“Gods of the Deep” (Боги бездны) (2023). Однажды днем в кабинете Джима Питерса, профессора лондонского отделения университета Мискатоник, незваным гостем появляется Джулия Гольдштейн, представительница корпорации Пикмана, и предлагает молодому ученому присоединиться к новому, самому важному этапу антарктической экспедиции. Не так давно аккурат между Антарктидой и Чили была обнаружена глубочайшая точка во всем мировом океане: 11 тысяч метров! Решено собрать команду и, после завершения строительства инновационного глубоководного аппарата, получившего название «Провиденс-3», отправить исследователей в буквальном смысле ко дну, где, по всей видимости, находится рукотворная конструкция, отдаленно напоминающая некий портал. Отправная точка: одна из морских баз на северном побережье Антарктиды, состав: капитан Гордон Аткинс, морской биолог Кристина Харрис, инженер Хэнк О’Коннелл, офицер по безопасности Джозеф Микер и, наконец, владелец корпорации-спонсора, старик Джед Пикман, посвятивший большую часть жизни исследованию всего, что лежит за гранью человеческих знаний и человеческого понимания. Отказаться от такого предложения Джим не мог - ведь его отец Уолт когда-то пропал в тех же краях, возглавляя экспедицию все той же компании. Через какое-то время после успешного спуска «Провиденс-3» оказывается близ «ворот», а потом и внутри них. Связь с большой землей теряется на бесконечные три часа, хотя Питерс и остальные уверены, что прошло всего-то пять-десять минут, двигатели отказывают, а глазам ученых открываются руины огромных каменных построек…
.
«Боги бездны» - новый фильм британского режиссера Чарли Стидса, сколь плодовитого, столь и талантливого, находившийся в стадии пост-продакшена целую вечность, особенно по меркам Чарли, исправно снимающего по одному-двум хоррорам каждый год. Налицо попытка создания своего собственного «сериала», основанного на рассказах великого Эйч Пи Эл, ведь предыдущей лентой была столь же лавкрафтианская «Заморозка». Отличие в том, что там действие развивалось в арктических льдах, а здесь - в тех же льдах, только на противоположном конце земли, близ самого большого континента нашей планеты, когда-то определенно населенной Древними. Для Стидса обе эти работы - что-то новенькое, ведь раньше, хоть он и работал в рамках одного-единственного жанра, Чарли тяготел к максимальной вариативности: его фильмы повествовали то о мутантах из сельской Великобритании («Люди с баржи»), то о призраках («Чисто английское привидение»), то о древних духах, подчиняющих себе людей («Зимняя шкура»). Это помимо вервольфов, вампиров, каннибалов и ку-клукс-клановцев. В «Богах бездны» нет ни грамма трэша и любительщины, отличающих последние творения Чада Феррина, аналогичным образом плотно взявшегося за наследие Лавкрафта. Вместо этого - лихая солянка из литературы и целлулоида, от «Зова Ктулху» и «Хребтов безумия» до «Гуманоидов из бездны» Барбары Питерс и «Глубокого погружения» Хуана Пикера Симона, по моему скромному мнению, не только лучшего фильма испанского хоррормейкера, но и одного из лучших подводных хорроров в принципе. А еще - чуть-чуть «Горизонта событий», хотя бюджет и технический уровень, конечно, несопоставимы. Это не столько ужасы, сколько внепланетный sci-fi, цветовыми решениями напоминающий то о «Мэнди» Паноса Косматоса, то о «Цвете из иных миров» Ричарда Стэнли - и заодно самый дорогой фильм из всех когда-либо снятых Стидсом. Хорош дизайн «Провиденса», хорош условный Р'Льех, хороша и визуализация Древних, обошедшаяся без всякой графики. А еще лучше - откат к восьмидесятым в наилучшем их виде. Только забудьте про сюжет и логику. Они здесь лишние.
.
7,5/10