Ультра шиизм ч.3

May 08, 2020 09:18


Ультра шиизм. Ч1. О славном Имаме...      Ультра шиизм. Ч2.

Друзы



Адептами достаточно экзотического экстравагантного для мусульман течения являются порядка 1,5 миллиона членов предельно замкнутой общины со строгой иерархией. Подавляющее большинство живёт в странах Ближнего Востока (Сирия, Ливан, Иордания, Израиль, Палестина, ну или что там от неё осталось), за пределами имеются общины в странах Северной Америки и Европы. Впрочем с данными о пастве, как и в прочих случаях с верованиями практикующими религиозную маскировку всё очень туманно.



Друзы- непрозолиты, их веру невозможно принять, если твои родители не являются её носителями. Путь от джукхаль «невежественного» до уккаль «умного» лидера общины и далее до аджавид «высшего духовного авторитета» предполагает сложный карьерный рост через религиозное и философское обучение.

Крайне важно отметить, что друзы не просто вписываются как религиозное меньшинство в ареалах своего обитания, но и очень влиятельны. Так в Израиле они признаны отдельной нацией, имеют собственные суды (правда только семейное право) и имеют пять представителей в кнессете, что очень непропорционально официальному 120 тысячному населению. Имеют позиции в правительствах Ливана (ну это отдельная история) и Сирии (хотя это тоже отдельная история).

Друзы, например, считают себя бессмертными, что делало их очень востребованными как бесстрашных воинов. Конечно же они были смертны, но их своеобразная вера в реинкарнацию позволяла им пренебрежительно относится к страху за свою жизнь.



Султан аль-Атраш, лидер восстания 1925 против французской администрации в Сирии

С друзами конечно, всё очень сложно, и порой складывается ощущение, что кроме названия с мусульманами и нет ничего общего, а учитывая, что после реформ суннизма и шиизма друзы решили себя даже именем с ними не связывать, радикально настроенные умы говорят, что и история течения не лежит в русле ислама. Но для понимания общей картины разобрать их просто необходимо и именно как часть мусульманской истории.

Сами друзы данное название не используют и иногда считают его оскорбительным, предпочитая именовать себя как муваххидун, что значит то ли «объединённые», то ли «единобожники». Ну а собственно друзы происходит от загадочного Мухаммада ибн Исмаила ад-Даради, прибывшего в солнечный Каир аж из современного Казахстана, а лакаб Даради обозначает ткач, что говорит о его цеховой принадлежности (вот что за странность, что не проповедник, так из цеховых). Сей славный муж вошёл в доверие к халифу аль-Хакиму и стал проводить религиозные реформы- поддерживать оппозиционные христианские и еврейские общины в противовес доминирующей христианской церкви, что привело к переделу церковной собственности. Вместе с халифом «проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах». Даради объявил себя «Мечом Веры»

ад-Дарази, который назвал себя сперва «Мечом Веры», когда же его стали порицать за это, и объяснили ему, что это абсурд и ложь, потому что вера не нуждается в мече, который будет ему помогать, но верующие нуждаются в силе меча и мощи, он отказался от этого имени, и прибавилось в нём неповиновения, стали ясными противоречия в его делах, и прозвал он себя языческим именем и сказал: «Я Господин указующих», то есть «я лучше Имама аль-Махди»

и «Указающим путь» . По большинству экспертных мнений он создал учение о божественности Аль-Хакима, за что попал в опалу и был казнён (ну точь в точь история с Али и Абдулла ибн Саба). По другим версиям, казни он избежал, но бежал в Ливан и там проповедовал друзизм как он есть. Но это всё версии иноверцев, мало чего понимающих в учении друзов.



Аль-Хаким же исчез во время одного из своих таинственных ритуалов, но он, согласно верованиям друзов, явится как имам Махди.

Сами друзы считают основателем своего учения Хамзу ибн Али, современника ад-Даради и аль-Хакима. Родился он чуть поближе ад-Даради, в Хорасане. Версии об их взаимоотношениях разные: от дружеских до оппонентов

Рядом с халифом находился важный персонаж, который сыграл огромную роль в становлении общины, - учитель по имени Хамза. Его облик куда более загадочен, соткан из полудостоверных легенд, но, судя по всему, друзская духовность проистекает как раз из этого источника. Хамза написал духовные книги, которые стали главным сокровищем народа. Некоторые из тайных текстов прочитаны и позволяют составить пусть неполное, но все же некоторое представление о вере друзов. Прежде всего о друзах известно, что они поклоняются истине, стремятся к духовному совершенствованию и познанию Бога и считают себя учениками Хамзы, который был родственником Мохаммеда и самым ревностным его последователем. Они полагают, что он никогда не умирал и стал последним воплощением Мирового Разума

Ну как бы то ни было, вместе с друзами большинство экспертов считают, что за оформлением друзизма в полноценное религиозное мировоззрение стоит именно Хамза.

С друзами становится всё более или менее понятно, если принять, что друзы- это отголосок старой египетской религии, подвергнутой промежуточной модернизации, вышедшей за пределы естественного обитания, оставшейся без связи с базой и прошедшей становление в самостоятельное течение. Сейчас попробую разъяснить. По большому счёту официальная история ничего и не скрывает: легендарное зарождение учения происходило в Каире при халифе Аль-Хакиме Биамриллахе, и чтобы всё встало на свои места достаточно при чтении исторических статей заменить имя Аль-Хакима на действительно правившего в Каире реформатора всех сфер жизнедеятельности в том числе и религиозной, Мухаммеда Али, вот тогда большая часть событий обретёт свой смысл: и обожествление правителя (Али), и место для всех реформ и дружбы с европейцами, и исчезновение правителя, и смена религиозной парадигмы при сыне (от исмаиилизма в легендарном случае и от культа личности Мухаммеда Али в реальном к традиционному суннизму).



предположительно Аль-Хаким

В общем в двух словах, протодрузское  течение зародилось в духовных семинариях при дворе Мухаммеда Али Ковали, как альтернатива уже существующим культам христианских и иудейских общин. Течение получило распространение на так называемом «Царском пути», торговом маршруте от дельты Нила до портов Ливана, это было одно из направлений экспансии Египта при Мухаммеде. Его династия не смогла полностью аннексировать эти территории, но торговые ( и не только) агенты Каира - друзы засели здесь прочно, именно они и были теми сирийскими кланами, что поддерживали Каир в османо-египетских войнах. Далее при наследниках Мухаммеда в Каире пересмотрели взгляды на религию и  религия в стране обрела очертания современного суннизма, но вот территории современных Сирии и Палестины не были под юрисдикцией каирских улемов и более древнее верование сохранилось. Хотя всё говорит о том, что некая связь между общиной друзов и Каиром существовала вплоть до середины прошлого века, так например, во время восстания друзов против французской оккупационной администрации, штаб-квартира повстанцев находилась в Каире (конечно же тому также способствовало, то что Египет был колонией Британии). Учитывая склонность друзов к религиозной маскировке, вполне допустимо что адепты течения проживают в Каире и сегодня, но каких-либо прямых улик я не нашёл.

В общем пересказывать здесь особенности верований друзов я не буду, к тому же в зависимости от источника данные очень сильно разнятся, но уделите время и изучите сами, это ключ к пониманию дореформенного ислама.

продолжение следует....

P.S. вашего покорного слугу одолевают лень и апатия, поэтому любая реакция на публикации- репосты, лайки, комментарии делают шанс дальнейшей творческой деятельности выше

аль-Хаким Биамриллах, шиизм, друзизм, ислам, Египет, цивилизация, проект "Оптика", Махди, история

Previous post Next post
Up