Говорят, что художника может обидеть каждый. Так ли это теперь? Времена меняются - меняются и художники. Наверное многие уже наслышаны о, так называемом, новом искусстве. Не хочу огульно критиковать всех представителей этого направления, но несколько слов не могу не сказать. Во-первых новые художники не обижаются, если кто-то, чьи чувства задевает их творчество, пытается так или иначе его критиковать, новые художники или, как в данном случае, адепты нового искусства говорят следующее:
...странно было выслушивать высокопарные высказывания об оскорбленных чувствах от людей, ворвавшихся в музейное помещение в верхней одежде, не снимая головных уборов, и громкими высказываниями мешая проведению мероприятия. Так вели себя, к счастью, не все участники дискуссии. Были люди, действительно способные на некоторое подобие цивилизованного диалога. То есть, оскорбленные чувства нужно выражать по определенной форме, одобренной сонмом "приличных людей", в противном случае ваши чувства учтены не будут. Если все же вам удаться вписаться в предписанные нормы выражения своих оскорбленных чувств, то вас похлопают по плечу за способность на некоторое подобие цивилизованного диалога.
Речь в этой заметке идет о выставке
"НИЖЕ НИЖНЕГО" (опять не хочу ничего вставлять в строку, но почему ниже нижнего, обязательно, а не, например, выше вышнего?), которая завершается в городе Кирове и далее планируется к показу в других городах Поволжья, в том числе и в Самаре. Там же произошел инцидент, который я прокомментировал в начале. На мой взгляд это достаточно яркая иллюстрация концепции мух и пчел она же концепция дельфинов и анчоусов господ Минкина/Латыниной.
О экспонате который вызвал неоднозначную реакцию общественности сказано здесь:
Click to view
Замысел автора изложен в
этой статье. Повторять его здесь не буду, так как не вижу в этом смысла. Искусство по определению чувственный способ познания, и даже если автор инсталляции, ну например, - "Туалет", Илья Кабаков, напишет десятитомник о том, что он имел в виду, я все равно вижу в ней поганый пасквиль и больше ничего.
Что касается этой конкретной композиции, то давайте вспомним слова великого русского философа Николая Бердяева: "Культура родилась из культа... Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной" Есть ли культура в отрыве от культа - это отдельный и интересный вопрос, но то, что препарирование священных символов в угоду чему бы то ни было, есть не культура и не искусство, а подрыв и культуры и искусства - это, по-моему, очевидно.
Конечно, мы живем в ХХI веке и каждый имеет право самовыражаться так, как он считает нужным. И это хорошо, я считаю, пока он не мешает другим и делает это за свой счет. Вопрос в другом. Зачем государственные учреждения культуры продвигают подобное самовыражение в массы? Как сказал Александр Трифонович Твардовский, устами своего Василия Теркина:
Это вроде как машина Скорой помощи идет: Сама режет, сама давит, Сама помощь подает.
Президент говорит о духовных скрепах,
потом говорит о Православии, как предопределившем нашу культурную и цивилизационную основу, а министерство культуры штампует свое одобрение на композициях, девальвирующих священные для Православия символы. Может быть еще и за государственный счет этот пир духа?