Увлеченные борьбой за продолжение своих полномочий, то ли в статусе депутатов, то ли министров, члены правящей команды совсем выпустили из внимания реальную ситуацию в экономике страны. Ведь если всмотреться в сводные данные статистики, впору браться за голову, или паковать чемоданы для бегства из страны, которая все больше напоминает тонущий Титаник. В принципе, этот процесс уже начался. Только речь идет не о конкретных людях, а о группах товаров. Особенно промышленного назначения.
Экспортно-ориентированный характер основных, базисных отраслей промышленности до определенного момента позволял правительству скрывать провалы в наведении порядка в стране. Ведь когда крупнейший металлургический холдинг Украины, Метинвест за прошлый год увеличил выручку от реализации руды, стали, проката и труб на 44%, заработав при этом $1,84 млрд. чистой прибыли, можно было сколь угодно рассказывать, что дела в стране идут на лад. Но как только спрос на основной экспортный товар (руду и металл) упал, настало время посыпать голову пеплом. По итогам года металлурги предполагают, что выпуск стали сократится на 6%, чугуна - на 1%, труб - на 6%. И для таких пессимистических прогнозов есть веские основания: за 11 месяцев выплавка чугуна уменьшилась на 1%, стали - на 7%, проката - на 8%.
Падение производства в металлургии тут же отозвалось на угольщиках и коксохимиках. Если металла плавят в стране меньше, то и кокс не так нужен. Ситуацию пока не спасает даже внедрение на отечественных комбинатах установок по сжиганию пылеугольного топлива. Кокса для них действительно нужно больше, но самих установок в стране пока очень мало и погоды на коксовом рынке они пока не делают. Стремясь уйти от убытков и не допустить остановки производства, коксохимики всеми способами стремятся поддержать сбыт на прежнем уровне. В последнее время все больше украинского кокса уходит за рубеж. Только за 10 месяцев-2012 внешние поставки украинского кокса повысились на 23%. Основные потребители - Индия, Россия и Иран. Но радоваться такому росту слишком рано. Ведь за тот же период стоимость, или выручка от экспорта отечественного кокса снизилась при этом на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При таких показателях весьма несложно даже примерно подсчитать, какой ценой коксохимики спасают свои предприятия от остановки производства. А вот спасут ли от банкротства?
С другой стороны, активизировался и импорт того же кокса в страну. И прирост зафиксирован более, чем существенный: более чем в 2,2 раза, при том что его стоимость повысилась на 73,5%! Основные потребители импортного топлива - АрселорМиттал Кривой Рог и Донецксталь. Угроза внутреннему производителю? Не думаю! Сопоставление валового объема поставок кокса в страну и за ее пределы свидетельствует о почти десятикратном превышении экспорта кокса над его импортом (2 млн. 136,102 тыс. тонн и 272,605 тыс. тонн). Практически незаметны импортные поставки и на фоне объемов внутреннего рынка: 11,980 млн. тонн кокса в январе-октябре. Внутреннее потребление в сравнении с данными прошлого года снизились на 3%, и эти излишки и были перенаправлены на заграничные рынки.
Тем не менее, снижение стоимости экспортных поставок при одновременном росте их объемов вынуждает предприятия опускаться ниже уровня рентабельности и балансировать на грани банкротства. В коксохимической отрасли уже вскоре вполне возможна смена собственников заводов. Среди претендентов - предприятия металлургии, которые решают, таким образом, задачу надежности поставок топлива надлежащего качества. Недавно группа СКМ увеличила свою долю в уставном капитале Енакиевского коксохимпрома и Донецккокса. А вскоре планирует передать эти активы под контроль своего металлургического холдинга - Метинвеста.