Годар: Не мужское и не женское

Nov 21, 2021 10:05



Посмотрел замечательную картину Жана Люка Годара "Мужское и женское". Посмотрел не в первый раз, но сейчас оформилось понимание того о чем он говорит и хочется это как-то обсудить.

Ключом к смыслу фильма является, как это часто бывает, название - "Мужское и женское". Об этом идет речь, хотя это совсем не история Ромео и Джульеты, которая, могла бы претендовать на это имя с большими основаниями. На самом деле фильм о том, что Нет больше ни Мужского ни Женского. И это я попытаюсь доказать.
Собственно, все лежит на поверхности. Главный герой - Поль, которого играет Жан-Пьер Лео символизирует собой мужское. Это уже не Бельмондо, как в предыдущих картинах Годара, но суть не в этом. Он манифестирует свою мужественность в одном из диалогов (ведь для того чтобы быть мужчиной, недостаточно выглядеть как мужчина), он говорит, что хотел бы что-то изменить. Это главное в мужском отношении к миру. Но его убогие попытки что-то изменить говорят о глубокой деградации этого отношения. В основном он пишет что-то на стенах и выкрикивает лозунги.

На протяжении всего фильма вокруг героев происходят странные события. Абсурдные. После бытовой ссоры в кафе, женщина убивает своего мужа, в баре мужчина сначала угрожает ножом главному герою, а потом убивает себя этим ножом, совершенно спокойный человек, приехавший с женой на автомобиле сжигает себя на площади, заклеив себе рот и перед этим попросив у Поля спичек, женщина убивает из пистолета двух негров в метро. В общем достаточно внятно Годар говорит: смотрите - мужчины умирают.

Потом это концептуализируется в эпизоде, где одна из героинь Катрина отрубает голову игрушечному мужчине на игрушечной гильотине. Причем, помогает ей в этом сам Поль. Кстати, в этом же эпизоде Катрина зачем-то заводит речь о маркизе Де Саде, говорит она и другие показательные вещи, например о том, что умеет пользоваться контрацептивами. Я думаю именно Катрина - это тот образ женского - уже не женского, который, по Годару, приходит. Посмотрите, кто пришел (ну или придет, потому что все еще подается в полунамеке). Во что это выросло можно посмотреть по миллионным демонстрациям феминисток, например, в Испании на площади Кибелы.

С точки зрения элиминации мужского начала, интересен эпизод "немец и проститутка". Где-то к середине фильма Поль и Мадлен встречают ту самую женщину, которая в начале застрелила своего мужа после ссоры на выходе из бистро. Теперь она проститутка. Она договаривается с каким-то мужчиной о цене. В какой-то момент мужчина вынимает из кармана записную книжку и начинает считать свои деньги.

- Вы немец? - спрашивает проститутка
- Да, отвечает немец
- Ненавижу немцев
- ?!

Потом проститутка подробно объясняет, почему она ненавидит немцев и немец в итоге плачет. Понятно, что немцев было за что ненавидеть в 1965 году, но дело тут не в этом. Эпизод адресует к определенному способу элиминации мужского начала отработанного в ходе денацификации Германии. Тут можно адресовать к замечательной книге Генриха Бёлля "Бильярд в половине десятого". Там хорошо описывается связь германского фашизма с духом героизма, и делается очевидный вывод - чтобы такое никогда не повторилось, дух героизма нужно кастрировать, описывается метод. Цитату из этой книги, а именно - поедание храма в виде торта, потом использует Абуладзе в своем "Покаянии". Мужское уходит из мира, в конце картины из мира уходит Поль. Для меня совершенно очевидно, что уходит сам, также как герой предыдущей картины Годара "Безумный Пьеро" и еще более ранней - "На последнем дыхании". В мире остается только женское, говорит Годар. Но и тут не все однозначно.

Женская линия демонстрирует такое же отсутствие женского, как мужская линия бедность мужского. Возлюбленная Поля Мадлен все время демонстрирует неопределенность своего отношения к нему, я хотела бы с ним переспать, но... только чтобы он не докучал мне. В общем, эта мысль повторяется в той или иной форме - мужчины не должны докучать. Интересный эпизод - Катрин с яблоком. Яблоко - это известный библейский символ. Ева ела от древа познания и дала есть Адаму. Это существенная часть трагедии грехопадения - они сделали это вместе. Она дала ему есть. В эпизоде Годара, Катрина сама съедает яблоко, можно конечно интерпретировать это так, что она влюблена в Поля и поэтому не дает яблоко другому мужскому персонажу - профсоюзному активисту Роберу, но это, на мой взгляд, натянуто, в жизни люди не руководствуются библейским символизмом. Когда женщина сама трескает яблоко и не испытывает желание его с кем-то разделить, это говорит о ее бедности в женском смысле. При том, что в эпизоде показано, яблок полно. Женская сущность диктует женщине поделиться яблоком и чем угодно еще с любым человеком, который подвернется под руку.

В поведении другого женского персонажа - Элизабет (с веснушками) звучат лесбийские мотивы (сцена в кино). В целом, эта троица странная и совсем не женственная.

Финальная точка оставляет зрителя 1965 года в состоянии неопределенности. Мадлен сомневается оставлять ли ей ребенка (оставаться ли женщиной), все вместе не уверены - сам ли Поль выбросился из окна, или это был несчастный случай, а может быть злые женщины его выкинули из окна. Но в 2021 году ясно, что глобальная европейская Мадлен не собирается оставлять ребенка, а обобщенного Поля умело выкинули из истории, при том, что он сам не нашел в себе сил оказать сколь-нибудь заметного сопротивления.

FIN

Годар, киноклуб

Previous post Next post
Up