Налоги, миграция, цифровой доллар, антироссийские санкции
. В СМИ США и других стран началось активное обсуждение вопросов, связанных с возможными изменениями в экономике США и других стран, обусловленными «фактором победы Трампа».
Эти обсуждения, как правило, содержат обзоры того, каким было влияние Трампа на американскую и мировую экономику во время его первого срока пребывания в Белом доме (2017-2021 гг.).
Кроме того, внимательно анализируется набор обещаний Дональда Трампа по части экономики в только что прошедшей предвыборной кампании.
А некоторые глубокие аналитики также пытаются просчитать экономические последствия политических обещаний Трампа.
Обзоры экономической политики США в период 2017-2021 гг. выделяют особо такие деяния Трампа, как налоговая реформа (существенное снижение налогов для граждан и корпораций), дерегулирование многих секторов американской экономики, откровенный торговый протекционизм (введение импортных пошлин по соображениям «национальной безопасности»), начало торговой войны с Китаем и усиление напряженности в торгово-экономических отношениях США с Евросоюзом, ужесточение импорта рабочей силы (а фактически - всей миграционной политики) и т.д.
Что касается предвыборных обещаний Трампа в части, касающейся экономики, то большинство экспертов и журналистов обращает внимание, в первую очередь, на планы нового президента продолжить начатый им в прошлом десятилетии курс на торговый протекционизм (тогда таможенные тарифы были введены примерно на 10% всего импорта США).
Трамп обещал ввести универсальный таможенный тариф в 10-20% на весь почти без исключения импорт из других стран мира.
Впрочем, за исключением импорта из Китая, с которым он обещал, по сути, продолжить торговую войну; для товаров их Поднебесной импортные тарифы должны составить 60% (для справки отмечу: Джо Байден в годы своего президентства не стал отменять введенные ранее Трампом протекционистские тарифы в отношении китайских товаров).
Также Трамп обещал продолжить начатую им в годы первого президентства налоговую реформу (в частности, тогда налог на прибыль корпораций была снижена с 35 до 21%). Следующий шаг в этом направлении: понизить налог на прибыль корпораций, занимающихся производством в США, с 21 до 15%.
Что касается иммиграции, то здесь Трамп обещал восстановить свою политику жестких ограничений. Но Джо Байден успел сильно «раскрутить гайки» в этом вопросе, поэтому новому президенту многое придется начинать сызнова. Проще говоря, депортировать миллионы мигрантов, которые успели заехать в страну при Байдене.
Будет восстановлен курс на дерегулирование американской экономики. Особенно его ждёт нефтегазовый сектор США, который при Байдене пострадал из-за введения в американской экономике большого количества «зелёных» ограничений (запрет на добыча нефти и газа на территориях с особым экологическим статусом, мораторий на строительство новых СПГ-терминалов, жесткие стандарты по парниковым газам и др.), а также преференций для «зеленой» экономики (например, для производителей электромобилей, производителей «чистой», «не-углеродной» энергии и др.).
«Зеленая» и «климатическая» тематика, которая всячески раскручивалась Байденом и в целом демократической партией, судя по всему, будет уходить на второй или даже третий план.
В период президентства Байдена предпринимались попытки ужесточения требований по достаточности капитала для кредитных организаций (стандарты «Базель 3»). Американские банки питают определённые надежды, что при Трампе этот регуляторный «прессинг» прекратится. Также в контексте ожидаемого общего курса на дерегулирование экономики крупный бизнес рассчитывает на ослабление антимонопольного регулирования.
Некоторый дискомфорт в последние годы испытывали американские ИТ-компании, которые занимались разработкой искусственного интеллекта (ИИ). При Байдене в Конгрессе готовились законопроекты, предусматривавшие определенные ограничений для работ в сфере ИИ.
Но Илон Маск, который считается лидером в данной области, открыто и активно поддерживал Трампа в его нынешней предвыборной компании, уже высказал уверенность, что новый президент таких ограничений не допустит.
В последней предвыборной кампании был один вопрос, который почти никто из кандидатов не мог обойти. Речь идёт об отношении к проекту Федерального Резерва по созданию цифрового доллара (цифровая валюта центрального банка). И Трампу приходилось высказываться по этому вопросу.
Может быть, он не так энергично, как другие кандидаты, выступал против цифрового доллара, но все-таки осторожно выражал свое несогласие. Сторонники криптовалют в США интерпретируют это несогласие как готовность Трампа поддержать частные цифровые валюты. Рынок криптовалют приветствовал избрание Трампа тем, что цены на биткойн и ряд других частных цифровых валют заметно выросли.
Многих интересует позиция Трампа по поводу экономических санкций против Российской Федерации. Но в ходе предвыборной кампании он этот вопрос не заострял, поэтому многое здесь экспертам приходится додумывать, диапазон предположений очень широкий.
Есть еще ряд ключевых вопросов экономического характера, по которым Трамп не высказывал своей позиции. Американцев особенно интересуют такие моменты, как позиция нового президента по вопросу государственного долга, который при Джо Байдене рос с космической скоростью.
Также позиция Трампа по ключевой ставке Федерального Резерва (напомню, что в своей предвыборной кампании 2016 года Трамп обещал, что будет добиваться снижения ключевой ставки).
Кое-какие вопросы Трамп напрямую не озвучивал в предвыборной кампании, то позиция по ним нового президента вполне просчитываема. Например, Трамп не делал заявлений насчет того, что США сократят экономическую и особенно военную помощь Украине.
Но его обещания прекратить в течение 24 часов войну на Украине дают основания полагать, что такая помощь будет сокращена или даже прекращена.
Также Трамп не делал никаких обещаний насчет того, что увеличит помощь и поставки оружия Израилю. Трампа за глаза многие называют «главным сионистом Америки», поэтому тут нет никаких сомнений, что экономическая и военная поддержка Израилю будет резко увеличена.
Серьёзные наблюдатели обращают внимание на то, что целостной экономической программы у Трампа не было. Также, судя по всему, долгосрочные экономические последствия отдельных предложений и обещаний будущего президента не просчитывались. А если эти предложения и обещания будут действительно реализованы, то негатива для Америки будет больше, чем позитива.
Вот, например,
расчёты американской организации «Комитет за ответственный федеральный бюджет» («Committee for a Responsible Federal Budget»). За несколько дней до выборов она опубликовала доклад «The Fiscal Impact of the Harris and Trump Campaign Plans» («Финансовые последствия планов предвыборной кампании Харрис и Трампа»).
Обращается внимание на то, что в предвыборных обещаниях Трампа ничего не говорится о возможном снижении расходов федерального бюджета (судя по некоторым обещаниям, можно предположить, что они, наоборот, будут расти).
А вот обещания снизить налоги означают сокращение доходной части бюджета. Следовательно, дефициты бюджета могут ещё больше возрасти (по сравнению с теми, что были при Байдене). Следовательно, еще более ускорится рост государственного долга США. За первый президентский срок Трампа государственный долг США увеличился на 7,8 трлн долл.
Государственный долг за время президентства Байдена увеличился еще на 8,2 трлн долл. (начало ноября 2024 года). На момент, когда Трамп победил в 2016 году, государственный долг США составлял 19 трлн долл. Тогда Трамп хвастливо заявил, что за восемь лет (с расчетом, что пробудет в Белом доме два срока подряд) сумеет обнулить государственный долг.
Не за счет сокращения государственных расходов. И не за счет увеличения налогов (он, наоборот, провел реформу по их снижению). А за счет введения и повышения импортных пошлин. А в итоге за четыре года президентства Трампа госдолг увеличился более чем на 40 процентов.
Примечательна
статья под названием «How to Grow Out of America’s Debt Woes» («Как выйти из долговых проблем Америки через рост»), опубликованная 5 ноября в издании The Wall Street Journal. Примечательна она тем, что написана Ларри Финком (Larry Fink), исполнительным директором крупнейшего не только в Америке, но и мире инвестиционного фонда Black Rock.
Ходят разговоры, что Трамп может назначить его министром финансов. Так вот Финк считает, что Америка сумеет выйти из долговой ловушки за счет резкого увеличения темпов экономического развития, что обеспечит мощный приток денег в американскую казну. Правда, статья не очень убедительная. В духе предвыборных обещаний.
Последствия практической реализации предвыборных обещаний Трампа попыталась просчитать специалисты вашингтонского Института международной экономики имени Петерсона (PIIE) Поль Дэвидсон (Paul Davidson) и Медора Ли (Medora Lee). 6 ноября они
опубликовали в «USA TODAY» статью «How Trump's victory could affect the US economy» («Как победа Трампа может повлиять на экономику США»).
В отличии от Ларри Финка они, наоборот, прочат замедление экономического роста Америки. Так, депортация нескольких миллионов мигрантов может лишить Америку дешевой рабочей силы. И по расчетам авторов статью, к 2028 году это может привести к потере 2,8% ВВП США.
По мнению авторов статьи, установление Вашингтоном универсальных импортных пошлин даже в размере 10% и для Китая в размере 60% станет неизбежно «спусковым крючком» для торговых войн. Не только с Китаем, но и с остальным миром.
Для Америки будет эффект бумеранга в виде встречных таможенных барьеров. Америка в конечном счете окажется в проигрыше. Торговый баланс США, который и сегодня является сильно дефицитным, станет еще более дефицитным.
О негативных последствиях вероятного введения импортных пошлин Трампом говорят и другие эксперты. Причем некоторые из них считает, что негатив будет не только для Америки, но и для всей мировой экономики. В том числе и для Китая.
Резкое сокращение китайского экспорта в США может спровоцировать экономический кризис в Поднебесной. А это, в свою очередь, почувствуют и торговые партнёры Китая. В том числе Россия. Поскольку спрос на российскую нефть со стороны Поднебесной может существенно сократиться.
Что касается российско-американской торговли, то обещанное Трампом введение импортных пошлин на неё вряд ли существенно повлияет. Она уже при Байдене многократно сократилась в результате антироссийских санкций, которые стали вводиться после 24 февраля 2024 года. В 2021 году импорт США из России составил 30 млрд долл., экспорт из США в Россию - 6,4 млрд долл.
По итогам восьми месяцев 2024 года эти цифры уменьшились соответственно до 2,26 и 0,33 млрд долл. Кстати, большая часть российского экспорта в США приходится на титан и уран. Эти товары являются стратегически значимыми для Америки, а потому Вашингтон может вполне освободить этот импорт от обещанной импортной пошлины.
Крайне сложным является вопрос о том, собирается ли Трамп отменять те санкций против России, которые были введены при Байдене. Или все останется status quo. Или же Трамп и далее будет наращивать санкции. Последнее, согласно мнению большинства американских и российских экспертов, - вряд ли.
Просто так отменять санкции он также не будет.
Во-первых, потому что немалое количество санкций оформлены в виде законов. Их быстро, в виде президентского указа не отменишь.
Во-вторых, Трамп скорее всего будет вести переговоры с Москвой по поводу Украины (и по другим вопросам), пытаясь давить на Россию обещаниями отмены тех или иных санкций в случае уступок со стороны Москвы.
В-третьих, потому что не все санкции находятся в ведении США и американского президента. Так, большая часть валютных резервов России заморожены не Америкой, а Европой. А ей размораживать эти резервы совсем не с руки, ведь Европа под них уже оформила кредиты Украине (обслуживание кредитов предполагается за счет доходов от замороженных резервов).
В.Ю. Катасонов
***
Источник.
НАВЕРХ.