Насколько далеко в прошлом можно искать следы того языка, из которого простые корни нашего языка вышли?
Попробуем разобраться с происхождением и смыслом корней -веч- в таких словах, как «отвечать, привечать»
. А также "вещать, навещать, извещать, завещание, совещание", либо "известить, навестить, известия".:
Вещ-ать - это «говорить с пафосом», навещать - «зайти для разговора», из-вещ-ать - «сообщить», за-вещ-ать - «последние слова», совещание - «совместный разговор».
В каждом из них заложен смысл «говорения».
Очевидно, что корни "веч-", "вещ-", "вес-"- скажем, одного извода. И являются переходящими формами смягчения согласных в славянских языках «ч-щ-с».
В этой триаде по смыслу развития пра-ИЕ языка недостает исходной четвертой и первичной согласной полного ряда смягчения согласных в славянских языках, а именно, согласной "к".
То есть, по сути, начальным в праязыке должен был быть корень с костяком согласных "В-К" (век\вак\вяк). И конечный согласный «к», исходный в таком корне, самый древний в праязыке наших предков.
Так что, ищем этот корень. Тем более, что он, очевидно, как видим, связан с процессом говорения.
В русском языке такое сугубо архаичное слово, означающее процесс говорения есть - это слово «вякать». Сегодня оно используется только в самом крайнем просторечии.
Сегодня едва ли кто-то позволит себе в разговоре употребить такое просторечное, и абсолютно архаичное слово, как «вякать» - болтать. Да и корень "вяк", казалось бы, непродуктивный в русском языке. Впрочем, в новгородском диалекте древнерусского языка, а также в архангельской и вологодской областях (Олонецкая губерния) было такое слово как "вячать, вячкать".
Свидетельствует словарь В. Даля:
ВЯЧАТЬ новг. пск. сиб. вячить олон. визжать, плакать, кричать: мяукать кошкой. Вячить вор. ряз. блеять, кричать как овцы, отчего вячвяч, вычвыч, зазывная кличка овец. Вячкать влад. олон. болтать, калякать, баять, беседовать.
В псковском говоре вообще было слово "вечать" - кричать.
«ВЕЧАТЬ пск. кричать; не от этого ли: вече, вечевой».
Поэтому, неудивительно, что в новгородском диалекте древнерусского языка появилось слово «вече» - новгородское вече. по сути, некая «говорильня».
Первичный звук "к" в языке наших еще не славянских, ИЕ предков, видимо, при последующем процессе формования славянских диалектов, а затем и языков, смещением согласных в славянской группе перешел в звуки «ч», «щ», «с».
Добавим к перечисленным выше и такие слова, как «отвечать (давать ответ), привечать (произносить добрые слова при встрече), а также: "ответ, привет, завет, навет".
Вполне логично также допустить и происхождения слова «учить» от того же корня с костяком согласных вк\вч. Так, например, отголоски этого можно услышать в белорусском "вучыць" (учить), и малороссийском "вчити", диалектах праязыка русов. В современном русском начальное сочетание "вуч" перешло в "уч", что естественно.
Можно задаться вопросом, насколько далеко в прошлом можно искать следы того языка, из которого ключевые простые корни нашего языка вышли?
Можно ли это знать точно, или хотя бы предполагать? Но вот, достаточно увидеть слово \vac, vakti, vacati\ в смысле «говорить» на санскрите, чтобы говорить об общем источнике как древнерусского "вякать" (говорить, болтать), так и арийского " вак-ати, вач, вач-ати" (говорить, болтать).
Так или иначе, архаичное «вякать» пошло гулять по индоевропейской ойкумене. И добралось также и до Британии. Не без помощи, конечно, латинян, которые принесли этот корень до туманного Альбиона в форме: voice (голос). О чем свидетельствует и этимологический словарь английского языка:
Санскрит vakti "говорит", vacas- "слово"; авестийск. vac- "говорить"; латынь vocare "звать" vox "голос, звук, язык, слово"; др.прусское wackis "кричать".
А, как вообще ИЕ язык разошелся с Русской равнины до Апеннинского полуострова и вошел в тело Британских диалектов - это уже вопрос истории.
При этом уже ни для кого не новость, что это на Русской равнине обитали как предки наших русских предков, так и предки исторических ариев Индии.
Отсюда и определенная близость в их языках. Хотя, конечно, за 1,5 тысячи лет миграции ариев с Русской равнины через Южный Урал и далее, до Индии, их изначальный язык претерпевал многие изменения, сохраняя, впрочем, почти неизменной некоторую наиболее устойчивую лексику и арийскую грамматику.
В числе такой, скорее всего, древней общеарийской лексики, обсуждаемое выше, весьма плодотворное в современном русском языке древнее слово - «вякать», «вакти». Этот вопрос проработан выдающимся лингвистом С. Старостиным, который подтвердил 54% общность базисной лексики древнеиндийского и современного русского..
Впрочем, так уверено заявлять можно на основе известных фактов.
Например, того, что европейская часть современной России и сегодня сохраняет в многочисленных арийские названий рек и озер имена богов и героев из Ригведы, Махабхараты: Ганга, Кама, Шива, Индра, Рама, Яма, Сурья, Сура, Вая, Анга. И это только те, которые особенно на слуху. К слову, на территории Литвы также есть озеро Индраяй.
А с чего они там так широко распространились? Были ли на то какие-то основания? Те исследователи, которые глубоко вошли в изучение этих вопросов, не могли не говорить о роли севера в происхождении населения, оставившего все эти и другие «индоевропейские» (арийские) названия.
Например, доктор исторических наук Н. Гусева пишет:
«Когда многие историки, пассивно повторяя друг друга, пишут о заселении Русского Севера русскими, якобы пришедшими то с Балкано-Карпатских, а то и со средиземноморских земель, они и не вспоминают (или не знают?) о том, что здесь и реки и местности хранят в себе арья-славянские названия, которые восходят к Ригведе (Приложение III) и Авесте и никак с Южной Европой не связаны».
Нельзя не согласиться с автором книги «Русский Север», что историки не знают ни о арийских названиях сотен русских водоемах, о чем она писала. Пропускают мимо и исследования С. Жарниковой древних вологодских вышивок, пронизанные сплошь и рядом арийскими свастическими изображениями. Аналогичными изображениям свастики тем, которыми и сегодня полна современная Индия.
«Орнаментально-знаковая система северных русских хранит в себе множество общих с арьями элементов, - пишет далее Н. Гусева, - как выявлен и ряд сходных и общих черт в славяно-русском язычестве и в религиозных воззрениях древних арьев….
Да, русские широко мигрировали по Восточной Европе и не только уходили со своих северных земель, но и возвращались на них в процессе своих передвижений, да и с самого начала, со времен таяния и исчезновения последнего ледника, расселялись по северным рекам, навсегда оставаясь на освоенных землях, о чем свидетельствуют многие археологические находки хотя бы на Кольском полуострове»
Единственное, в чем хотелось бы возразить автору, это использование термина «арья-славяне». О славянах в той древности говорить было еще рано. Это была, по большому счету, древнеарийская общность, в которой могли сосуществовать как предки ариев, так и некие прарусские предки. И показанные названия имели к этой общности наших предков и исторических ариев самое прямое отношение.
В этой связи, заметные совпадения лексики, такие, как показаны выше - это не случайность, не воля случая, а закономерный результат присутствия общих предков и тех, и других, до их разделения на знаковые ветви, в единой семье людей, которых можно отнести по данным молекулярной истории к гаплогруппе R1a-Z645.
Впрочем, большое число примеров подобного совпадения лексики можно увидеть на моем канале в Дзен.
Знаковые ветви - это те ветви, которые лингвисты уловили через языки, уведомив в свое время мир о расхождении праиндоевропейского языка на ветви 6-5 тысячелетий назад, а молекулярная история (ДНК-генеалогия) показала их естественное отражение в генеалогии населения этой общности - гаплогруппы R1a-Z645-Z280 (русы), R1a-Z645-М458 (русы) и R1a-Z645-Z93 (арии).
Так или иначе, при этом видится очевидная сохранность главных первичных корней изначального общеарийского языка в уцелевших еще архаичных корнях языка наших предков.
Все последующие его варианты - арийские, славянские, индоевропейские языки - это его хронологические модификации в их лексикостатистической динамике. Арийские - 3500 лет назад, когда арии пришли в Индию, славянские - 3,5-3 тысячи лет назад.
А что касается слова санскритского «вак, вачати», то ему в пантеоне арийских богов соответствовала богиня мудрости и речи Вач. Это было имя и богини Сарасвати.
Считалось, что если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь.
Поэтому понятно, о ком идет речь, и кого славили наши предки, когда наделяли кого-то именем Вячеслав.
*
В русском просторечии отражены древнейшие формы "праиндоевропейского" языка
В русском просторечии отражены древнейшие формы "праиндоевропейского" языка.
Рассмотрим просторечные выражения, связанные с бегом (удиранием) и со сном.
Первичные корни - дра-, дру-, дир-, дер-
Драпать, удирать, дернуть, дать деру, удеру.
На санскрите: drā, dru, drāti, dravati (снскр.) - бежать, идти.
"Мы дернули изо всех сил".
Словарь В. Даля:
«Гляди, как он дерет! подрал, удирает, уходит бегом. Огонь дерет по крышам.... Дать, драла, дать стрекача, уйти, убежать, удрать. Дери не стой! удирай, беги».
Как видим, дра-дир-дер- вполне себе плодотворный корень в современном обиходном русском языке. Даже несмотря на то, что по древности он сравним с тем же корнем в древнеиндийском языке, санскрите, который связан с ариями, пришедшими 3,5 тысяч лет назад в Индию.
Но еще ранее, 4-3 тысячи лет назад, они вышли с Южного Урала (Аркаим), где, естественно, на том же арийском языке и разговаривали. Язык их за полтысячелетия мог подвергаться определенной эррозии, но они сохранили большую част прежней общеарийской лексики, которой располагали еще до Южного Урала.
На южный же Урал арии уже в готовом виде и с готовым арийским языком пришли из фатьяновской археологической культуры Русской равнины через срубную культуру. Последняя, культура располагалась в степной и лесостепной зонах между Днепром и Уралом.
Выходит, эта арийская, или, скорее, еще общеарийская речь разливалась на просторах Русской равнины, там, где вместе с будущими ариями уже проживали наши предки, имя которых вызывает у историков вопросы, а у недругов истерию.
Вот и выходит, если drā - это древнеарийский корень, то дра- - это какой? Древнерусский? Тогда получается, что из языка этой общности, датируемой 3-м тысячелетием до нашей эры, оба языка, давших начало и арийской группе языков Евразии, и языка наших предков русов, и вышли.
К слову, в санскрите нашлось еще одно значение тому же корню дра-: drā, drāti -спать. А у нас в просторечии еще можно встретить выражение «дать драпака», то есть "спать без задних ног".
Но и это еще не все. А, слова «дремать, дремота, дрема» - разве не связаны со сном? И если у лингвистов еще есть сомнения относительно происхождения английского слова dreem, то корень dre (дре-) выдает это слово с головой. Оно могло проделать долгий путь из Восточной Европы до Британии с самыми различными племенами, но происхождение его не скрыть.
На этом пути в Британию могли встретиться и племена, которые на умели произносить первичных общеарийский твердых согласных, переделывая их на свой лад. И например, слово из лексики древних русов "дере-ть, драть, тереть" в их исполнении зазвучало как tere (анг.). Первичность же полногласного корня "дере-" подтверждается древнеиндийским dar, drnati - драть.
Впрочем, уход всей германской группы языков от твердых первичных согласных к их смягченным версиям хорошо описан законами Гримма и Вернера. Об этом я много писал на этом канале.
В лингвистических опусах встречаются такие обороты, как праиндоевропейский язык, так и протоиндоевропейский. А в чем разница? Может быт, всё намного проще?
И действительно все просто - и то, и другое, обозначает одно и то же. и если частица пра- в русском языке означает первых предков, то прото-\про- также означает первых предков в западных языках, выводящих этот термин из пер- (per-), что означает - первый. А кто бы сомневался. К слову, интересная фраза в этимологическом словаре английского языка по поводу протоиндоевропейского языка:
«Протоиндоевропейский (англ.)
- гипотетический реконструированный праязык индоевропейской семьи, введено с 1905 года. Хронологическая шкала самого "языка" широко обсуждается, но недавно была предложена дата его появления - около 5500 лет назад».
Вот из этого и стоит исходить. Тем более, что культура шнуровой керамики сопровождаемая арийским языком также берет начало примерно в то же время.
Загвоздка только в том, что никто, кто находится в тенетах научной договоренности, не решается дать четкие реальные определения, а именно - общеарийская общность Русской равнины, объединенная общеарийском языком, разделившаяся 5000 лет назад на ариев и русов, и на языки - арийский и язык русов.
Это определение только с лингвистической точки зрения. Но эта точка зрения на сегодня убедительно подтверждается молекулярной историей, которая показывает, что 5 тысяч лет назад на указанной территории от предковой гаплогруппы R1a-Z645 возникли гаплогруппы русов: R1a-Z645-Z280 и R1a-Z645-M458, и гаплогруппа ариев: R1a-Z645-Z93
Еще немного этимологии. Скажем, как объяснить слово "ждать"? Во-первых, нужно привести его в соответствие с древним состоянием, когда на месте "ж" стол звук "г". Звук г изменился в более поздний период формирования на основе языка русов будущих славянских языков смягчением согласных (палатализация).
Например, бегу - бежим. (Сегодня еще в просторечии можно услышать «побегли», а не «побежали», «побегнем», а не «побежим»). Лягу - ложись (лягай), лежать (лягати) - лечь (легти)
И вернем на место гласную "а". Получается слово "гадать". И снова древнеиндийский язык, в котором есть такое слово для обозначения gad, gadati, но в значении «говорить, произносить».
Но и современном русском слово «гадать» поменяло за тысячелетия смыслы. Кроме «угадывать, отгадывать», появились - «Полагать, ожидать, предвидеть» (Сл. В. Даля). Вот это смысл ожидания и перешёл в слово гадать-жадать-ждать.
К числу первичных древнеарийских согласных безусловно относится и звук «к». Его сохранность еще даже в диалекте новгородского древнерусского языка отмечал академик А. Зализняк. Что указывает на первичность языка русов. Вот примеры слов из берестяных грамот, в которых отмечалась консервация таких праИЕ согласных, как "k": kҍ-na (кена) - цена,
kҍ-ly (келы) целый,
kъrka (церковь).
Сюда же можно добавить и слово "kоrd" - сердце. Здесь также смягчение «к» в «с» произошло при славянской палатализации согласных.
Так или иначе, русского языка и сегодня мало коснулись явления неполногласия, хотя влияние церковнославянского, конечно, свой след оставило. Избежал он и германского сдвига согласных. Деградация этих архаичных согласных особенно заметно проявилось при формировании английского языка, как, впрочем, и катастрофический уход его от полногласия.
Как отмечал О. Трубачев,
«Хотя современное изучение индоевропейских диалектов ведут обычно от Мейе, он вполне отдавал дань унитаристской концепции индоевропейского праязыка, а славянские языки тем более производил из «почти единого наречия» [О. Н. Трубачев. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики. ВЯ. - М., 1982, № 4. С. 10-26.]
Вот об этом едином наречии русов и речь. Дальнейшая его судьба - это русский язык, славянские языки на его основе и западные так называемые ИЕ языки.
Б. Новицкий
***
Источник.
НАВЕРХ.