“The Fall of the House of Usher” (Падение дома Ашеров) (1960)

Oct 03, 2022 00:40


“The Fall of the House of Usher” (Падение дома Ашеров) (1960). Молодой Филипп Уинтроп проделал непростой и долгий путь из Бостона до Новой Англии. И все только для того, чтобы ему дали от ворот поворот?! Пунктом назначения значилось старинное поместье, принадлежащее роду Ашеров, невероятно мрачное здание, настолько серое, что кажется почти черным в вечном полумраке этих гиблых мест, окутанных мглой и украшенных мертвыми редкими деревьями. Обитателей всего трое. Дворецкий Бристоль, Родерик Ашер и его младшая сестра Мэдлин, прекрасная девушка, которую Филипп встретил в Бостоне… и полностью потерял голову. Они жених и невеста, скоро должны сыграть свадьбу. Впрочем, гостю из большого города здесь совсем не рады.
.
Оба мужчины настаивают на том, что он должен уехать, и чем быстрее, тем лучше. Дом стоит на болоте, ходит ходуном, по стенам ползут огромные трещины. Во всех комнатах царит темнота, солнца здесь не бывает. А Уинтропа первым делом просят снять сапоги. Потому что любые громкие звуки под строгим запретом. «Мы словно фигурки из тонкого стекла», - уверяет Филиппа Родерик. Их семья проклята, продолжает он свой рассказ, и проклятье это, по его словам, заключается в чрезмерно обостренных чувствах. Яркий свет буквально убивает их, как и запах цветов, как и громкая речь, как и острая пища. Ашеры готовятся к скорой смерти. Да что там, для Мэдлин это буквально навязчивая идея, и она немало времени проводит в семейном склепе. Девушка мечтает о Бостоне, однако шансов на то, что она сможет покинуть родовое поместье ЖИВОЙ, крайне мало…
.
1960-й год, Роджер Корман, American International Pictures, Винсент Прайс в роли Родерика, рассказ Эдгара Аллана По в качестве литературного первоисточника. Ни для кого не секрет, что Корман не раз, не два и не три обращался к наследию одного из родоначальников хоррор-литературы. Но этот фильм, именно он, стал лучшим среди всего, что Роджер снял «по мотивам» и не только. Все мы помним, что на его счету сотни продюсерских работ, вплоть до откровенного трэша. Особенно поздних, в восьмидесятых и девяностых. Но это продюсерские. А режиссерские? Были и бриллианты. Абсолютно серьезные, качественно поставленные ленты с блестящей актерской игрой, пропитанные готическим духом, полные саспенса, с намертво врезающимися в память диалогами (не зря же над сценарием работал Ричард Матесон). Притом, что декораций - минимум, актеров - минимум, выразительных средств - тоже.
.
Атмосфера болезненности и разложения передана на триста процентов из ста, хотя одержимость Эдгаром каталепсией и погребением заживо несколько обескураживает, благо в «Падении» много и от «Черного кота», и от «Преждевременных похорон». Винсент Прайс неподражаем. А зритель буквально каждую минуту стынет от ощущения грядущего ужаса, совершенно безысходного - надежды на happy end нет ни малейшей. (И в этом плане вспоминается другой фильм Кормана, хорошо известный «Террор» с Джеком Николсоном). Перед нами абсолютная классика, как с точки зрения переноса на экран историй мистера По, так и с точки зрения фильмографии мистера Кормана. И превзойти самого себя легендарный режиссер, пожалуй, только один-единственный раз, тремя годами позже, когда снял «Заколдованный замок», где, впрочем, было куда больше от Лавкрафта, чем от автора «Лигейи» и «Ворона».
.
8/10

корман, матесон, шестидесятые, экранизация, винсент прайс, проклятие, эдгар аллан по, aip, готический хоррор, замок, классика жанра

Previous post Next post
Up