«Каждый мнит себя стратегом…»
Шота Руставели
До сего дня не встречал системного, объемлющего анализа качеств личности стратега
. Задача статьи - исправить сложившуюся ситуацию. Кратко и, надеюсь, по-существу.
О стратегии и стратегах
Много говорят о стратегии, но почти ничего не говорят о стратегах. «Почти» - потому что всё-таки в академических кругах интерес к этой теме иногда проскальзывает, защищаются серьёзные диссертации (
https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002770097.pdf).
Однако даже в таких работах отражаются только отдельные стороны понятия, тема не раскрывается сколько-нибудь полно. На основании опыта и анализа источников ответим на вопрос, кто же является стратегом, какими качествами и особенностями он должен обладать, чтобы быть стратегом.
В самом общем виде ответ прост: стратег - тот, кто формулирует и реализует стратегию. В свою очередь, стратегия - общий, недетализированный
план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели (
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15227).
Исторически понятие стратегии сначала использовали только в военном деле. В переводе с
греческого стратегия (στρατηγία) - «искусство полководца».
По мнению К.Клаузевица (Карл фон Клаузевиц (1780-1831) - немецкий военный теоретик начала XIX века; был на службе российского императора в течение всей Отечественной войны 1812) ведение войны подразумевает два совершенно различных вида деятельности: 1. организация отдельных боев и ведение их и 2. увязка их с общей целью войны.
Первая называется тактикой, вторая - стратегией. Соотношение и значимость их очень ярко разъясняет знаменитый афоризм Сунь Цзы: «Стратегия без тактики - медленный путь к победе. Тактика без стратегии - суета перед поражением».
В наше время о стратегии говорят не только и даже не столько в военном контексте. Под стратегией понимают принципиальный план достижения долгосрочной цели в любой сфере деятельности и на различных уровнях. Существуют стратегия государства, стратегия развития отрасли, стратегия организации, стратегия захвата рынка и даже стратегия жизни человека.
Насколько долгосрочной может быть стратегия? Зависит от цели. Она может быть рассчитана на год, а может - на 100 лет и более. Следовательно, стратегия может выходить за границы биологического существования стратега (постэндшпиль в терминологии Г.Альтшуллера).
По некоторым оценкам, доля стратегов в человеческой популяции составляет 1-2 %, но, похоже, эта цифра сильно завышена. В качестве великих стратегов в историю человечества вошли: Сунь Цзы, Александр Македонский, Саргон Великий (Аккадский), Чингизхан, Кутузов, Махатма Ганди. Из наших современников список пополнит Джобс, возможно, Бэзос.
Что касается «злых гениев», к которым обычно причисляют Гитлера, Калигулу, Нерона, то многие черты стратегов им присущи. Однако их проекты были обречены на разрушение из-за используемых бесчеловечных средств.
Кто-то может возразить: проливали кровь и стратеги из первого списка. Да, но это было в рамках морали того времени, допускалось ею. И, как известно, судить исторических деятелей, лидеров государств и других образований надо по законам их времени.
Злые же гении даже для своего времени действовали вне морали и выбирали средства, зачастую не соответствующие декларируемым ими целям.
С негативными средствами нельзя идти к позитивным целям. Махатма Ганди видел неразрывную связь между целями и средствами: «Каковы средства, таковы и цели. Нет стены, отделяющей средства от цели. Понимание цели точно соответствует пониманию средств. Данная истина не знает исключений» (
https://pub.wikireading.ru/106158).
Иногда понятие «стратег» подменяют понятием «лидер», используют их как синонимы. Но это в корне неверно. Хотя любой стратег - лидер по определению, далеко не каждый лидер является стратегом.
Три качества стратега
Ни больше, ни меньше. Три необходимых и достаточных для того, чтобы однозначно сказать, имярек - стратег:
- адекватное миропонимание;
- целеустремлённость;
- инновационность (назовём так это качество).
Первый пункт - статика, второй - динамика, третий - развитие, выход на новый уровень.
1. АДЕКВАТНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ
Адекватное, то есть, миропонимание субъекта, соответствующее объекту. Базируется на понятийном мышлении. По существу, если человек обладает понятийным мышлением, обладает он и адекватным миропониманием. О понятийном мышлении имеется достаточно публикаций, мною также написана
статья , приведу здесь основные положения из неё.
Термин «понятийное мышление» был введён в середине ХХ века советским учёным Л. Выготским. Существует достаточное количество материалов на эту тему, в том числе можно рекомендовать статью Р. Грановской
«Люди с клиповым мышлением элитой не станут».
У человека с понятийным мышлением хорошо развиты 3 качества:
- правильное выделение сущности процесса, явления, объекта. То есть, вИдение и понимание сущности процесса, явления или объекта;
- вИдение и понимание причинно-следственных связей. Понимание того, какие последствия будет иметь конкретное действие и понимание того, что явилось причиной конкретного явления. Видение причины и прогнозирование следствий;
- системное мышление, вИдение и понимание явления, ситуации полностью во всех его деталях и взаимосвязях. Умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Как формируется мыслительный аппарат. Исходим из того, что человек есть сумма 3-х составляющих:
- то, что в него заложено от рождения. То есть, склонности и способности, данные от рождения;
- то, что формируется в нём окружающим социумом. То есть, семьёй, школой, вузом, друзьями, улицей, коллегами;
- то, что он сам из себя делает. То есть, чему сам научается, развивая свои врождённые и приобретённые способности.
Склонность к чёткому логическому, математическому мышлению даётся природой, а затем природные способности развиваются, шлифуются образованием и последующим самообразованием. Недоразвитость любого из 3-х параметров понятийного мышления есть проблема, которая не позволяет выстраивать более-менее адекватную реальности картину мира.
Хотя, естественно, добиться полного 100%-ного соответствия невозможно.
О наличии адекватного миропонимания лучше всего свидетельствуют впечатляющие результаты деятельности.
2. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ
Целеустремлённость это:
- потребность и умение ставить стратегические цели;
- наличие воли к достижению поставленных целей.
Опять сошлюсь на свою
публикацию, на этот раз на тему «Воля и удоВОЛЬствие».
Важнейшее условие достижения чего-либо существенного - выполнение следующей последовательности действий:
- постановка цели;
- разработка плана достижения поставленной цели;
- работа по достижению цели.
Стратег не только ставит цель, но и проявляет недюжинную волю, мобилизуя себя и других людей на её достижение, на преодоление препятствий и сложностей, стойкое перенесение лишений на пути к ней. Без этого невозможно достичь не только великой цели, но чего-то существенного.
Конечно, без высокой мотивации и преданности идее тоже не обойтись. Цель влечёт стратега, вдохновляет и зажигает его, он ею буквально живёт. Такую цель невозможно привить или навязать. Как же она возникает? Религиозный человек сказал бы, что она даётся свыше, а материалист, что появляется из глубин подсознания либо выкристаллизовывается в результате мышления из имеющихся у человека информации, установок и мотивов. Главное - то, что стратегическая цель обладает грандиозной силой и энергией.
3. ИННОВАЦИОННОСТЬ
Инновационность - назовём этим термином способность генерировать новые средства для достижения целей. Заметьте: именно инновационность, а не известные качества креативность и творческое мышление.
Творческое мышление - способность создавать новые идеи и находить оригинальные решения. Оно необязательно приводит к действиям, - можно бесконечно мечтать, изобретать и придумывать.
Креативность - свойство личности, выражающееся в способности преодолевать шаблоны мышления. То есть это тоже некий потенциал, он может проявиться и реализоваться на практике, а может и не проявиться, что зависит от многих факторов.
Стратег не только придумывает идею, но и активно претворяет её в жизнь, преобразует действительность в направлении своей цели, вовлекая в её реализацию других людей.
Когда инквизиторы спросили Жанну Д`Арк: «Ты считаешь своё дело правым, зачем же ты призывала солдат сражаться? Разве Бог не заступился бы за правое дело?». Орлеанская Дева, будучи в шаге от эшафота, ответила знаменитой фразой: «Чтобы Господь даровал победу, солдаты должны сражаться».
Чтобы идея стратега стала реальностью, необходимы активные действия. То есть, «солдаты должны сражаться».
Кто может стать стратегом
Что касается вопроса: стратегами рождаются или становятся, ответ такой: сначала рождаются с соответствующими задатками, а потом становятся, развивая их. Нет врождённых качеств, - не стать человеку стратегом.
Но даже при их наличии будущий стратег формируется внешней средой, человеческим окружением и, что главное, собственными колоссальными усилиями. Это касается и понятийного мышления (об этом мы уже говорили выше), и волевых качеств, и инновационности.
Показателен так называемый «зефирный тест», знаменитый Стенфордский
эксперимент У. Мишела с 4-5 летними детьми, проведённый в 60-70-х годах.
Детям было предложено сделать выбор: получить 1 зефирку сразу или подождать 15 минут и получить угощение в двойном размере. Большинство детей съедали угощение, как только экспериментатор уходил. Но некоторые терпели и получали двойную порцию.
В течение 40 лет Мишел наблюдал за судьбой участников эксперимента. Оказалось, что дети, которые могли проявить волю для достижения более мощной цели (дополнительная зефирка), были более успешны в старшем возрасте.
Уже в раннем детстве можно увидеть, обладает ли человек задатками стратега, наблюдая за его поведением. И, соответственно, можно отбирать для дальнейшего развития тех, кто эти задатки проявляет.
Стратегия и музыка (пара параллелей)
Отбор детей - будущих стратегов подобен отбору детей с музыкальными способностями.
В возрасте 12 лет поступал в музыкальную школу. Запомнилось, на экзамене тестировали:
- музыкальный слух (нужно было спеть);
- чувство ритма (повторить ритм, который простучал экзаменатор);
- восприятие многоголосия (определить на слух количество прозвучавших звуков).
Заметьте, тоже триада! И тоже (как вариант) статика-динамика-развитие.
Такие простые действия позволяли школе решить довольно сложную задачу: выявить музыкальные задатки и способности, чтобы отобрать тех детей, у которых были перспективы, и которых имело смысл развивать.
Конечно, путём долгих и упорных тренировок любой человек, даже которому медведь на ухо наступил, может достичь определённого прогресса. Но результат будет несопоставим с прогрессом того, кто был музыкально одарён от рождения да плюс ещё приложил соответствующие усилия.
Вспомним Моцарта, который свою первую музыку начал создавать в возрасте 5 лет, а в 10 стал настоящим композитором. Только за счёт трудолюбия такого результата не добиться, для начала гением нужно родиться.
На том аналогия с музыкальными способностями не заканчивается. Говорил раньше об этом в
статье:
«Человек с несовершенным музыкальным слухом зачастую не в состоянии согласиться с тем, что он фальшивит, напевая известную мелодию.
На любые замечания и аргументы оппонента с развитым слухом, как правило, будет обижаться и доказывать, что поёт он правильно. Убеждался неоднократно на собственном опыте, пройдя обучение в музыкальной школе и безуспешно пытаясь поправить таких “певцов с погорелого театра”.
В ответ - обиженное “не придирайся, нормально ж пою”, в лучшем случае - “верю, и так сойдёт”». Человек без стратегических талантов (увы, большинство из нас таковые) действует аналогично.
ИТАК,
повторим ответ на поставленный заголовком статьи вопрос: СТРАТЕГ ЕСТЬ ТОТ И ТОЛЬКО ТОТ, У КОГО В ПОЛНОЙ МЕРЕ РАЗВИТЫ ТРИ КАЧЕСТВА:
- АДЕКВАТНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ.
- ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ.
- ИННОВАЦИОННОСТЬ.
А «нестратег», подобно человеку с плохим слухом, не понимает, что он допускает ошибки, фальшивит в своих «стратегических» размышлениях и действиях. То есть, «суетится перед поражением».
Адам Палюхович
***
Источник.
НАВЕРХ.