Примеры базисной лексики свидетельствует: древнерусский и санскрит формировались в единой древнеарийской общности Русской равнины
Еще раз останавливаюсь здесь на обращении к санскриту, так как источник и русского языка, и древнеиндийского языка ариев (санскрита), един - язык древнеарийской общности Русской равнины, откуда вышли и предки русских и славяноязычных племен рода R1a-Z645-Z280 и предки ариев - рода R1a-Z645-Z93
. Обитавшие на Русской равнине не менее 5 тысяч лет до сего времени носители субклада Z280, сохранили ту базисную лексику, которая особенно заметна в его ближайшем ареале - Польша, Прибалтика, вся территория некогда Руси - сегодня России, территория славяноязычных стран.
Указанные первые две территории входили в состав культуры шнуровой керамики (КШК), носители которой, как известно из исследований молекулярной генетики, сопровождались гаплогруппой R1a-Z645, дальнейшее расширение КШК на восток способствовало образованию там фатьяновской культуры.
Впрочем, не исключена вероятность, по мнению А. Клёсова, что уже более ранняя волосовская археологическая культура на Волге способствовала образованию фатьяновской культуры.
Так или иначе, именно носители предковой и для русов, и для ариев гаплогруппы R1a-Z645, могли быть также носителями древнеарийского языка Восточно-Европейской равнины.
Что и отмечается сегодня в таких языках, как, прежде всего, русском, славянских языках и по сути не менее славянском, но испытавшем влияние переселившихся сюда с Урала племен гаплогруппы N1a1 литовском, а также в ушедших на восток и юг древнеиндийском и персидском языках ариев.
Что касается индоевропейских языков остальной Европы, в основном, западной, то вторичное фонетическое влияние на них некоего германского языка не позволяет, например, считать "реконструированный прагерманский" какими-либо эталоном для сравнения.
А теперь к некоторым примерам.
Например, что общего в словах "венок" и vinata [вината] (санскр.) - "согнутый, изогнутый, склонённый, наклонённый, покорный, сутулый". Первый слог здесь и главный в этом слове - vi- имеет значение: «тот, кто требует что-л.; проситель».
Последнее определение вполне соотносимо с тем же корнем в словах - "вина, виноватый, винить, винуть (арх.), обвинять. То есть виноватый - это человек, который согнулся в просительной позе - его простить.
Сопоставление русского и древнеиндийского языков - это вспомогательный элемент реконструкции, показывающий реальную древность нашего языка, некогда бытовавшего в единой древнеарийской языковой общности.
Никакой речи о западных языках Европы в их современной форме, ни о славянских языках в тот период не могло и быть.
Возьмем еще для сравнения ряд глаголов, которые, придавая речи любого языка динамику, как правило сохраняют каркас изначального первокорня.
Со временем некоторые из глаголов подвергаются замене на более современные синонимы, но они не исчезают бесследно, а уходят в область архаики, сохраняя память о былой лексике. Скажем, глагол "убегать" в просторечии частенько заменяется вариантом - "утекать", а еще проще "тикать".
Этот глагол приводится в словаре В. Даля, и наиболее распространен и сегодня на периферии, в южнорусских говорах - утекай, тикай, наутек, утечка и пр.
В. Даль также отмечает не только южное использование этого глагола, но и самое что ни на есть северное - в г. Кола Мурманской области, а также в г. Мезень Архангельской области.
Казалось бы, что тут может быть интересного? Но вот в древнеиндийском (санскрите) имелся глагол tik, tekate (идти). Очень близкое по смыслу созвучие просторечному русскому - тикати.
Ну, или еще одно просторечное: "Драпать, удрать, удирать" в смысле «убегать». В нем ясно просматривается пракорень " дир-, дер- дра-".
Можно не сомневаться, зная об общем древнем происхождении языка предков русов и ариев, что высока вероятность обнаружить этот корень в древнеиндийском. И точно, в санскрите drā [дра-а], drāti, также drāpayati [драпаяти] - идти, бежать, спешить.
И если еще одно значение корня drā в санскрите в значении «спать» дошло до латинского - dormio, а затем вошло во всю группу латинских языков, то германской группы языков оно не коснулось.
Возможно, отсюда же и русское - "продрать глаза" после сна. Хотя, здесь корень дра- может иметь и вполне прозрачную основу "драть".
Теперь вспомним архаичные и устаревшие глаголы, связанные с разговором.
Глагол "вякать", как выясняется, идет из самых глубин времен, когда предки русов пребывали в единой общности с ариями, так как и в русском языке вякать, и в древнеиндийском (санскрите) этот глагол - един, и на санскрите vac, vakti (вак, вакти) [говорить].
Появление аналогичной формы этого слова в латыни, а затем от латинского (старофранцузского) в английском, указывает на миграционный путь неких носителей языка русов на Апеннины.
Латинянине не ранее 14-15 века и привнесли в формирующийся на их глазах английский язык не один десяток слов с архаичным корнем языка наших предков русов - вяк- (вак-).
Впрочем, лингвисты не без доли самолюбования не могли не соорудить нечто наукоподобное, типа - wekw- , что одно и то же. Так, теперь знаем, что английское voice (голос) в основе имеет корень слова "вякать".
Впрочем, в этом ряду и заимствованные в русский язык слова с русским же корнем вяк-: адвокат, вокал, вокация, ну, и английские evoke; invoke; provoke; revoke; univocal; vocabulary, vox; vowel.
Все пошли с Русской равнины и занесены по всем краям Европы народом, который всюду вякал на своем языке и не парился.
Идем дальше. «Прѣжде убо словѣне не имѣхѫ книгъ. нѫ чрътами и рѣзами чьтѣхѫ и гатаахѫ ….» так писал, как полагают, черноризец Храбр.
Здесь стоит отметить, что речь идет о славянской фазе языка, в которой глагол "гатаахѫ" переведен современными толмачами как «гадали» (гадаху).
Так или иначе первичной была форма - гадаху, переход согласных д→т отделяет фазу праязыка русов от его поздней церковно-славянской формы. Впрочем, параллельно сохранился и глагол «гадать», но уже в смысле кудесничества.
А что же «гадать», каков был его изначальный смысл? Видим, что в древнеиндийском имелся глагол - /gad/gadati/ - это еще один синоним глагола "говорить". Так что слова монаха Храбра относительно "чтяху и гатааху" вполне можно толковать как «читали и говорили».
Поскольку глагол гад, гадати бытовал в обиходе наших дославянских предков, судя по его древнеиндийской форме (3,5 тыс. л.н.), задолго до Храбра и церковно-славянского языка.
Можно заметить, что глаголы-синонимы, относящиеся к процессу говорения в ИЕ языке, вполне устойчивы во времени и не имеют, очевидно, склонности к их полному искажению. Здесь, архаика самая что ни на есть устойчивая и смысла менять на современные синонимы - никакого.
Вот еще самые архаичные примеры из русского языка, относящиеся к речевым функциям, которые находят узнаваемое соответствие в древнеиндийском. Сегодня почти никто не употребляет такого глагола, как "баять". Но слово "байки" в смысле - россказни, иногда в разговоре появляется.
О древности этого слова можно опять же судить с помощью древнеиндийского - там находим глагол /bhaṇ/bhaṇati/[бхань, бханяти] (говорить кому-то, рассказывать).
Отбрасывая арийское "х", можно полагать, что в глубокой еще древностит современное русское "баять" имело форму бъньть. Как в словах обнять - объять, отнять - отъять\изъять, и пр.
И если из английского сегодня пришло в современный русский ban (банить"), то это всего лишь древняя форма современного русского "баять" (говорить), но изменившая смысл на "запрещать".
Вот и другие слова с тем же корнем в английском: banal (банальный); bandit; banish (отгонять); banns (оглашение); и пр.
Но вот и еще словечко, которое можно смело уже можно отнести к архаичным, хотя и еще вполне обиходно в детской лексике: лепетать, лопотать.
Смысл этих слов - един: «болтать вздор; говорить невнятно, несвязно, по-ребячьи», а также «болтать бойко, резко, неумолчно, бестолково или невнятно». (В. Даль)
Оставляя в стороне пока, корень леп-, имющий очень много интересных приложений в русском языке, обратимся к корня лоп-\лап-. К слову, гласная "а" характерна для арийской лексики, поэтому не удивительно, что в санскрите находим тот же корень лап-: lāpa, /lap (lapati/lalāpa) говорить, шептать.
А как насчет просторечного русского народного глагола "жрать". Устойчивость таких лексем в языке, уходящих корнями в многотысячелетнее прошлое, не может не удивлять. Этот простой глагол, как и "пить", и "есть", и составляют тот самый пласт базисной лексики русского языка, сходство которой с санскритом - 54% (по С. Старостину).
Потому и в сравнении с древнеиндийским (санскритом), вышедшим из тех же глубин времени, что и древнерусские корни, близость их лексики так заметна.
Так, в санскрите имеем: /gar, girati/ - глотать, проглатывать.
В непосредственной близости от ядра праязыка в польском языке имеем żreć [жрець] (жрать). То же в чешском žrát (жрат), словенском požreti. А вот уже в балтийских языках меняется смысл слова от "жадно есть", до "пить" = gerti (лит.), dzert (лат.).
В принципе, и жадно пить, заглатывать воду - это тот же процесс заглатыванья. Близки и по смыслу, и по форме такие же архаичные слова, как "жерло, горло".
Кстати, то, что утверждает вышеприведенный заголовок этой статьи, вполне подтверждает и так называемая субстратная древнеарийская топонимика Русской равнины.
Б. Новицкий
***
Источник.
НАВЕРХ.