![](https://ic.pics.livejournal.com/stalhammar/22479839/1161976/1161976_original.jpg)
«Оберег» (1991). Полесье, белорусско-украинская граница, радиоактивная зона, невероятной красоты природа, мертвые деревни и еле живые города. На этом фоне постперестроечный Киев кажется настоящей меккой, оплотом цивилизации, городом, куда стоит стремиться ради лучшей жизни - туда-то старинные друзья Петр и Андрей, оба родом из глухого полесского села, и переехали. Один со временем занял высокий пост в городской администрации, второй, как был, так и остался форменным тунеядцем, пусть и не лишенным талантов. Тем утром они виделись, как выяснится позже, в последний раз. И младший навсегда запомнит слова старшего: «Я освобождаю свое место. Займи его». Позже Петра найдут на лестнице, мертвым, со страшной гримасой смерти на устах - говорят, просто споткнулся. Да так, знаете ли, неудачно… Не проходит и нескольких дней после похорон, как за Андреем уже закреплен кабинет в администрации - теперь он при костюме, машине, личном водителе и должности пусть пешки, но пешки при самом Георгии Васильевиче, для местных дел важной и чертовски исполнительной. Одна только проблема: жуткая улыбка Петра видится ему всюду, где бы «младший» ни появлялся. Путь по карьерной лестнице вверх продолжается изо дня в день, но эта резкая трансформация в жизни Андрея отнюдь не единственная… Он становится нежитью.
.
Постсоветский и дороссийский фильм с трудной судьбой, как, впрочем, и у всех тех, что были сняты на изломе эпох, на кладбище одной страны и появлении из пепла совершенно другой, в которой уже не было ни Киева, ни Гомеля, ни Полесья. До наших времен он дошел, сохранился чудом (и стараниями энтузиастов-реставраторов). По большому счету, «Оберег» мог бы так и остаться незаконченным проектом, ведь поначалу за финансирование взялась одна компания-однодневка, потом исчезла, ее место заняла другая, и тоже исчезла. Никакого кинопроката, показ в парочке-другой клубов, и еще разок - в ночном эфире одного из украинских телеканалов. А ведь творение Николая Рашеева, до той поры снимавшего исключительно комедии и для которого эта лента стала последней в творческой биографии, - не просто позабытая всеми социальная драма, а настоящий хоррор, невероятно талантливо снятый! С бОльшим акцентом на визуальный ряд, операторские решения, чем на диалоги, которых крайне мало. С прекрасным Валерием Гаркалиным в одной из лучших его ролей, с «Петром», что в послесмертии своем чем-то напоминает своего условного коллегу, Николая Ильича Мальцева из легендарного «Прикосновения». Конечно, тут нет жестоких убийств, чудовищных преображений простого человека в мифического монстра. Зато прекрасно подана трансформация общества, страны в целом, вурдалак же - фигура сугубо аллегорическая. «Оберег» - родной брат другого, однажды утерянного фильма ужасов советско-украинского производства. Речь о «Часе оборотня» Игоря Шевченко. У обоих в чем-то схожий, но и во многом разный сюжет. Оба блистательно сыграны и сняты. Оба напрочь позабыты - и совсем недавно воскрешены из небытия. И оба обязательны к просмотру, если вам интересно не просто редкое постперестроечное кино, но и кино по-настоящему хорошее, вне времен и жанров.
.
7,5/10