Aug 31, 2018 21:13
Сегодня у нас пятница и это значит, что я на продленке играю с детьми во всякие игры на сплочение, на понимание, на коммуникацию и прочее.
В этом году решили с коллегами делить детей на две группы: одна группа играет "на сплочение", а вторая в это время занимается чем-то вроде чемодановской Читалки, то есть под руководством всех остальных коллег что-то читает или слушает, ну и делает активно что-то по теме прочитанного.
В супер-качестве не уверена, потому что коллеги мои - люди довольно инертные, но я с большим трепетом смотрю, как они (коллеги) радуются каждому новому выпуску детских журналов, которые мы теперь получаем, так что чтение с детьми, похоже, полезно обеим сторонам.
Как сделать так, чтобы каждый ребёнок поделал и то, и другое? Полностью оставить выбор на детей невозможно, потому что тогда найдутся дети, которые никогда не попробуют что-то одно.
Решили сначала спрашивать детей, что они хотят, но если ребенок три раза подряд высказался, что, мол, чтение ваше - это для дебилов и предпочел игры, то выбор-таки будет сделан принудительно, хотя бы раз в месяц. Есть неплохой шанс, что ребёнок "распробует" и его выбор будет более осознанным. Ну а если за полгода самых разных книг и активностей так и не распробует, будем менять тактику.
Тех, кто "чтение - для дебилов", у нас на двадцать человек около восьми. Еще пять-шесть человек в рядах сомневающихся, их мнение зависит от того, кто сидит рядом; оставшиеся дети читают с удовольствием (или, как минимум, с удовольствием слушают).
Сегодня наступила третья пятница, в которую мы это делаем, и было решено не любящих чтение на пробу оставить почитать.
Один ребёнок (один из тех трех детей, которые в этой группе, похоже, для того, чтобы мне не было скучно или для того, чтобы я иногда переставала любить свою работу) отреагировал ожидаемо и закричал: "Козлы!! Какого черта!! Ненавижу сраное чтение для дебилов!".
По итогам деления на группы оказалось (за счет любящих чтение детей), что "читателей" больше, чем "играющих". Поэтому я решила сделать хорошо своим коллегам и сказала тому ребёнку, что он пойдет со мной.
Знаете, как он отреагировал? В кои-то веки чувство юмора у меня и коллег совпало, смеялись мы вчетвером.
Потому что ребёнок закричал: "Козлы!! Какого черта!! Что я сделал?! Почему я?! Ненавижу сраные игры для дебилов!".
В общем, вышла я на улицу с шестью детьми. ВСЕГО с шестью. Такая группа, количество детей в которой позволяет каждого ребенка ежеминутно сканировать с ног до головы, реагировать на потребности по отдельности и вместе. Вообще это очень крутая группа, потому что в ней уже есть некоторая динамика, но детей при этом мало и на каждого есть время.
Для сравнения:
- я могу играть в подвижные игры с лагерем в триста человек. Да, это другая специфика и вообще другие механизмы, но всё равно, где триста, а где шесть?
- я могу провести мастер-класс для пятидесяти - даже если в какие-то моменты этой толпой нужно будет рулить в одиночку. Это еще тоже другой сорт механизмов, там часто подключаются лидеры-дети, но где пятьдесят, а где шесть?
- я вообще много чего могу, но эти шесть детей сегодня дали мне хорошего отрезвляющего пинка.
Среди них было двое вежливых воспитанных детей. Они просто терпели всё происходящее. Кайфа оно им, как вскоре и мне, не доставляло никакого, но они сохраняли самообладание и делали всё, что нужно, не задавая никаких вопросов ни окружающим, ни самим себе. Хорошо ли это? Это удобно. Но тех мыслительных процессов, которые были бы нужны для общего успеха, скорее всего, не происходило.
Еще там был ребёнок-скептик. Он с самого начала предполагал, что вся эта затея - фигня полная, особенно потому, что общения с другими пятью детьми в течение дня он старается избегать, как только возможно. Его ожидания, увы, оправдались и всё происходящее было полной фигнёй. Не в том смысле, в котором он себе представлял, но всё же.
Еще там был новенький ребёнок, который собирается вступить в клуб "Не дать Александре заскучать". Это симпатичная неглупая подвижная девочка шести лет, которая любит прикинуться веником и посмотреть, что будет.
Например, говоришь ей, привет, М., снимай ботинки, надевай тапочки. "Тапочки", - говорит М. и превращается в статую, созерцающую паутину на потолке.
Говоришь ей, например, М., убери, пожалуйста, свою тарелку. "Чо-т я устала, надо полежать", - говорит М. и ложится, где стояла.
Говоришь ей, например, М., пора делать домашнее задание. "Ну какое нафиг задание, нет у меня никакого задания, ну это я не буду, а то не хочу, ну нет, ну неееееет", - говорит М., и продолжительность такой дискуссии зависит от того, какой именно взрослый перед ней стоит.
Еще там был умный и очень ленивый ребёнок. Он всегда готов любыми способами избежать ситуаций, когда надо что-то делать или когда надо думать, но при этом его креативности не хватает на клуб детей, которые. В этот раз он просто закатывал толстовку до подбородка и ощупывал живот, свисающий над ремнём штанов. Быстро не выдерживали даже вежливые дети, которым как-то не нравилось зрелище его живота. Вторым его способом не думать было издавать пукающие звуки.
Потому что пукающие звуки срывали предохранитель у ребенка номер шесть, того самого, который так не хотел читать (а потом играть). Когда мы сели коротко обсудить, что сегодня будет, он начал биться головой об стену, захлебываясь смехом и повторяя: "Пукнул. Вау, он пукнул. Пукнул, пукнул, хахахахахаха".
Если вы подумали, что я читала детям лекцию о процессах коммуникации в малой группе так долго, что головой о стену начнет биться самый адекватный, уточню: я всего лишь начала объяснять правила первой игры и хватило бы мне на это секунд эдак тридцати.
Пока я прерывалась на живот, пукнувших и девочку М., которая решила снять обувь и понюхать свои ноги, мероприятие растянулось уже минут на пять и стало откровенно скучным.
Во время самой игры все, кроме вежливых детей и ребёнка-скептика, в разных комбинациях забыли и наплевали на правила, так что игра не удалась. Резко поняв, что сегодня каши мы не сварим, я поиграла с детьми в несколько весёлых мини-подвижных игр из театральной разминки/активизации умственных процессов, но активизировалось определённо не то.
Вежливые дети пассивно играли и местами получали удовольствие.
Ребёнок-скептик играл скептически и даже если удовольствие прорывалось наружу, он сдерживал его всеми силами.
Эти трое периодически чувствовали себя ужасно, когда (с частотой примерно раз в десять секунд) игру портил кто-то из оставшихся троих.
Я, как могла, постаралась закончить на хорошем, но в какой-то момент поняла вот что: этим детям просто нафиг не сдалось нормальное общение друг с другом. Конечно, они не выбирали эту продлёнку, как не выбирают людей в классе или в школе. Они оказались здесь, двадцать совершенно разных человек с минимальным количеством общих интересов. Они сбились в кучки, в пары или в тройки. Пары часто очень деструктивные и злые, даже по отношению друг к другу, в паре; потому что каждому важно только то, что хочет он.
Среди наших двадцати детей тех, кто порой задумывается о нуждах других, человека, может, три.
Им намного проще друг друга избегать, когда это возможно, а когда невозможно, решать ситуации криками и пинками.
В играх они не понимают, что их поведение (крики, пинки, невежливое отношение друг к другу) привело к тому, что игра не понравилась, плохо закончилась или была скучной. Им, в общем, просто пофигу.
В такой ситуации велик соблазн всё оставить так, как есть. Примерно это я регулярно вижу в других продлёнках, когда мы ходим друг к другу в гости. Вижу сотрудников, которые лениво и однообразно гаркают на детей - не бей, не кричи, не трогай, не... не... . Толку от этого, понятное дело, никакого.
Мне же кажется, что при том количестве времени, которое дети у нас проводят, как раз можно что-то улучшить и поменять. Но пока я не уверена в том, как. Устроить для детей искусственную ситуацию, в которой для достижения понятного им успеха нужно будет только конструктивно взаимодействовать друг с другом - скорее нереально.
В игры играть бесполезно совершенно. Даже если это элементарные игры для разрозненной группы. Думаю, что при текущем раскладе дел дети начнут тихонько ненавидеть игры и друг друга, при этом не понимая причин.
Хорошо бы, наверное, заняться с ними какой-то общей деятельностью вроде творческой, чтобы им приходилось обсуждать, договариваться, а потом вместе что-то делать. Но каждую пятницу творчеством заниматься тоже не стоит, нужно какое-то разнообразие.
Но вообще иногда я просто очень устаю от этого всего и отлично понимаю людей в других продлёнках, которые не делают ничего.
дети,
работа,
педагогика,
продлёнка,
педпроблема