Итальянская металлургическая промышленности по своим производственным возможностям уступает только германской. Тем не менее, масштабы не спасли ее от проблем вследствие которых выплавка стали в стране в прошлом году упала на 11%. И дело тут не только в кризисе. Крупнейший завод страны Ilva в городе Таранто все еще балансирует на грани закрытия после обострения экологического конфликта между местными жителями, прокуратурой и владельцами завода. Но в сложном положении очутилось не только это предприятие. На втором крупном металлургическом заводе страны - Lucchini в городе Пиомбино - также введена временная администрация представителей государства. И теперь уже профсоюзы этого комбината предлагают способ спасти оба завода.
Сталелитейное оборудование на Ilva выведено из эксплуатации до окончания модернизации и снижения уровня загрязнений окружающей среды. Поэтому представители профсоюза обратились к итальянскому правительству с требованиями создать альянс двух крупнейших металлургических заводов страны для предотвращения их закрытия. Углубленная интеграция производства крупнейших итальянских игроков рынка стали может обеспечить обоим предприятиям необходимый уровень загрузки мощностей. Для этого необходимо поднять производство стальных полуфабрикатов на заводе Lucchini. Дальнейшая их переработка будет уже проводиться на прокатном оборудовании завода Ilva до того момента пока тут не проведут
работы по модернизации сталеплавильного оборудования. С технической точки зрения такое нововведение вполне возможно. Вызывают опасения лишь экономические аспекты работы двух заводов по новой схеме. Перевозка полуфабрикатов увеличит себестоимость готового продукта, а появление дополнительных партий проката обострит проблему перенасыщенности на итальянском рынке металла. В результате падение цен на сталь в Италии лишь ускорится, что может привести к еще более серьезным проблемам в отрасли. Тем не менее, профсоюзы настаивают именно на таком варианте выхода из ситуации, поскольку полная остановка обеих заводов, по их мнению, откроет
путь для поставок стальной продукции из других стран Европы.
В то же время, способ, предложенный итальянскому правительству профсоюзами, не так давно опробован на практике в Украине. Правда подобное сотрудничество налажено между предприятиями одного холдинга, тем не менее, причины, приведшие к внедрению подобных схем, одни и те же - экология. В прошлом году холдинг Метинвест из-за несоответствия экологическим нормам вывел из эксплуатации три коксовые батареи и аглофабрику на металлургическом комбинате Азовсталь в Мариуполе. Для того, чтобы предприятие не оказалось на грани полной остановки, поставки агломерата были направлены с соседнего предприятия - Мариупольского МК им Ильича. Поскольку
три оставшиеся коксовые батареи Азовстали не могли полностью обеспечить предприятие, кокс на комбинат
начал поступать с Авдеевского КХЗ. Изменения в схеме поставок сырья пришлось внедрять на фоне стремительного падения спроса и цен на украинскую сталь и прокат. К тому же
на аглофабрике ММК им. Ильича была запланирована реконструкция. Но тут ей пришлось работать с повышенной нагрузкой: и на своих доменщиков, и на соседей. Тем не менее, новшества позволили обоим заводам в прошлом году снизить уровень выбросов в атмосферу на 13%. Для того, чтобы до конца этого года их объем сократился еще на 7,5%, Метинвест решил направить часть инвестиций на повышение экологичности производства. Оба мариупольских комбината для экологической модернизации используют около 285 млн. грн.: комбинат Азовсталь - 165 млн. грн., ММК им. Ильича - около 120 млн. грн. Вероятно таких затрат будет недостаточно для коренной перестройки производства на заводах, но снять остроту экологических проблем в Мариуполе позволят. По крайней мере, митинги протеста в городе практически сошли на нет, а активисты-экологи при посещении заводов теперь отмечают очевидный прогресс.