Наиболее стабильный из мировых рынков энергоресурсов - угольный - в последнее время тоже начинает немного лихорадить. С одной стороны, ситуация в сфере добычи угля по многим факторам слишком зависима от поведения его «ветреного» собрата - природного газа. В то же время, на выходе угольного потока часто закручивают вентиль и потребители, играя ценами закупки. Вскоре мы можем получить очередной рынок с неопределенной перспективой. Вот только как это отобразится на наших внутренних делах?
В целом, ситуация пока не кажется критической. Обладатель наибольших мировых запасов и крупнейший импортер черного золота - Китай - даже сообщил о том, что объемы добычи в этом году увеличатся до 3,7 млрд. тон. На начало сентября прирост добычи на китайских шахтах уже составлял 3,6%. Импорт угля при этом увеличился до 200 млн. тонн, спровоцировав падение внутренних цен и рентабельности местных угледобывающих объединений страны на 14,5%. Этот обвал не мог не отразиться на мировых рынках. Цена энергетического угля снизились до минимального за последние два года уровня. Кроме китайского фактора сказались прирост угледобычи в Австралии и Индонезии, а также стремительный рост добычи сланцевого газа в США. Сейчас более четверти добываемого в мире угля (без учета Индии и Китая) оказывается на рынке. Политика прямых и долгосрочных договоров между потребителями и производителями уступила угольным деривативам (уже в 2001 году торговля угольными фьючерсами началась на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX). Российские компании с большим трудом, но пытаются не выпадать из этого процесса. Ведь россияне проигрывают по себестоимости добычи и Австралии, и Индонезии, там уголь добывают открытым способом и в условиях теплого климата. К тому же, у австралийцев есть специализированная железнодорожная инфраструктура для перевозки угля. Главный же угледобытчик России, Кузбасс, находится вдалеке от портов, как на востоке, так и на западе, а тарифы на железнодорожные перевозки, равно как и время простоя вагонов, - постоянно растут, снижая рентабельность экспортных поставок.
А чем может похвалиться Украина? С одной стороны, несмотря на 2%-е падение угледобычи в сентябре, в целом с начала года наши шахтеры перевыполнили прошлогодние показатели на 5,6%. Что на фоне замерших объемов добычи природного газа совсем неплохо. А вот с экспортом все никак не ладится. Не так давно даже Янукович признал, что у нас до конца года может образоваться излишек в 3 млн. тон угля, который за границей никому не нужен. По причине высокой себестоимости. А как иначе? Ведь снижение этой самой себестоимости на государственных шахтах никому не выгодно. Парадокс? Смотря для кого. В бюджете 2012 года на угольную отрасль правительство заложило 9,5 млрд. грн. Но на этом решило не останавливаться. В апреле госпомощь отрасли решили увеличить еще на 1,2 млрд. грн., «на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции». В июле парламент увеличил дополнительно «расходы на капитальное строительство и техническое переоснащение угледобывающих предприятий» еще на 2,2 млрд. грн. В сентябре углекопам подкинули еще 2,1 млрд. грн. «для бесперебойной стопроцентной выплаты зарплат работникам углепрома и оплату электроэнергии». И уже в октябре бюджет угольной промышленности дополнительно увеличен на 1 млрд. 510 млн. грн. Учитывая то, что большинство этих денег, прежде чем попасть к шахтерам, пройдут через каскад фирм и фирмочек, подконтрольных сыну президента и ряда придворных олигархов, на снижении себестоимости они точно не отразятся. Более того, если в 2011 году государственные шахты добыли 38,4 млн. тон угля, то в следующем году планируют достичь показателя в 25 млн. тон. С такими объемами наш уголь точно дешевле не станет! В то же время на частных угледобывающих предприятиях за его ценой следят. Не секрет, что очередной прирост угледобычи - заслуга частников. Капиталисты, даже отечественные, с экономикой дружат. Поэтому себестоимость добычи стараются снижать всеми доступными, а порой и оригинальными, средствами. В частности, чтобы сократить расход угля на внутренние потребности в прошлом году на некоторых шахтах ДТЭК установили тепловые насосы, которые позволили использовать теплоту откачиваемых шахтных вод для отопления производственных помещений и подогрева воды в душевых. На шахтах Краснодонуголь Группы Метинвест с начала года уже утилизировали более 15 млн. куб. м. шахтного метана. Кроме использования газа для выработки тепловой энергии, такие новшества принесли и экологический эффект - снижение выбросов парникового газа в атмосферу. Нельзя сказать, что этот объем экономии сколь-нибудь значительно повлиял на газовый баланс страны. Тем не менее, совокупность таких факторов, как более рачительное использование внутренних ресурсов, перевод многих металлургических предприятий на угольное топливо, сокращение неоправданных затрат энергии в промышленности и коммунальном хозяйстве позволил Украине в этом году уменьшить импорт природного газе на 30,9%.