Но сначала некоторая интересная этимологическая информация
. Например, откуда и когда в нашем языке появилось слово лодырь. И как оно связано со словом лёд?
Слово "лодырь" имеет явные корни в русском языке и его легко понять без дополнительных объяснений. Однако его этимология вызывает интерес.
Оказывается, это слово можно встретить и в других языках, например, в литовском. В литовском языке существует слово "лодырас" (lodyras), которое имеет схожее значение. Это свидетельствует о том, что понятие ленивого человека или бездельника существовало в разных культурах и языках на протяжении длительного времени.
В словаре В.И. Даля для обозначения лентяя, тунеядца представлено слово «ляда». Выясняется, что у него в древнерусском языке было немало и других связанных смыслов. Например, ляда, лядина, или - лядь, к ляду, ляшина.
Вот они:
- ЛЯДА, ляда, лядина ж. зап., сев. лядо ср. вор., кур. ляшина, влад. пустошь, заросль, покинутая и заросшая лесом земля, запущенные заросли….
- Ляда об. лентяй, ленивец, лежебок, тунеяд, бесполезный человек».
- Лядь, всё негодное и недоброе, дух пакостей, нечистый, черт. Ну ее к ляду, собаку эту, она зря мечется на человека».
Но слово «ляда» в значении "пустошь" этимологически и семантически стало основой для формирования его эквивалента в германских языках, включая английский термин «land». Впрочем, вот полный перевод статьи о слове «land»:
«Древнеанглийское lond, земля, "основание, грунт"… происходит от протогерманского *landja- (источник также древнескандинавского, древнефризско-голландского, готского land, немецкого Land), возможно, от гипотетического ПИЕ* корня lendh- (2) "земля, открытое пространство, пустошь" (источник также древнеирландского land, средневеллийского llan "открытое пространство", валлийского llan "ограда, церковь", бретонского lann "пустошь", источник французского lande; старославянского ledina "пустошь, вересковая пустошь", чешское lada " земля под паром").
Но Боуткан [Dirk Boutkan, немецкий лингвист - Б.Н.] не находит здесь индоевропейской основы и предполагает, что слово может быть связано с германским субстратом. Этимологические данные и его использование в готском языке указывают на то, что изначально в германских языках оно означало «часть земли, принадлежащую одному человеку или народу».
Здесь тут же видим германское свойство всё переводить в плоскость владения, принадлежности.
Тем не менее, перед нами старославянское слово «лядина», которое, несомненно, восходит к древнерусскому «ляда», покинутая на время, не годная земля.
Возникает вопрос: как определить, что такое «древнерусский»? С какого момента следует отсчитывать? С момента появления христианства на Руси? Или с того времени, когда русы говорили на мифическом прагерманском языке, как нас хотят убедить некоторые лингвисты? Ведь и Боуткан говорит о каком-то германском субстрате.
Тем не менее, люди, которые с древности были связаны с землей и умели ее обрабатывать, могли отличить пахотную землю от «ляды» - территории, заросшей кустарником или мелкими деревьями. Они говорили на языке, который дошел до нас от их предков, и который до самой недавней современности сохранял и сохраняет в себе понятные им корни.
Этот язык, хотя и не подтвержден письменными памятниками, относится к общеиндоевропейской семье, которая сформировалась, возможно, около 6-5 тысяч лет назад. Удивительно, но именно этот язык оказался наиболее близким к современному русскому по своей корневой основе. Это подтверждает, что русский язык имеет глубокие исторические корни и сохранил многие черты древнего праязыка, который использовали наши предки.
Очевидно, что возникновение слов и понятий уходит вглубь тысячелетий. Период общеиндоевропейского лингвистического единства представляет собой уже организованный язык, который формировал слова на основе современных им событийных понятий.
Одним из ключевых событий в истории нашей планеты стало таяние ледников, которое привело к формированию обширных водоемов - озер и морей, таких как Русское "море-окяин", постоянно упоминавшееся в большинстве русских сказок и былин. Оно могло образоваться в низинной части Русской равнины после освобождения вод из ледяного плена оледенения.
Освободившиеся от ледяного покрова земли, которые местами оставались покрытыми льдом, местами заболачивались, были непригодны для обработки и использования, и стали у людей того периода носить название "ляда".
Очевидно, что вынужденное обитание на еще недавно приледниковой земле рождало и новые соответствующие времени слова. Не удивительна, поэтому, и семантическая связь слов «ляд» и «лед», которая подчеркивает образ «ленивой», медленно освобождающейся от последствий ледника земли.
Отсюда и новый смысл: ляда - лодырь, лайдак, ленивый, ледащий человек,
Словарь В. Даля:
«ЛАЙДАК м. южн. зап. лодырь, ледащий человек, негодяй, шатун, плут и гуляка. Лайдачий (ледащий?), к нему относящ.»
Таким образом, "лодырь" - это не просто русское слово, оно имеет глубокие корни и отражает универсальную человеческую черту. Но не только это.
А то, что наши далекие русские предки имели дело, скорее, не с ледником, а с его дальними последствиями - с катастрофическими наводнениями Русской равнины, связанные с ледником. И если следовать информации ученых, то на Русской равнине после известного еще со слов Платона атлантического наводнения (гибель Атлантиды) 13-11,5 тысяч лет назад было два таких потопа - 9,6 и 7,6 тысяч лет назад.
Теорию возникновения евразийских потопов разработал выдающийся физико-географ М.Г. Гроссвальд[1]. Что подробно разбирает в своей книге[2] А. Абрашкин, который пишет:
«Суть теории Гроссвальда состоит в том, что во время существования континентального ледника на территорию Евразии обрушивались страшные потопы, когда воды Северного Ледовитого океана снеслись с севера на юг, сметая всё на своём пути. Один из таких потопов произошел 11,5 тысяч лет назад. это время тютелька в тютельку совпадает с предполагаемым временем гибели Атлантиды….
Вслед за атлантическим потопом было еще два - 9,6 и 7,6 тысяч лет назад. Последний из них упоминается в Библии. Его дата - 5,6 тыс. до н.э., опять-таки оказывается знаковой. С этого времени начинают отсчет истории «Повесть временных лет» и все христианские народы. Каждый новый потоп в буквальном смысле смывал цивилизации Евразии, и каждый раз они возрождались снова»
Последний из них и мог отложиться в памяти формирующегося индоевропейского народа (ариев), что легло в основу гимнов, посвященных богу Индре, разбившему ледяную запруду и давшему возможность рекам вернуться в свое русло и снова направиться на север.
А причиной запруд, остановивших движение рек на север, стало резкое похолодание на севере Евразии и образование ледяных дамб вдоль побережья Ледовитого океана. Как пишут исследователи, вода могла подняться на 100 м выше уровня моря.
Таким образом, затрагивая вопросы древнейшей миграции народов нельзя не принимать во внимание и факторы, содействующие, в общем-то, насильственному смещению внушительных масс населения с осваиваемых ими тысячелетиями территорий.
К слову, тот факт, что на современной территории России пока не найдено древних образцов Y-гаплогруппы R1a-Z280 не обязательно может быть связан с тем, что плохо искали. Возможно, территория центральной России после последнего наводнения еще представляла собой ту самую ляду (ленивую землю), где невозможно было ни выращивать продукты для пропитания, ни просто существовать.
И спасшиеся от потопа предки русов и ариев уходили на возвышенности, которые позволяли там существовать. Какие из них могли представлять собой спасительные островки для спасшихся людей в прошлом?
Это Среднерусская возвышенность с наивысшей точкой 343 метра над уровнем моря, откуда берут начало реки Ока, Волга и Днепр, Десна, Дон и Западная Двина. Там же берет начало и Яуза, на которой стоит Москва.
Это Приволжская возвышенность - максимальная высота - 370 м над уровнем моря, на которой был возведен город Нижний Новгород. Это Северные Увалы, откуда берет начало Северная Двина. и западное Приуралье.
Стоит при этом обратить внимание на тот факт, что именно Приволжская возвышенность и Приуралье стали источником рек, названия которых несут в себе конкретных арийские названия - Кама (бог), Сура (герой, бог), Самара (столкновение), Мокша (спасение), Цна (snā - обряд омовения), Ушна (жар, зной), и т.д.
Поэтому неудивительно, что это район стал обителью и спасением предков ариев при последнем потопе, которые могли обитать здесь еще до потопа 7,6 тысяч лет назад, скажем, тех же носителей древней гаплогруппы R1a-M417. Она образовалась еще до времени последнего потопа - 8700 лет назад.
Вот они-то и могли быть оставшимися в живых свидетелями, создавшие устное повествование о потопе в Ригведе.
А когда воды отошли, в линии потомков этой гаплогруппы 5,9 или 5,3 тысяч лет назад образовался праиндоевропейский (или общеарийский) субклад R1a-Z645, от которого и пошли линии - русов (Z280) и линии ариев (Z93). Им и довелось в будущем донести знания о катастрофическом потопе до потомков в арийских мифологиях Ригведы и русских народных сказках. На это обращает внимание А. Абрашкин[3].
Так, в сборнике сказок Афанасьева в ряде сказок постоянно упоминается «синее море». В сказке «Емеля-дурак» Емелю вместе с королевской дочкой в бочке пускают по морю, в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» царевна плывет по синю морю на серебряной лодочке.
В сказке «Елена Премудрая» буря выкидывает на остров посреди моря. В сказках и появляется спасительный остров Буян.
Этимология которого идет от лова «буй», обозначающего возвышение над поверхностью воды. И ряд городов носят названия с этим корнем.
Так, по сведениям цитируемой книги, город Буй в Костромской области возвышается на уровне 99 м над уровнем моря, город Буинск в Татарии - 93 м, Буинск в Чувашии -164 м[4].
Присутствует море и в сказках Пушкина, основой которых являлись русские сказки. Очевидно, поэтому, что первые авторы русских мифов о море знали о нем не понаслышке. И это было внутреннее море Русской равнины. «Да и знаменитый остров Буян, стоящий посреди моря-океана, тоже имеет русскую прописку», - пишет А. Абрашкин. И для доказательства этого утверждения у него есть все основания, которые подробно изложены в цитируемой здесь книге.
Между тем, на карте гаплогрупп R1a хорошо заметно раздельное размещение носителей указанных субкладов - предки русских оказались далеко на западе, арии на востоке, в Приуралье, откуда затем ушли на юг в Индию и на юго-запад в Месопотамию.
Складывается впечатления, что предки и русов, и ариев могли жить на берегах того моря-океана из русских сказок, частью на среднерусской, частью на Приволжской возвышенности. Там от них и пошло потомство, в центре - прарусы, у Волги - арии. Естественным разделителем стало постепенно уходящее море-океан. Но как и арии сохранили память о потопе в Ригведе, так и предки русских сохранили ее в русских народных сказках. И эта память шла от пра-прадедов, свидетелей потопа.
Так или иначе разделение родов по географическому принципу привело к разделению некогда единого общеарийского языка на язык прарусов и на язык ариев. Но общность Вед подчеркивается и общностью имен бога Индры ариев и русского Индрик-зверя из Степенной книги. Впечатляют и их общие функции по разрушению преграды изо льда.
И даже сегодня в восточном Зауралье России сохранилось имя Индра в названиях трех озер (юг Сведловской области).
Я ни на минуту не сомневаюсь, что и русское имя Андрон - это аналог арийского Индры. Также и название андроновской археологической кульутры по селению Андроново - не случайный факт.
Там 3600-3200 лет назад обитали потомки ариев, создавшие затем скифскую культуру. Не исключено поэтому, что изначально это место именовалось Индра, Индрино, Индроново.
Впрочем, что касается Индры, то Ригведа о его деяниях по вызволению вод из ледяного плена пишет (цитирую по[5]):
«Стоял мрак, мешающий основе вод.
Гора (была) во внутренностях Вритры»
(Ригведа I, 54.)
Разгневанный Индра, напав,
ваджрой разбивает спину
Бушующего Вритры,
побуждая воды к течению.
(Ригведа I, 80.)
Веды говорят, что в этом мраке таились силы хаоса, стремящиеся поглотить мир. Могучий Индра, бог грозы и воин, вооружился молнией и бурей, чтобы сразиться с Вритрой и освободить воды.
С каждым ударом молнии тьма рассеивалась, открывая путь к сердцу горы. Воды, запертые в её глубинах, начали прорываться наружу. Индра победил Вритру, освободив воды и восстановив гармонию во вселенной.
В качестве сравнения. Далекие отголоски отображения самого архаичного из божеств Ригведы - бога Индры и его «звериных» функций по освобождению земли ото льда и освобождению вод - известны были и нашим предкам.
Уже почти забыта русская песня «Индрик-зверь» 9-13 веков или былина уральских казаков «Индрик-зверь», записанная от охотника Ивана Чакрыгина, где персонаж этой былины воспринимался не как мифологическое существо, а как лютый зверь.
Так или иначе, символично, что именно на холмах Среднерусской возвышенности найдены древние ископаемые образцы гаплогруппы R1a-Z93, хотя датировка их не указана.
Но время жизни общего предка 5000 лет назад. Несколько правее на карте, в Приуралье, показаны, найденные там те же снипы Z93 с датировками на тысячу лет с небольшим отстоящие от времени жизни общего предка.
Конечно, утверждать, что наблюдаемый разброс находок древних снипов связан с расселением их обладателей на возвышенностях, оставшихся удобными для поселений после потопа, пока рано.
Слишком мало соответствующей информации по найденным ископаемым образцам на Русской равнине.
Но, например, нахождение их в основном на западной окраине Восточно-Европейской равнины - Польша Балтия, Германия Венгрия, может указывать не только на активную работу исследователей в этом направлении, но и то, что все они обосновались в основном на высотах Судетов, Прикарпатья, Балкан.
Было бы преувеличением утверждать, что наблюдаемый разброс древних стоянок связан исключительно с тем, что люди расселялись на возвышенностях, которые оставались пригодными для жизни после потопа. Однако нельзя исключать возможность влияния климатических катаклизмов, особенно тех, которые произошли сравнительно недавно, на миграцию людей.
К слову, интересную мысль высказал А.А. Абрашкин относительно связи названия реки Ока со словом Океан. Вполне допустимо, что название этой реки как-то, в силу геолого-климатических условий, связано с названием слова Океан, море-океана…
Б. Новицкий
[1] Гросвальд М. Г. Евразийские гидросферные катастрофы и оледенение Арктики. - М.: Научный мир, 1999. 120 стр.
[2] Абрашкин А.А. Нижегородский край: долетописные реалии. - Нижний Новгород.: Книги , 2024, 320 стр.
[3] Там же, с.25
[4] Там же, с. 28
[5] Там же.с.23
Б. Новицкий
***
Источник.
НАВЕРХ.