяти дней в Августе», до этого - замечательно креативный слэшер «Охотники за разумом» с тем же Килмером и еще несколько фильмов ужасов, не плохих и не хороших. Дальше - что-то невнятное в разных жанрах, от боевика до фэнтэзи, и «Тайна перевала Дятлова», типичный образчик B-Movie. Словом, никакого больше Голливуда. И вернуть былые позиции при помощи «Убежища» Харлин предсказуемо даже не пытался. Приехал в Болгарию на съемки очередного фильма, съемки были отменены, и раз уж так получилось, да чтобы поездка не пропала зря, Ренни принял первое же предложение и занялся проектом, о существовании которого до этого момента даже не подозревал. Тема отнюдь не новая: кто из тех, кто отправился на любую из войн, возвращается домой прежним? Таких еще не было - не зря же в 70-х появился термин «вьетнамский синдром». Невольно вспоминается «Смертельный сон» Боба Кларка, ставший своего рода классикой пост-военного хоррора - но кроме завязки («Ушел один, вернулся другой») у этих двух лент нет ровным счетом ничего общего. Здесь сплетено многое. И быть бы этому коктейлю отличной драмой с налетом ужасов…
.
Но обо всем по порядку. Задумка неплохая. Что-то от «Джиннов» и «Красных песков», что-то от «Экзорциста» (а ведь Харлин снял один из его полуофициальных сиквелов). Пробивающаяся выпуклым, набухшим фурункулом социально-религиозная проблематика: на арене возникает имам Ибрагим и его сын-подросток Фарид, постоянно влипающий в разборки с «белыми», считающих его и его семью террористами. Вау! Ислам сталкивается с Западным миром, одна нетерпимость налетает секирой на другую, а ПТСР встречается лицом к лицу с одержимостью демоном войны, призванным показать «гражданским», что это такое - настоящая мясорубка, чей механизм не останавливается ни на минуту, превращая в фарш не только тела, но и души. А кто в результате оказывается виноват? Конечно, джинны. «Тайна перевала Дятлова» была невероятно банальным хоррором, который быстро обрубал все наивно таившиеся у зрителя надежды. Аналогично - со «Сделкой с Дьяволом», будто снятой по мотивам иного романа Стефани Майер. «Убежище» намного интереснее, от идеи с масками до включения в сценарий американских мусульман - Харлин пытается удержаться на грани, не деля кого бы то ни было на «плохих» и «хороших», и ему это удается. Бытовой шовинизм подан на диво хорошо, причем с обеих сторон. Дважды удивительно, если вспомнить о том, как эта лента вообще появилась на свет. Возможно, дело в сценарии, над которым работал тот же человек, что и над «Вороньем», одним из лучших образцов «птичьего» хоррора? К сожалению, «Убежище» - не «Воронье».
.
Харлин был, есть и остается хорошим режиссером, способным выжать максимум из минимального бюджета, но этот фильм недалеко ушел от его же «Тюрьмы». Вполне приличная «однодневка», симпатично снятая, на 100% смотрибельная, но скомканная, тривиальная, местами даже слащавая. И лишний балл - только за впихуемость невпихуемого. P.S. Зомби не будет.
.
6/10