Новость о том, что в экономике Украине продолжается спад, была вполне прогнозируема. Несмотря на все бравурные заверения власти в том, что ситуация в стране под контролем, об этом предупреждали все эксперты. Только в августе объем промышленного производства в Украине снизился на 4,7% относительно этого же месяца 2011 г. Основной «понижающий» вклад - за металлургами, где падение составило 12,5%, машиностроением - 13,7%, коксохимией и нефтепереработкой - 33,2%. А по цепочке эти негативные явления отразились и на смежных отраслях экономики страны.
Первыми жертвами падения производства металла в стране стали горнорудные предприятия. С начала года в стране продажи железорудной продукции снизились на 1,3%. И хотя экспорт руды вырос на 6,2%, он всего лишь компенсировал сокращение спроса на внутреннем рынке (на 7,9%). Хотя в тот же период поставки импортной руды выросли на 67,8%. Поэтому, непонятно, как так договариваются наши металлурги с рудокопами, что при падении внутреннего потребления завоз «чужого товара» растет. Не устраивает цена? Так нет. Судя по отчету Северного ГОКа из группы Метинвест, его доходы от продажи продукции снизились на 11%, а прибыль и вовсе - на 24%. Примерно такая же ситуация и на Центральном ГОКе. Следовательно, учитывая падение спроса на сырье в металлургии, рудокопы готовы снижать цену, сохраняя объемы добычи и обогащения. Тем более, что даже с такими пониженными показателями ГОКи все равно остаются с плюсом. А Северный ГОК так вообще заявил об увеличении поставок на внутренний рынок в сентябре. То ли рассчитывает восполнить сократившиеся остатки сырья на складах метзаводов, то ли воодушевился прогнозами экспертов из Clarkson Research Services ltd, которые предрекают рост мирового рынка железной руды в 2013 году на 6%, но сдавать своих позиций комбинат пока не собирается.
А вторая жертва металлургического спада - Укрзализныця - вынуждена экономить на собственных рабочих. С начала года железные дороги Украины недополучили 1,6 млрд грн. Причина - уменьшения перевозок наиболее выгодных грузов - металлолома, черных металлов, угля. Железнодорожникам приходится на 15,8%снижать расходы на ремонт грузового подвижного состава. Соответственно, доходы рабочих вагоноремонтных заводов также упадут, но уже более ощутимо. А если снижение доходов продолжится и в 2013 году, то дефицит средств уже может составить до 25%.
Ясно одно, нынешние новогодние праздники для многих семей в Украине могут оказаться более печальными, чем в прежние годы. Или произойдет чудо, и наше правительство придумает универсальный рецепт для спасения всех отраслей экономики сразу. Но, наверное, такому не бывать. Выборы - в конце октября. Пока там новые народные избранники поделят портфели в президиуме, комитетах и фракциях; пока утвердят новый состав Кабинета министров; пока совместными усилиями перекроят по своему усмотрению бюджет, еще не рассмотренный даже в первом чтении. Одним словом, существует столько разных «если» и «пока», что вероятность появления команды спасателей экономики равна нулю. А жаль!