«Черная гора» (2022). Канун нового, «олимпийского» 1980 года, карельский поселок под названием Черная гора, новый пансионат, куда отправляются пятеро студентов истфака, чтобы в скором времени стать пионервожатыми на время новогодних каникул: елку наряжаем второго января, третьего ставим красочный спектакль для школьников. Руководить подготовкой будет преподаватель и доцент Роман Петрович, в качестве наблюдательницы - настоящий цербер, дочь ректора Ангелина Львовна, женщина лет тридцати, для студентов - просто Мымра. Больше в трехэтажном здании никого нет, все же Новый год - семейный праздник, и большинство советских людей предпочитают проводить его дома с семьями. Хотя нет, есть и восьмой, это молодой кочегар Витя, в недавнем прошлом тоже студент, да неудавшийся и из института благополучно вылетевший. Без проблемных отношений дело не обходится: Паша собирается сделать предложение Катюше, но за ней тщетно пытается ухаживать Доцент, в самого же Доцента, в свою очередь, влюблена Мымра. И в ночь с 31 декабря на 1 января происходит двойной ритуал. Руны на полуобнаженном теле Риты, срисованные девушкой из «контрафактной» норвежской книги, посвященной скандинавскому эпосу - ведь гремит вечеринка в закрытом бассейне! - только цветочки.
.
Советская ностальгия - тема в современном российском кино, кажется, нескончаемая. Правило это прекрасно работает и в хорроре, вспомним «С.С.Д.» вкупе с «Пищеблоком». Российско-казахская (!) «Черная гора» продолжает старую добрую традицию. Действие якобы разворачивается в Карелии, хотя не исключено, что снято в зимнем Казахстане, где хватает и снега, и 50-градусных морозов. Не просто так в самом начале Роман Петрович говорит о психических отклонениях, прерываемый Мымрой - мол, вы не психолог. Не просто так Катя вспоминает языческие племена, что приносили в жертву людей на этих землях. Не просто так Витя оказывается правнуком местного шамана, от которого унаследовал немало знаний - причем, не только по части крепких настоек. Между тем, в санатории ночью начинаются перебои с электричеством, а потом исчезает одна из девушек… Снято хорошо, спору нет, как минимум несколько скриншотов украсили бы любой хоррор-паблик. Однако от аутентичности и переноса во времени нет ни следа (оцените музыку с пластинки в котельной, прически, макияж, одежду). Зачем было помещать героев на рубеж 1979-го и 1980-го, если выглядит все так, словно молодежь приехала на новогодние в 2022-м? (А мобильной связи у нас, знаете ли, до сих пор нет много где, и это «много где» - не только заполярная тундра; да и локации десятилетиями не меняются). Оригинальности ноль, предсказуемость стопроцентная. Зато с привкусом язычества. И повторюсь: визуально, технически всё очень качественно, фильм можно смело запускать в международный кино- и видеопрокат. Возвращение российского хоррора? Было бы неплохо.
.
6,5/10