Кризис, кризис, кризис… Упоминания о нем настолько заполонили информационное пространство вокруг, что иногда кажется, что мы с ним родились и его же оставим в наследство потомкам. После периода стремительного роста вначале лопнул пузырь интернет-компаний, чуть позже обвалились финансовые империи и инвестфонды, затем очередь дошла и до сферы ипотеки и реального промышленного производства. Уже целые государства вслед за Исландией и Грецией выстраиваются в очередь на банкротство. (Хотя в этом случае чаще употребляют более непривычное нашему слуху слово «дефолт»). В условиях абсолютной неопределенности «а что же будет потом» немногие инвесторы рискуют планировать свое будущее и вкладывать капиталы в будущие проекты. А от этого страдают все без исключения отрасли, даже такие, которые ранее казались мастодонтами капиталистической рыночной экономики, как металлургия, автомобилестроение, и прочие.
Замер в развитии, и даже пытается отыграть назад, такой перспективный рынок Юго-Восточной Азии. Как молодые, так и не очень, азиатские тигры, готовившиеся к очередному стремительному прыжку, оказались наглухо запертыми в клетке падения спроса на крупнейших потребительских рынках Европы и США.
Еще совсем недавно Китай, строящий капиталистическое общество под четким присмотром правящей коммунистической партии, демонстрировал чудеса экономического развития, привлекая миллиардные инвестиции и современные технологии из стран Старого Света. Но даже здесь подъем экономики во втором квартале составил всего 7,6%, опустившись на самый низкий с 2009 года уровень. Да и в июле рост промышленного производства неожиданно затормозился до трехлетнего минимума (годовой прирост составил 9,2%), при этом объемы инвестиций и розничных продаж оказались ниже прогнозных показателей. По прогнозу Bank of America, если в августе и сентябре рост промпроизводства не ускорится, торможение экономики Китая продолжится, а прирост ВВП в третьем квартале составит 7,4-7,5%, а не прогнозировавшиеся ранее 8%. На первый взгляд, отклонения несущественны, но если экстраполировать эти доли процентов на масштабы второй в мире экономики, то речь будет идти о сотнях миллиардов долларов!
Неудивительно, что на фоне ухудшающихся прогнозов стагнирует и крупнейшая отрасль страны - металлургия. Сейчас в связи с торможением в Китае и низкими прогнозами в отношении роста мировой экономики цены на руду упали до 113,3 доллара за тонну - это самый низкий уровень после декабря 2009 года. Впервые за последние 30 лет объем производства стали в КНР снизился, пусть незначительно, на 2,5%, но сам по себе этот факт показателен! И к тому же на 1% сократились и складские запасы металла. По цепочке ценопадение накрыло и китайских производителей труб. В частности, внутренние цены заводов были снижены на 30 $/т, а экспортные - на 20 $/т. На 33-47 долл./т снизились и внутренние цены у крупнейших китайских производителей толстого листа, рулонов и оцинковки.
Перспективы возрождения металлургической отрасли в Поднебесной пока достаточно призрачны. Правительство планирует компенсировать падение экспортных поставок за счет развития внутреннего рынка. Насколько это удастся реализовать, будет ясно уже к концу года.
В то же время японские коллеги металлургов из Китая решили спасаться старым проверенным методом: объединяясь и наращивая капитал. Крупнейшие сталелитейные компании Австралии и Японии - BlueScope и Nippon Steel - намерены объединить активы на сумму $1,4 млрд и создать совместное предприятие. Хотя данная операция больше на руку австралийцам, поскольку убытки BlueScope составили $1,05 млрд, после чего она остановила работу одной из своих доменных печей и сообщила о планах массовых сокращений в ближайшие годы.
А вот крупнейшая южнокорейская сталелитейная корпорация Hyundai Steel решила увеличить экспортные цены на двутавровый на 20-30 долл./тонн. Но и корейцы были вынуждены пойти на такой шаг не от хорошей жизни, а дабы не оказаться в убытке, ведь из-за роста цен на лом из США и Японии, продажи корпорации уменьшились на 5,4%, до 3,95 млн тонн, а операционная прибыль - на 49%, до 156,56 млрд вон. А по результатам 1 квартала Hyundai Steel сократила чистую прибыль на 39%, до 157,54 млрд вон (139 млн долл.).
О том, чем закончится очередной виток кризиса в южноазиатской металлургии, можно будет судить с началом осени, когда закончится летнее затишье в экономике Европы и арабского мира. А пока вся отрасль замерла в ожидании холодов. В том числе и в Украине. Вот только крупнейший производитель металла в стране - Метинвест - готовится к предстоящему оживлению на рынке, что вполне логично. Более 45% экспортных поставок железорудного сырья из Украины уходит в Китай. Поэтому на двух ГОКах Метинвеста, Северном и Центральном, активизировалось производство окатышей и концентрата. А на Ингулецком ГОКе внедряется новая погрузочная техника и продолжается разработка новых горизонтов для добычи руды.