После полностью провального по показателям прошлого года металлургическая отрасль страны пытается «наверстать потери». Первые три месяца года для отрасли оказались достаточно успешными. Но вот есть ли тут заслуга самих металлургов. Некоторые из факторов, способствовавших росту производства, от них никак не зависят. А тем временем, от успешности работы отрасли в немалой степени зависит благосостояние всей страны. Металл дает четверть валютных доходов от экспорта из Украины. В свою очередь, на экспорт наша страна направляет около половины ВВП. И чуть больше товаров завозит из-за границы. Прошлогодний дисбаланс экспортно-импортных товарных потоков уже поставил Украину на грань дефолта. И от развития ситуации в металлургическом сегменте экономики зависит, переступит ли страна эту грань, или сможет удержаться на краю финансового коллапса.
С начала года
объемы производства основных видов продукции в металлургической отрасли умеренно росли. В сравнении с показателями первого квартала прошлого года выплавка чугуна и стали увеличилась на 2%, производство общего металлопроката - на 1%. Но вот на этом се основания для оптимизма и заканчиваются. Ведь основные причины - климатические и конъюнктурные - быстротечны и не зависят от желания металлургов Украины варить и продавать все больше чугуна, стали, проката. Поэтому вполне возможна ситуация, когда украинской металлургии не удастся удержать спринтерский темп на марафонской дистанции этого года.
За весь первый квартал года наибольшего прироста производства отрасли удалось достичь в феврале. В прошлом году этот месяц был достаточно холодным, что вначале отразилось на доставке, а затем - и на объемах производства стали и проката. По этой причине февральские итоги металлургии в этом году оказались столь оптимистичными. Возможно, климатический фактор стал причиной и более раннего сезонного пика активности. Накануне весны и активизации строительной отрасли многие операторы рынка запасаются впрок металлопродукцией в расчете на оживление деловой активности и рост цен. В прошлом году этот период пришелся на апрель май, а в текущем - оживление на металлорынке стало очевидным уже со второй половины февраля. Но в прошлом году, после затухания весеннего всплеска, начался затяжной период спада и стагнации по всему миру. И сейчас небольшой подъем в феврале сменился мартовским спадом: за первый весенний месяц выпуск стали в стране уменьшился на 1,2%.
Небольшой плюс в копилку отрасли внес и новый электросталеплавильный завод Интерпайп Стиил, запущенный в работу только в октябре 2012 года. Более широкие возможности по выплавке металла нового предприятия с лихвой перекрыли потери от вывода из эксплуатации мартеновского цеха Нижнеднепровского трубопрокатного завода из той же корпорации Интерпайп.
Но наиболее
весомый фактор, вставший на пути прироста выпуска металла в Украине, - китайский. После того, как в Поднебесной отпраздновали свой Лунный Новый год ни местные производители стали и проката, ни иностранные импортеры, так и
не дождались ощутимого подъема спроса на металл. И ко всем неприятностям украинской металлургии добавился и тот факт, что китайские коллеги наших сталеваров, не сумев продать свой товар внутри страны, ринулись отправлять его на мировой рынок, обостри и без того мощную конкуренцию на всех его сегментах. Только за два месяца 2013 года китайский экспорт металлопродукции вырос на 29% (в сравнении с январем-февралем 2012). Поскольку каких-либо признаков улучшения ситуации в мире не предвидится, наибольшим успехом украинских металлургов станет сохранение прошлогодних показателей по итогам полугодия.
Если все же металлургам удастся удержаться от падения, то их смежникам даже такой результат уже не обеспечить. Отечественный выпуск металлургического кокса в первом квартале сократился на 8%.
Причина -
массовое внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) в доменном производстве, что снижает удельный расход кокса на тонну чугуна. Ранее эту технологию «взяли на вооружение» Алчевский МК, Донецксталь и Запорожсталь. В конце прошлого года оборудование для ПУТ в режиме опытно-промышленной эксплуатации запустили и на ММК им. Ильича.
Второй причиной падения в коксохимическом производстве стал отказ Группы Метинвест от дальнейшего использования трех устаревших коксовых батарей на МК Азовсталь. А также - переход АрселорМиттал Кривой Рог на использование готового импортного кокса. В 2012 году импортный кокс составлял не более 12% от потребностей доменного цеха украинско-индийского меткомбината. А уже с начала 2013 года его доля выросла до 45%. Снижение собственного коксохимического производства в АрселорМиттал Кривой Рог тут же потянуло «кривую показателей» отечественной отрасли вниз. При этом только за два месяца 2013-го импорт кокса в Украину вырос в четыре раза. А вот полноценно заменить импортный продукт местным не всегда возможно: по своему химическому составу
украинский коксующийся уголь имеет достаточно ограниченную сферу применения.