Перевернул астронавта ногами вниз и удивился! Разгадка «Джемини-4». Часть 5

Aug 28, 2024 07:58


Мы продолжаем рассказывать о том, как в "Голливуде" снимали фальсификацию выхода Э. Уайта в открытый космос . Якобы это историческое событие произошло через 2,5 месяца после выхода в открытый космос Алексея Леонова (СССР).

Но на самом деле всю "космическую прогулку" США сняли в павильоне.

Сегодняшняя часть будет посвящена тому, как в павильоне был создан эффект развевающейся в невесомости ленты.

Есть такая забавная картинка-перевёртыш. На ней молодые люди весело улыбаются, их лица светятся добродушием.

Однако, если её перевернуть, то добродушие с картинки моментально исчезает, весёлые улыбки тут же превращается в злобные оскалы.




Мы не привыкли видеть лица перевёрнутыми. У нас в памяти (практически с детства) запечатлелся единственный образ улыбки - губы растянулись полумесяцем вниз, открывая ряд зубов. И когда на перевёрнутом лице мы видим такую же улыбку, полумесяцем вниз, она нам кажется естественной.

Но стоит перевернуть данную картинку, как «полумесяц вниз» становится выпуклостью вверх, и такое положение губ никак не ассоциируется с улыбкой, а скорее напоминает злой оскал.

Вот ещё одна картинка-перевёртыш из этой же серии - изменение восприятия от переворота. Попробуйте её перевернуть!


[Что ж, перевернём...]





Мы можем вспомнить десятки таких картинок, восприятие которых меняется от переворота. Те признаки, по которым мы определяли смысл рисунка, исчезали при его повороте. И появлялись совсем другие признаки, которые становились доминантными.

Такие же резкие изменения ролика «Уайта» сейчас произойдут в вашем восприятии, когда мы перевернём с головы на ноги актёра, изображающего астронавта в открытом космосе.

Как вы видели, в 9-минутном ролике он примерно половину времени находится в перевёрнутом положении - ногами вверх.

Кажется, что он просто парит в невесомости, то удаляясь, то приближаясь к капсуле «Джемини». Но это только кажется. Стоит картинку перевернуть ногами вниз, как сразу появляется «злобный оскал» астронавта.

Вы вдруг начинаете видеть то, что прежде было скрыто от вас: актёр, висящий на тросе, вообще не парит, а постоянно выполняет большое количество заранее оговоренных команд режиссёра - то истерично трясёт шланг, чтоб вызвать максимальную «болтанку» рукава крепления шланга, то рукой ловит «непослушные» ленты и сам их раскачивает влево-вправо, то специально перекладывает из одной руки в другую муляж пневмопистолета, чтоб вызвать раскачивание шланга.

И то, что раньше казалось совершенно случайным, например то, что во время «полёта» актёр на 30 секунд выходит за границы кадра или то, что он скрывается за носом капсулы и «приклеивается» к ней на 20 секунд, теперь воспринимается как специально задуманный технический элемент, чтобы скрыть проблемы, возникающие во время съёмок в павильоне.

Совершенно однозначно, что ролик ускорен в 3 или 4 раза. И также не подлежит сомнению, что он демонстрируется в реверсе - обратным ходом. На реверс указывает как минимум 5 фактов, на которые мы разберём в нашем исследовании.

Поэтому исследовать ролик мы будем в том виде, как он был реально снят, т.е. развернём ролик с конца на начало и уберём искусственное замедление. Таймкод при этом будет бежать в обратном направлении, с 8:55 (в начале) до 0:00 (в конце).

Итак, запускаем ролик и разбираем последовательно секунду за секундой!

Первые 30 секунд (по таймкоду) в кадре никого нет, мы видим только капсулу и облачный покров Земли. Через 30 секунд после начала, в 8:22, в кадр входит рука.

До этого момента в верху кадра появился лишь кусочек ленты, которая качнулась немного вправо, а затем влево.


По тени на шланге мы замечаем какое-то мельтешение астронавта. Скоро вы узнаете, что делал астронавт, находясь за кадром. Полностью фигура астронавта появляется в 8:09, вплывая сверху вниз. Мы уже знаем, что астронавт практически всё время висел на одном и том же месте, в одном и том же положении, растопырив ноги. На 8:05 мы видим это исходное положение - в виде буквы «П».


Такое же положение сохраняется на протяжении всего ролика.

В конце ролика он всё также висит с растопыренными ногами и в виде буквы «П» (2:32).


И даже когда заходит в капсулу (2:06), актёр не меняет ни положения ног, ни положения корпуса.




Актёр, который изображал астронавта, всё время висел спиной вверх, ногами вниз. Практически так же, как это показывали в прямом эфире по телевидению в июне 1966 г. во время полёта "Джемини-9".

Там актёр в симуляторе иллюстрировал, как выглядит выход в открытый космос. Он был подвешен на тросе и крутился около макета капсулы, изображая из себя астронавта на орбите.


Фрагмент прямого эфира выхода астронавта в открытый космос, "Джемини-9".

Ничем не отличается актёр в симуляторе, висящий в павильоне на тросе, от якобы реального астронавта Уайта, вышедшего в открытый космос. Разве что скорость показа Уайта сильно замедлили, чтоб не было видно резких толчков.

О том, что это реальное положение актёра "Уайта" (на 8:05), говорит лента, конец которой свисает вертикально вниз под действием силы тяжести (вдоль ноги).


Никакой невесомости нет. Это только кажется, что концы ленты свободно развеваются в невесомости. На самом деле лента раскачивается влево-вправо, как маятник, относительно вертикального положения.

Чтобы амплитуда раскачивания была больше, придуман интересный способ с исходящим из люка потоком воздуха. Чуть ниже мы это опишем подробно, а сейчас обратим внимание на тот факт, что ось вращения (раскачивания) ленты находится на шланге.

Чтобы трюк с раскачиванием ленты удался, заранее был выделен сегмент шланга в виде провисающей дуги. Посмотрите файл gif. Обратите внимание, что вместе с головой астронавт крутит шлемом! Шлем поворачивается вместе с головой, Карл!


Этот провисающий сегмент возник оттого, что с одной стороны шланг прикреплён к груди астронавта (к костюму), а примерно через метр жёстко крепится к пневмопистолету, в том месте, где находится фотоаппарат. Вот вокруг этого сегмента шланга и будет раскачиваться лента.


Между грудью астронавта и пневмопистолетом сделан провисающий сегмент шланга (в виде дуги). Место крепления шланга указано стрелкой.

Итак, правая рука с пневмопистолетом выдвинута вперёд (см. время 8:05 или 7:57), и между этой рукой и грудью астронавта провисает дуга шланга.

А теперь следите за левой рукой фокусника!

Когда астронавт только-только появляется в кадре, он вбрасывает в кадр конец ленты, перекинув её через шланг, чтобы она могла начать раскачиваться, взад-вперёд, как маятник, опираясь на этот сегмент шланга.

Правая рука у актёра занята пневмопистолетом, поэтому вбрасывание он делает левой рукой. Это как раз то, чем он занимался, находясь за кадром.

В 8:29-8:25 появляется край ленты. Лентa вначале движется немного влево, потом возвращается вправо, но тут же, в 8:25 уходит за границу кадра. Пока что амплитуда раскачивания ленты довольно мала, но она уже качается, как маятник.


Из-за границы кадра появился край ленты.

Потом лента перекрывается фигурой появляющегося астронавта и в 8:21 мы её видим опять. Поскольку лента в этот момент времени (8:29-8:21) появляется лишь фрагментарно и небольшим кусочком, ограничимся для характеристики её движения термином «небольшое раскачивание».

Но вот лента появилась целиком и её движения приобрели упорядоченный характер.

В 8:20 мы видим, что край ленты начал двигаться вправо, удаляясь от нас. Скученная лента стала разворачиваться, распрямляться, и амплитуда (максимум удаления) стала весьма заметной.

8:18-8:12 - лента движется уже в другую сторону, влево (приближается к нам).


Первый цикл. Лентa движется то вправо, то влево. Направление указано стрелкой.

8:11-8:07 - опять удаляется от нас, движется вправо,

8:07-8:00 - движется влево, к нам.


Второй цикл. Лентa движется то вправо, то влево. Направление указано стрелкой.

У нас возник вопрос: что вдруг заставило ленту раскачиваться с большой амплитудой, ведь вначале она слегка покачивалась вправо-влево?

Что такое особенное произошло в 8:20, что заставило ленту отклониться так сильно?

Ответ на этот вопрос находится на другой стороне декорации.

Если астронавт с качающейся лентой находится в правой части кадра, то ответ расположен в левой части, там, где отверстие люка. Первые 30 секунд (точнее, 28 секунд), там, внутри капсулы, ничего не происходило.

Но в 8:26 оттуда, изнутри, в сторону астронавта была выброшена порция сжатого воздуха. Выброс шёл в течение 5 секунд, с 8:26 до 8:21.

Этот поток сжатого воздуха достиг ленты, и в 8:20 конец ленты затрепетал на ветру и полетел вправо. Лентa отклонилась вправо на максимально возможный угол, почти на 90 градусов от вертикали.

Но поскольку выброс сжатого воздуха прекратился, то лента под своим весом стала возвращаться назад, по инерции прошла вертикально положение и стала подниматься вверх влево.

Не успела она дойти до крайнего левого положения, как ей навстречу был пущен новый импульс сжатого воздуха. И ленте ничего не оставалось делать, как лететь назад.

Помню, мы таким же образом в детстве баловались под Новый Год, когда потоком воздуха изо рта раскачивали подвешенные на нитках пластмассовые снежинки на ёлке, подстраиваясь под амплитуду качания.

Откуда у нас такая уверенность, что во время съёмок раскачивания ленты был импульсный поток сжатого воздуха?

И откуда мы узнали, что импульс длился 5 секунд? Кстати, мы называем время только по таймкоду ролика, чтобы не было путаницы. Надеюсь, вы понимаете, что эти экранные 5 секунд длились в реальности заметно меньше (короче). Импульс был меньше двух секунд.

Это невероятно, может, вы даже и не поверите, но там, прямо в кадре, есть индикатор подачи сжатого воздуха. Более того, астронавт поворачивает голову и смотрит на него.

И он, этот индикатор, специально сделан большим и ярким, чтобы «астронавт» сквозь тёмное стекло шлема смог его заметить и синхронизировать свои действия. Дело в том, что после того, как лента сделала два раскачивания - вправо-влево, вправо-влево - был дан третий импульс сжатого воздуха.

После этого (третьего) импульса, в 8:00-7:57, лента поехала, извиваясь, опять вправо, и тут её рукой за конец схватил астронавт. С первой попытки (7:57) ему это не удалось сделать, но вторая попытка, в 7:56 оказалась успешной.

ВИДЕО: Два раскачивания ленты и её захват.

Астронавту, в соответствии с разработанным сценарием, нужно было поймать ленту после двух раскачиваний и удерживать её. И вот чтобы увидеть начало третьего импульса, он поворачивает голову и смотрит в сторону открытого люка на индикатор потока воздуха. Это - короткая светлая лента, висящая вертикально.

То, как сейчас расположен кадр, и есть реальное положение капсулы относительно горизонта. Просто кадр во время съёмок был повёрнут вокруг своей оси (вокруг оси объектива) - мы об этом уже писали в предыдущей, 4-й части. Соответственно в этом кадре лента индикатора висит вертикально вниз.


Индикаторная лента в люке свисает вертикально вниз.

Но как только из люка начинает выходить поток сжатого воздуха, лента поднимается и занимает горизонтальное положение. Вот она на рисунке, эта индикаторная лента.


Поток сжатого воздуха заставил индикаторную ленту подняться.

Индикаторная лента вначале свисает вертикально вниз, а после подачи сжатого воздуха поднимается в горизонтальное положение. Вы можете легко заметить этот индикатор на гиф-файле, размещённом выше.

Кто-то, анализируя движения ленты, высказывал мысль, что съёмка могла происходить в аэродинамической трубе. Но всё оказалось проще: в определённый момент времени из открытого люка небольшой порцией подавался поток сжатого воздуха, чтобы раскачать свободно свисающий конец ленты.

О том, что при съёмке "выхода Уайта" использовался сильный поток воздуха, уже давно высказывал А.Попов в статье "Афера "Джемини".

Процитирую вывод А.Попова: Эпизод с «нетерпеливой» лентой - это первое указание на использование вертикального потока воздуха для инсценировки выхода в «космос».

Чтобы вы при просмотре ролика не смогли понять, что лента раскачивается в вертикальной плоскости, кадр повернули на угол от 120° вначале до 90° в конце раскачивания.


Кадр из ролика "Выход Э. Уайта в открытый космос". Конец ленты на самом деле свисает вертикально вниз, но вам кажется (из-за того, что кадр повёрнут на 90 градусов), что лента плавает в невесомости, в горизонтальной плоскости.

Режиссёр короткометражного фильма "Э. Уайт выходит в открытый космос" не первый, кто придумал использовать свободно висящий конец ленты для имитации невесомости. Сама идея - создать эффект невесомости с помощью ленты или верёвки уже не раз была использована в фильмах на космическую тематику. Мы приведём два аналогичных примера из фантастических фильмов про полёты на Луну.

Первый пример - из американского фильма 1950 г. "Место назначения - Луна". Один из астронавтов по неосторожности соскользнул с внешней поверхности космического корабля и его отнесло в открытый космос.

Два других астронавта бросают ему верёвку для спасения. Но конец верёвки не достал по расстоянию до улетевшего астронавта и повис в невесомости.



Мы видим, что в двух планах белая верёвках движется в горизонтальной плоскости и не провисает вниз под собственной тяжестью, она как бы парит в невесомости. Конечно, современный зритель сразу догадывается, что эту верёвку тянут с другой стороны тонким чёрным тросом, который сливается с чернотой "космоса". А парящий в невесомости астронавт - просто подвешен за спину. Мы знаем, что в этом фильме для подвески актёров использовались рояльные струны.

В фильме "Космический рейс" (СССР, 1935) есть аналогичная сцена. Академик Седых, который стоит на межпланетном корабле, бросает верёвку, чтобы спасти мальчика, летящего рядом с космической скоростью. Но здесь кинематографисты поступили иначе.

Вот как это описывает кинооператор Б.Горбачев в книге "Техника комбинированных съёмок".



Сделать такой кадр на обычной декорации практически невозможно.

Если к верёвке привязать длинный тонкий трос с противовесом, перебросив его за пределы кадра через блок, то и в этом случае вылетевшая из рук актёра верёвка, вытянувшись, повиснет с большим прогибом посередине, что даст зрителю представление о наличии силы земного притяжения.

Такой кадр можно сделать, используя приём необычно поставленной камеры. Для этого следует часть декорации "Палуба астроплана" поставить вертикально...

Поставив против такой декорации аппарат не обычно, а набок, можно снимать задуманный кадр. Актёр бросит моток верёвки вниз, но на экране зритель увидит верёвку, летящую вперёд и останавливающуюся в пространстве без всякого прогиба.

Вот именно такой приём и был использован в ролике, где Уайт якобы в открытом космосе раскачивает ленту. Лентa свисает вертикально вниз и раскачивается в вертикальной плоскости. Но съёмочная камера при этом поставлена необычным образом - она повёрнута на 90 градусов. Из-за этого кажется, что на экране свободный край ленты колышется в горизонтальной плоскости. А такое, по мнению съёмочной группы, может быть только в невесомости!

Итак, из 9 минут длительности ролика "космической прогулки Уайта" мы проанализировали 1 мин 10 сек, от 8:55 до 7:45, рассмотрев траекторию движения ленты.

В это время она была в "свободном полёте". После 7:45 актёр схватил край ленты и не отпускал его.

Никакой невесомости мы не обнаружили, лента просто раскачивалась влево-вправо относительно вертикального положения. Лентa одним концом была прикреплена к груди костюма астронавта, а свободный конец просто свисал со шланга вертикально вниз под своей тяжестью. Для раскачивания ленты использовались порывы сжатого воздуха.

В следующей части мы расскажем, для чего актёр, изображающий астронавта, схватил ленту и с какой целью после этого момента стал истерично трясти шланг, выполняющий роль фала.

Л. Коновалов

***
Источник.

НАВЕРХ.

Коновалов, американцы, НАСА, технологии, фальсификация, космос

Previous post Next post
Up