А.Лимаров
Торжества прославления Иоасафа в 1911 г. были масштабным событием не только для уездного города с населением в 20.000 человек, но и для всей Российской Империи. Разные источники указывают число паломников, называя цифры от 200 до 300 тысяч человек. Такое мероприятие можно сравнивать с современными Олимпийскими играми, и оно не могло не обойтись без многочисленных корреспондентов, в том числе и фоторепортеров, запечатлевших ход торжеств и город.
Подготовка к торжествам
10 декабря 1910 г. Николай II выявил свое соизволение на докладе Святейшего Синода о торжественном прославлении святителя Белгородского Иоасафа. С этого момента формально и началась подготовка к торжествам.
Посмотрим, что же попало в объективы фоторепортеров и было опубликовано в прессе и изданиях того времени о церковных приготовлениях.
Как известно, мощи святителя располагались в специальной пещере под Свято-Троицким собором.
Кивот - гроб, в котором находились мощи святителя.
По плану торжеств мощи должны были перенести в северную часть Свято-Троицкого собора в специальную серебряную раку, изготовленную по проекту академика В.А.Покровского товариществом «И.П.Хлебников, сыновья и компания».
Фотокорреспондент запечатлел и серебряную крышку раки
Внутренняя сторона:
Наружная сторона:
Кроме этого, новый кипарисный гроб должен был помещаться в раку в виде вкладыша.
Епископские одежды и киот с облачением, в котором был погребен святитель Иоасаф в 1753 г. Киот сооружен кн.Н.Д.Жеваховым. Находился в правом пределе Свято-Троицкого собора .
В кадр фоторепортеров попали драгоценные лампады, которые жертвовали к мощам святителя Иоасафа отдельные лица и учреждения.
В прессе 1911 г. упомянуты несколько из них:
1.Драгоценная лампада от депутации кафедрального, Покровского и кремлевских соборов и монастырей;
2.Серебряная вызолоченная лампада от депутации Сергиевского пасада;
3.Серебряная вызолоченная лампада от духовенства Калужской епархии, художественно исполненная фабрикантом Хлебниковым. Внизу лампады помещена запись: "от калужского епископа Александра с пастырями и паствой Калужской епархии";
4.Серебряная вызолоченная лампада в форме княжеской короны с надписью: «от князя Н.Н. Жевахова»;
5.Массивная серебряная вызолоченная лампада, украшенная камнями и 4-я писаными образками от Курского отдела русского народа;
6.Серебряная вызолоченная лампада с эмалью, с камнями чеканной работы и надписью: «верующие жители Курска, своему великому архипастырю, святителю Иоасафу, епископу белгородскому»;
7.Серебряная вызолоченная лампада чеканной работы, весом 25 фунтов, выполненная на фабрике Хлебникова, украшенная по местам сапфирами. «Лампада эта оригинального рисунка и поражает красотой отделки. На цепях ея помещены серебряные медальоны с гербами 15 уездов курской губернии, а внизу лампады герб г. Курска с иконами и гербами Курской губернии, на лампаде сделана надпись: «усердное приношение курского дворянства святителю Иоасафу, епископу белгородскому»;
8.Серебряная вызолоченная лампада, исполненная придворным фабрикантом Хлебниковым. На лампаде сделана надпись: "от духовенства, старост и прихожан церквей Щигровского благочиния»;
9.Серебряная вызолоченная чеканной работы лампада, приносимая в дар одним жертвователем.
Для размещения лампад «по одной стороне сени, устроенной под ракой, сделан ряд кронштейнов «из вызолоченной меди очень красивого рисунка и художественной работы».
Конечно же, все церковные приготовления к торжествам не могут быть представлены этими несколькими фотографиями, попавшими в прессу. В организацию торжеств входили и согласование крестных ходов, и подготовка к приему высшего духовенства, и перестройка покоев для размещения высших особ, и изготовление печатной продукции - книг, брошюр и листовок, и многое другое. Одним из вопросов, который стал перед православной церковью, это достоверное изображение Святителя Иоасафа. За полтора века, прошедшие после кончины, его образ был трансформирован различными художниками настолько сильно, что на комиссию, рассматривавшую этот вопрос, было представлено 48 различных вариантов лика.
Вот такой портрет с подписью: «Подлинное изображение Святителя Иоасафа находится в доме церковного старосты села Дунайки Грайворонского уезда Пимена Алексеевича Шатохина» привел корреспондент "Петербургского листка" в своей заметке в феврале 1911 года.
А вот такое изображение Святителя Иоасафа, хранящееся в конгрегационном зале Киевской духовной академии, было признано лучшим и принято образцом для иконописцев:
Рассказ о том, как готовились к торжествам городские власти, и фоторепортажи с места событий в сентябре 1911 г., будет в следующем выпуске.