После прихода к власти в стране представителей регионов индустриального Востока страны, перераспределение основных потоков бюджетных выплат в пользу «родных» областей казалось неминуемым. В действительности, все так и произошло. В дополнение к традиционным госдотациям для поддержки угольной отрасли правительство все чаще находило новые способы наделить Донецкую, Луганскую, и ряд соседних областей бюджетными выплатами. Но вот что любопытно, денег на восток уходило все больше, а качество жизни населения региона от этого никак не менялось. По крайней мере, большей части этого населения.
Только за 2012 год сумма перечисленной в Донецкую область государственной помощи оказалось настолько большой, что регион вышел в лидеры по объемам поглощения бюджетных средств. Часть денег поступила в регион в рамках общегосударственной программы подготовки к футбольному чемпионату УЕФА. Немалыми также оказались расходы, которые посыпались на область накануне проведения очередных парламентских выборов. Значительная статья расходов бюджета пришлась пилотные реформы. Именно на родной земле правящая команда решила ставить эксперименты и проверять практикой разные варианты административных и организационных преобразований.
В итоге Донецкий областной совет свою программу социально-экономического развития профинансировал на 64%. Общая сумма затрат составила 27,3 млрд. грн. При этом выплаты из государственного бюджета - 17,5 млрд. грн. Но выборы прошли не так удачно, как хотелось бы. Щедрость земляков из Администрации президента и Кабмина жители Донбасса по достоинству не оценили, частично проголосовав за представителей оппозиционных партий. И уже в этом году краник бюджетных выплат для Донецкой области заметно прикрутили. В 2013 году общий бюджет программы социально-экономического развития Донецкой области составит всего 18,3 млрд. грн., и вклад государства ужался до 2,4 млрд. грн.
Тем не менее, даже в год рекордного бюджетного орошения области, многие проблемы в регионе лишь обострились. Так и не решен вопрос качественного водоснабжения. На территорию области воду доставляют за сотни километров по каналу Северский Донец-Донбасс. При этом уровень потерь в изношенных сетях нередко достигает 50,3% воды. Но все затраты исправно перекладываются на плечи конечного потребителя. Ведь при расчете тарифов учитывается вся сумма затрат, а не только тот объем воды, который поступает в каждую отдельную квартиру или дом.
Поскольку большая часть предприятий машиностроения, металлургии расположены именно здесь, Донецкая область сохранила лидерство в списке самых загрязненных регионов Украины. Донбасс все еще «обеспечивает» четверть всех вредных выбросов. Но вот возможности местной системы здравоохранения с каждым годом сужаются. В том же 2012 году в ходе оптимизации были закрыты 21 лечебное учреждение и 19 - амбулаторно-поликлинических. Общее количество мест в стационарах сократилось на 832 единицы.
Щедрость государственного бюджета не смогла поднять и темпы экономического развития региона: 2012 год в Донецкой области завершен с убытками в 3 млрд. грн. Падение объема реализации продукции составило 23,5 млрд. грн. Общий объем производства сократился на 5,4%. Если пробуксовывает крупная промышленность по цепочке падают и объемы грузоперевозок, снижается внешний торговый оборот предприятий региона.
В некоторых случаях бюджетная помощь Донбассу лишь создает дополнительные проблемы.
Государство ежегодно активно поддерживает предприятия угледобывающей отрасли увеличением финансирования из бюджета. Только в 2012 году бюджетные программы для шахтеров трижды повышались. Запланированный объем госдотаций превышен на 5,8 млрд. грн. а общая сумма перечислений из бюджета составила 14,6 млрд. грн. На 2013 год эта сумма пока составляет 9,7 млрд. грн. Благодаря финансовым вливаниям угольные предприятия в целом по Украине в 2012 году добыли 86 млн. тонн угля. Прирост угледобычи - 4 млн. тонн, что на 5% больше, чем в 2011 году. И темпы прироста угледобычи только растут: за февраль 2013 года добыто 6 млн. 678,2 тыс. тонн угля, что на 15,8% превышает плановый показатель. Но если результаты отрасли в целом радуют, то в госсекторе угледобычи ситуация не столь радужная: государственные предприятия в 2012 году добыли 24,9 млн. тонн, что всего на 1,4% больше, чем в 2011 году. Общий объем готовой товарной угольной продукции составил 9,6 млрд. грн. А вот общие дотации в отрасль - 14,6 млрд. грн. И даже наполовину оплаченный средствами бюджета уголь не может найти своего покупателя. И в некоторых случаях
украинский уголь полулегальными путями пытаются сбывать даже в Иран, что грозит нашей стране новыми обвинениями в нарушениях международного эмбарго в отношении мятежного режима.
400 шахтеров из Димитрово вышли на митинг. Уголь, который они добывают на государственных шахтах, оказался не нужным, и уходит на склад. ГП Красноармейскуголь не может реализовывать свою продукцию: уголь либо не принимают, либо кладут на склад, а расчетов него просто нет.
В условиях, когда в стране все ощутимее последствия мирового финансового кризиса, работать прибыльно удается далеко не всем. Финансовые проблемы есть и на частных шахтах. В объединении Краснодонуголь также в прошлом году насчитали вдвое больше убытков (323,735 млн. грн.) чем в предыдущем периоде. Однако проблемы этого предприятия ложиться на плечи его акционеров и владельцев. Их, по крайней мере, не приходиться компенсировать за счет средств бюджета. Может быть
в объявленной приватизации остатков государственного сектора угледобывающей отрасли действительно есть смысл?