Сука Любовь. Впечатления

Mar 14, 2016 22:37



Картина мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту оказалась крепким орешком для членов нашего киноклуба. Единой стройной и бесспорной концепции фильма не сложилось ни у кого.


Поэтому это скорее набор впечатлений, а не увязанный текст, раскрывающий картину.

Повествование складывается из сюжетов, сплетающихся между собой в одной точке пространства и времени, затем расплетающихся и несущихся дальше. Соответственно несколько главных героев, несколько жизненных коллизий и несколько кульминационных точек. Что-то общее? - Да, Любовь - Сука. Но вглядываясь в каждый микросюжет, думаешь - а где здесь любовь? Сука - да, пожалуй, везде, а любовь...

Не хочет же сказать режиссер, что любовь - это по сути? Думаю, нет. Есть любовь духовная, та о которой сказал апостол Павел 1 Коринфянам 13:4-7:

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Не о ней, конечно, картина. А есть любовь душевная, похоже, фильм именно об этом. От описанной у апостола Павла она отличается тем, что её сверхцелью является обладание тем, что любишь, без такого обладания такая любовь себя не мыслит, и в этом она такова. Слоган фильма:

«любовь-это предательство. любовь-это мучение. любовь-это грех. любовь эгоистична. любовь-это надежда. любовь-это боль. любовь-это смерть. что такое любовь? любовь-сука»

Перекличка сюжетов в этом. И не немного не как у апостола Павла.

Отдельная фигура и, возможно, некий ключ к замыслу режиссера - Эль Чиво, бомж, бывший повстанец. В своей телефонной исповеди перед дочерью, которую он покинул двадцать лет назад, он говорит, что сделал это для того, чтобы мир был лучше, но у него не получилось и теперь он жалеет о том, что сделал эту попытку, вместо того чтобы оставаться дома и просто любить свою семью. Не знаю чем занимался повстанец в Мексике в 80-е годы, может и в самом деле со всех точек зрения ему лучше было бы сидеть дома. Но дело не в конкретной истории Эль Чиво. В этом телефонном монологе бывший повстанец проблематизирует большую любовь. Любовь к идеалу, смыслу (я хотел построить справедливое общество, в котором ты могла бы жить), противопоставляя её этой самой душевной любви (и дурак - надо было остаться дома и смотреть как ты растешь), ради которой он теперь, откинув ненужные идеалы, стал наемным убийцей.

По сути, все герои новелл проделали именно этот обмен. Обменяли духовную любовь, которая для каждого из них была близка и возможна, в которой главное - жертва, на любовь душевную, в которой главное обладание. Не потому ли бомж-повстанец в последних кадрах картины называет свою собаку, которая пробегает через все сюжеты - Черный, в чем нельзя не усмотреть параллели с фаустовским черным пуделем. Ведь обмен , совершенный героями - это именно то, что дьявол всегда предлагает человеку.

Киноклуб

Previous post Next post
Up