Академическая шапочка и при чём тут русская культура

Sep 06, 2024 06:10



Образ квадратной шапочки настолько узнаваем, что для многих стал символом знания, преподавания и научной деятельности . Однако ни для кого не секрет, что любой наряд несет в себе не только практический, но и ритуальный смысл.


Детали одежды, особенно если это форменная одежда, сообщают о роде деятельности носящего её человека, его статусе, социальном положении, происхождении, наконец.




Начну с небольшого предисловия. Не так давно, в сентябре 2022 года, в родительском комитете на обсуждение подняли вопрос о покупке так называемых болонских академических шапочек для предстоящего выпускного.


На моё возражение, что у нас и национальных головных уборов предостаточно и мы не должны гоняться за западной модой, мне было сказано, что это традиция лицея и дети сами выбрали эти шапочки.

Естественно, детям никто никогда не объяснял их смысл, потому что даже школьные учителя порой не в курсе того, откуда пошли эти шапочки, какой смысл они несут и почему они имеют именно такую форму.

Дети просто выбрали то, что распиарено, как говорится, погнались за модой. Поэтому хочу сегодня заполнить этот пробел, хотя бы ради того, чтобы у людей была настоящая свобода выбора, а не навязанная.

Итак, начнём с истории появления этой самой квадратной шапочки. К нам в Россию мантия и квадратная шапочка в качестве одежды учащегося пришла совсем недавно - после принятия Болонской системы в 2003 году.

Тут нелишнем будет заметить, что Россия решила отказаться от Болонской системы образования.

Сначала, как обычно, краткая официальная историческая справка:

Образование в средние века было прерогативой церкви, и те, кто достиг в изучении наук определенных высот, облачались в одежду, похожую на одежду монаха - мантию и головной убор.

"Biretta", католический головной убор, считается прародителем академической шапочки. Основным отличием ученика от священнослужителя был цвет. Священники носили красный наряд, а деятели науки и искусства - черный.

Прослеживается влияние и мусульманских традиций, где среди выпускников церковных школ (медресе) также был принят квадратный головной убор. Сама форма носила определенную функцию - шапочка была идеальной подставкой под Коран.

Особое значение имеет кисточка - лирипип - с помощью которой можно определить род деятельности, успеваемость, отличить студента от выпускника и даже узнать год выпуска.

По традиции, когда студент переходит на выпускной курс, он перекидывает лирипип справа налево, а отличникам дозволяется носить кисточки длиннее, чем у других студентов.

Академическая шапочка вместе с мантией когда-то обозначали, что человек посвятил свою жизнь науке, искусству; их надлежало носить постоянно, чтобы не забывать о своем предназначении. Сейчас эта форма всё чаще становится лишь частью красивого ритуала выпускного вечера.

Конец краткой официальной исторической справки.

Выпускники школ и студенты, наверняка даже не задумывались, почему дресс-код на выпускной церемонии состоит именно из мантии и шапочки. Для кого-то это просто комплект одежды на один раз, для кого-то - особенный наряд, приуроченный к целому обряду посвящения в науку.

История же академической шапочки и выпускной мантии уходит вглубь веков официальной хронологии.


Так почему же на выпускной надевают именно шапочку и мантию?

Академические регалии появились в XII и XIII веках вместе с первыми университетами. То есть, во время так называемого монголо-татарского ига и Золотой Орды. Обычно в то время студенты и преподаватели носили церковные одеяния, так как церковь пользовалась большим влиянием. Многие профессора были священниками, монахами или клириками, и их студенты также обучались для получения духовного сана.


Также, по мнению официальных историков, они носили длинные мантии с капюшонами, чтобы не замёрзнуть в неотапливаемых университетских зданиях. Также официально считается, что символизм капюшона восходит к культуре кельтских народов и жрецов-друидов, считавшим его знаком высшего разума и превосходства.


Концепция академической формы появилась благодаря средневековым университетам, но первыми признанными учебными заведениями, регламентировавшими выпускные наряды с квадратной доской на голове, стали Оксфорд и Кембридж.

С 1321 года студенты данных университетов были обязаны надевать квадратные шапки и мантии на все церемонии как символ преодоления трудностей, демонстрируя единство и решимость дойти до конца обучения.


Выпускной головой убор подвергался изменениям на протяжении многих веков.

Самый распространённый вариант - это академическая шапочка с плоским квадратным верхом. Считается, что эта шапочка появилась в XV в. и является видоизменённой версией бирре́тты (итал. berretta от лат. birretum) - головного убора католических священников, учёных и профессоров. Возникновение бирретты в свою очередь датируется 1311 годом.

Почему именно квадрат? Название квадратной горизонтальной верхушки академической шапочки (по англ. студенческие шапочки зовутся “mortarboard”) пошло от названия растворной доски, используемой для приготовления строительных смесей - которая так и называется: “mortar board”.


Именно поэтому символизм студенческой шапочки связан с делом квалифицированных рабочих, а если точнее - вольных каменщиков. И тут дело не только лишь в символизме.

Строители прошлого, на самом деле обладали большим мастерством. Прежде чем ученик становился Мастером по кладке кирпича (каменщиком), ему нужно было много учиться и при этом быть подсобным рабочим для мастера на стройке. То есть ученик подавал мастеру кирпичи и раствор для кладки.

При этом, когда стена достигала определённой высоты и мастер становился на помост, то ученик, стоя на прежнем уровне, держал раствор на голове, на специальной шапке квадратной формы.

Почему именно на голове? Да всё просто:чтобы руки были свободными и ученик мог подавать мастеру кирпичи. Собственно плащ был нужен, чтобы мастер, черпая раствор с подставки на голове ученика, на заляпал его.


Это было очень давно, с тех пор много воды утекло, но традиция осталась. У вольных каменщиков (масонов) существуют несколько уровней посвящения, но вот прежде чем вступить на самый нижний уровень, кандидат, ещё масоном не являющийся, находится на положении раба.

Он должен всё вытерпеть, всё преодолеть, прежде чем стать масоном. Претендент должен определённое время держать на голове растворную смесь, (или в наше время мокрый песок), символизируя работу артели вольных каменщиков.


И если на заре истории это было сделано из чисто прагматических целей, то сейчас осталась только ритуальная форма. Карго-культ.

По представлениям масонов, все люди в мире это низший сорт и только 144 тысячи избранных, достойны стать масонами, обрести хорошую жизнь до смерти и спасение после неё.

Именно поэтому надевание квадратной шапки символизирует раба, ибо это ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ МАСОНСТВА.

Распространившаяся на Западе как веяние моды эта идеология пришла в Россию с одной единственной целью: искоренить наши культурные традиции и историю.

При этом я вовсе не призываю надевать кокошник или стрелецкую шапку на выпускной, хотя не вижу препятствий.


Но почему в наших учебных заведениях нельзя использовать, например, картуз в качестве головного убора для мальчиков и очелье для девочек?

С головными уборами для девочек вообще выбор широченный: если кокошник кому-то кажется слишком, есть женские головные уборы менее габаритные - кичка, убрус, повойник, очелье наконец. Каждый институт или школа могут сделать свой уникальный головной убор, как по фасону, так и по расцветке.


Так почему же мы должны слепо копировать чуждую нам западную моду?

Объяснения о том, что дети якобы сами выбрали эти головные уборы, в данном случае не являются оправданием, ибо дети не знают истории квадратной шапки и её глубинного символизма.

Расскажите детям правду о том, что болонская шапочка символизирует раба - захотят ли они её надеть после этого?

А какой родитель наденет на своего ребёнка символ рабства и подчинения чуждой идеологии? А ведь квадратная доска - это то же самое!




Именно поэтому я не просто возражаю против этих квадратных шапок, я категорически против их использования под любым предлогом, где бы то ни было на территории России.

Фильм по статье.

Академическая шапочка и при чём тут русская культура

image Click to view



Друзья, донесите эту информацию до своих друзей и знакомых, особенно если у них есть дети выпускного возраста. Только вместе мы можем сопротивляться гнилому влиянию Запада!

Нео Фициал

***
Источник.

НАВЕРХ.

масоны, Запад, символ, Болонский, история, культура, образование, дети, русский, рабство, Россия, смысл

Previous post Next post
Up