«1899» (2022). Все начинается 19 октября 1899-го. После таинственного исчезновения трансатлантического корабля «Прометей», из Европы, взяв курс на Нью-Йорк, отплывает его собрат под названием «Цербер». На борту - люди самых разных национальностей и разных судеб. Мора Франклин, первая женщина-врач в Великобритании, занимающаяся неврологией, но лишенная на родине практики - в те времена медиками могли быть только мужчины. И с «Прометеем» мисс Франклин явно что-то связывает. Решение же об отплытии было принято после того, как девушка получила от брата, проживающего в Нью-Йорке, письмо, о содержании которого мы не знаем. Знаем лишь, что для Моры оно оказалось чертовски важным. Среди остальных пассажиров выделяются Анхель, путешествующий вместе с лже-братом, лже-священником и лже-испанцем Рамиро - при одной мысли о возвращении на родину его начинает колотить дрожь - на то есть веская причина. Несчастливая пара молодоженов, французы Люсьен и Клеменс. Линь-И и Юк-Дже, молодая и средних лет китаянки, успешно мимикрирующие под японок. На нижней палубе - «низший» люд, включая богобоязненную датскую семью, состоящую из Ангера, его жены Ибен, старшей (и беременной) дочери Туве, младшей Ады и сына Кристера, еще ниже - кочегары, включая поляка по имени Олек и безбилетника Жерома.
.
Почти у всех из этих людей темное и тайное прошлое, сбежав от которого, они надеются обрести новую жизнь в Новом свете. Плыть семь дней, путешествие должно быть недолгим - именно поэтому многие отдали за билеты немало денег. Однако в один прекрасный день капитан «Цербера» (постоянно прикладывающий к бутылке мужчина, что совсем недавно пережил страшную семейную трагедию) меняет курс, и причиной тому становится сообщение, предположительно полученное с «Прометея», давно считающегося затонувшим. Никаких слов, мольб, никакой информации, ничего. Только координаты. По идее, корабль - если он дрейфовал последние четыре месяца - должно было отнести на север от курса. Как он оказался здесь, вопреки всем законам природы и Атлантики? Через некоторое время рядом и впрямь начинает выситься махина «Прометея» - на борт отправляется капитан, вместе с ним - Мора, Жером, Олек и Рамиро. На судне никого. Ни следа от 1423 пассажиров. Только маленький мальчик, запертый в ящике, мальчик, не говорящий ни слова. Как он смог выжить? Нет ответа. Как нет ответа и на то, каким образом с корабля был подан сигнал, ведь телеграф уничтожен. Следующее утро не приносит облегчения. Невесть откуда на борту «Цербера» появляется новый, ранее никем не виденный пассажир, все без исключения компасы сходят с ума, а от транспортной компании приходит сообщение: «Потопите «Прометей». Абсолютно целый корабль, один металл которого стоит целое состояние? На дорогу до Нью-Йорка не остается угля, «Цербер» попадает в страшный туман, пропадает Ада… И кошмар развивается по спирали.
.
Новый сериал от создателей «Тьмы». Звучит вкусно! Для тех, кто видел «Тьму» (я - нет). Релиз - на Netflix, синопсис - просто загляденье, кто же не любит камерную мистику на воде! Как пройти мимо столь занятной истории, к тому же созданной хорошо зарекомендовавшими себя в жанре людьми? (ответ - никак). Особый смак сериала в том, что в нем немалое количество первостепенных героев, и Мора - лишь одна из них; к тому же все они разных национальностей, с разными бэкграундами, яркие, выпуклые, прекрасно выписанные персонажи. И никто из них не кажется лишним. Без штампов, конечно, не обходится. Молчаливый мальчик, словно родом из иного джей-хоррора (в итоге отнюдь не Антихрист и не мстительный призрак), таинственный незнакомец, словно родом из «Касл-рока» (в итоге отнюдь не Билл Скарсгорд и его «Малыш»). Многочисленные отсылки к чему только угодно - но грамотные. Сериал, как и должно формату, нетороплив, однако его не назвать медленным или полным сцен-филлеров, интрига идет по нарастающей, от эпизода к эпизоду, атмосферы - выше крыши, в том числе за счет вечно-зимней серости Атлантического океана. История затягивает и не отпускает, не важно - за окном день или ночь, не важно, что пора спать или пора на работу, и это огромный плюс в копилку создателей. Уникальный случай, когда каждый новый эпизод интереснее предыдущего. Все загадки складываются в единый, ладный и складный паззл, а уже в финале пятого сегмента из восьми хочется аплодировать сценаристу стоя (или аплодировать стоит Филиппу Дику и его «Лабиринту смерти», на котором явно основана вся концепция сериала?). Предпочитаю старые добрые полнометражные фильмы, не очень уважаю сериальный формат - но «1899» стал приятным исключением из правил.
.
8/10