Карты смысла: что такое смысл?

May 09, 2023 23:22


Продолжаем обсуждение контекста книги Карты смысла.

В процессе последних обсуждений пять раз поднимался вопрос что же такое смысл [ 1][ 2][ 3][ 4][ 5]. Вряд ли это можно назвать случайностью - само название книги естественным образом подводит к этому.

Начну с того, что представление о смысле, как о чём-то давно и накрепко определённом не подтверждается ( Read more... )

карты смысла, смысл, Джордан Питерсон

Leave a comment

markshat May 9 2023, 21:35:39 UTC
Смысл связан с причинно-следственной связью. Везде, где мы видим причинно-следственную связь, даже там, где ее нет или она на самом деление такая, какой мы ее видим, мы видим смысл. Смысл - это причинно-следственная связь)

Reply

staerum May 9 2023, 21:37:08 UTC

Это ещё одно определение. К какой школе мышления оно принадлежит и в чём его продуктивность?

Давайте даже на примерах. Смысл стола. Смысл жизни. Где тут причины, где следствия?

Reply

markshat May 9 2023, 21:40:50 UTC
Смысл стола - бытовое удобство . Есть стол - есть где обедать. Вот причинно следственная связь. У письменного стола другой смысл. И т.д.

Reply

staerum May 9 2023, 21:46:09 UTC

Как вы определяете причино-следственную связь в данном контексте? Допустим не буду обедать и писать - смысл стола остаётся со столом, но где же причины, а главное - где следствия?

Reply

markshat May 9 2023, 21:56:56 UTC
Причина - потребность в комфорте. А что, такие примитивные вещи тоже нужно объяснять?

Reply

staerum May 9 2023, 22:00:09 UTC

Вам ваша рамка мышления очевидна, а мне - нет. Можно не объяснять, но тогда я вас не пойму.

Значит так - цель стола (следствие стола) обеспечить комфорт человека (причина стола).

Цель еды обеспечивать питание организма (причина еды).

Цель жизни обеспечивать ... (причина жизни).

Вопросы - корректно ли я понял ваши причинно-следственные рассуждения про стол и еду и если да, то что у вас там в многоточии?

Reply

markshat May 10 2023, 18:39:04 UTC
Далеко не все многоточия можно заполнить. Вопрос был, как мне кажется, в том, что такое смысл. Архетипически смыл - это причинно-следственная связь. Далеко не все имеет смысл. Мы не знаем, что является причинной жизни. В чем смысл жизни - это вопрос без ответа.

Reply

staerum May 10 2023, 18:52:50 UTC

Да, это хороший ответ.

Reply

markshat May 10 2023, 18:45:44 UTC
Не важно, как я или вы определяем ту или иную связь. Это все в довольно значительной степени ненадежно. Вопрос совсем в другом. Если вы определяете в чем-либо причинно-следственную связь, вы видите в этом смысл. Если не находите такой связи, не видите смысла. А остальное лирика)

Reply

staerum May 10 2023, 18:50:49 UTC

У меня есть гипотеза, что ваша причинно-следственность это переформулировка схемы цель-[деятельность]-результат - описанного деятельного подхода к смыслу. Мне трудновато определять в чём я вижу причинно-следственные связи не для анализа, а для синтеза. То, что смысл это некоторая связь (например феномена с общей картиной) - это совершенно точно.

Reply

markshat May 10 2023, 19:31:27 UTC
Причинно-следственная связь не моя. Этому термину лет намного больше, чем даже мне)))

Reply

staerum May 10 2023, 19:32:22 UTC

Термин-то не новый, но про то что за школа мышления связывает смысл с причинно-следственной связью вы не уточнили. Так что пока - ваша.

Reply

markshat May 10 2023, 19:34:33 UTC
Может и школа какая-нибудь есть, какая-нибудь структуралистская. Только я все это уже забыл.

Reply

deep_econom November 22 2024, 15:29:14 UTC
markshat:
**Смысл связан с причинно-следственной связью.

Согласен. Но не только с "Смысл - это причинно-следственная связь".

Все семантические загадки раскрываются на основе двух идей, а именно...

1. смысл = связь, связь - элемент модели
2. Естественный язык (и любой иной) = коды моделей.

Что такое смысл?
https://deep-econom.livejournal.com/50672.html

Reply

markshat November 23 2024, 11:04:27 UTC
Посмотрел вашу ссылку. С точки зрения лингвистики, вы не правы. Семантика и синтаксис - это две разные дисциплины. Семантика связана с парадигматикой. А синтаксис - это чисто служебный инструментарий для лучшей структурированности предложения. Семантика находится в некоторой взаимосвязанности с синтагматикой, т.к. человеческая речь - это синтез парадигматики (семантики) и синтагматики (единиц речи). А сиснтаксис имеет чисто служебное значение. Он структурирует строение ситагматического, т.е. оформляет предложение. И все.

Reply

deep_econom November 23 2024, 19:41:52 UTC
«Каждый раз, когда мы увольняем лингвиста, качество работы системы повышается ( ... )

Reply


Leave a comment

Up