Одним из замечательных открытий нашего киноклуба стала картина Александра Довженко «Земля». Признаться, не ожидал ничего особенного от встречи с этим кинопроизведением. Все-таки немое кино, снятое более семидесяти лет назад, казалось бы, чем оно может зацепить современного зрителя. И дело не спецэффектах или качестве картинки, кинематографический язык за годы, прошедшие с момента выхода на экраны этой картины Довженко очень сильно изменился. И зритель, конечно, тоже. Но я ошибся, и картина оставила сильное впечатление. Не скажу, что я стал поклонником немого кино, но то , что для шедевра настоящего мастера технологические ограничения своего времени не являются препятствием на пути к современному заинтересованному зрителю, в этом я убедился. Конечно, зритель должен быть заинтересован, иначе все же, думается, разрыв в восприятии не преодолеть. Но самарский киноклуб «Метафоры» - это как раз место встречи именно таких заинтересованных зрителей, поэтому что-то нам удалось понять.
Во-первых, нужно сказать несколько слов о языке немого кино. Актер в немом кино должен сказать все языком мимики и жестов, поэтому поначалу действие кажется несколько гротескным, но, как и во многих других случаях, приняв правила игры, перестаешь обращать на это внимание и «настраиваешься» на картину. Сюжет прост, старая крестьянская жизнь умирает, довольно прямо говорится об этом в начале картины, когда умирает крестьянин, семьдесят лет пахавший землю на волах, а новая колхозная жизнь приходит в деревню усилиями местных комсомольцев на тракторе. Конечно, не все новой жизни рады. Кто-то в старой жизни занял хорошее место и ему это место досталось нелегко. Такими в картине показаны семья кулаков, мне лично визуальный ряд ясно сказал, что отец, глава семьи - это работяга, который всеми правдами и неправдами сколачивал свое кулацкое состояние, так, как система позволяла это делать. Что-то вроде героя Киплинга из поэмы Мэри Глостер
Я начал не с просьб и жалоб. Я смело взялся за труд.
Я хватался за случай, и это - удачей теперь зовут.
А сын его, приблизительно такое же существо как сын Глостера
Лгун и лентяй и хилый, скаредный, как щенок,
Роющийся в объедках. Не помощник такой сынок!
Все это конечно с поправкой на российскую действительность с мизерным прибавочным продуктом. Здесь речь идет не о десятках пароходов, а о собственном отмежеванном от общественного куске земли, который дает чуть больше того что семья тратит за год. И вот кулацкий сын уже в самой модной в деревне рубахе и веселится в местном кабаке.
Симпатии режиссера и зрителя в этом противостоянии, конечно, на стороне новой жизни, которую олицетворяет Василь, глава деревенских комсомольцев. Причем, язык немого кино требует, чтобы эта симпатия, как и антипатия к кулакам была показана максимально выпукло, и эта непривычная для современного зрителя гиперэпоциональность картины, делает её похожей, как это ни странно, на античную литературу. Ведь современный текст далек от того, как писал Гомер. В Илиаде мы видим базовые сюжеты человеческой жизни в их юном незамутненном виде. Расставание Гектора и Андромахи, обида Ахилеса, смелость и трусось, все это потом мировая литература повторит в тысячах вариаций. Так и юность кинематографа, когда необходимость донести до зрителя эмоции не пользуясь словами , приблизила язык кинематографа к языку, которым писал Гомер.
Ключевой эпизод картины - возвращение Василя с пашни. Василь после дня тяжелого труда, возвращаясь ночью домой, начинает танцевать прямо на деревенской дороге. Как мне кажется, чтобы правильно понять этот сюжет, нужно вспомнить библейскую историю о царе Давиде. Когда величайшая иудейская святыня - ковчег Завета входил в Иерусалим, по словам писания - царь Давид скакал и веселился, то есть плясал, говоря попросту. О чем говорит эта параллель? Царь Давид - избранник Божий, пляшет когда и дом его входит святыня, благословение, благодать. Комсомолец Василь пляшет, когда впервые трудится свободно в новой колхозной жизни. Свободный, не отчужденный труд - благодатен, вот что хотел сказать автор картины, на мой взгляд. И это главный посыл фильма.
О потраченном на просмотр времени нисколько не жалею, более того, после этой картины появилось желание поближе познакомиться с немым кинематографом. Думаю, в программу клуба на 2017 года мы включим несколько таких лент.
Напоминаю, что наш клуб продолжает принимать рекомендации о включении в лист просмотра 2017 года наиболее интересных, с точки зрения друзей клуба, картин.
http://st1347.livejournal.com/382469.html