Продолжаем публиковать исследование о том, как специалисты Голливуда снимали для НАСА выход Э
. Уайта в открытый космос, и какими средствами они пользовались, чтобы создать в павильоне эффект невесомости.
Прошло всего 2,5 месяца с того момента, как впервые в мире в открытое космическое пространство вышел Алексей Леонов (корабль "Восход-2", март 1965 г.), как такой же выход повторил американец - это был Эдвард Уайт (корабль "Джемини-4", июнь 1965 г.).
С точки зрения кинооператора посмотрел на выход Э. Уайта в открытый космос (известный 9-минутный ролик 1965 года). В результате родилась большая статья, с продолжением - как это было снято.
Предыдущая часть
здесь.
*
Во второй части мы остановились на том, что актёр, изображающий астронавта в открытом космосе, был подвешен на кране.
Кроме того, на конце стрелы крана находилась лира, благодаря которой актёр мог крутится "вокруг себя", поворачиваться вокруг своей оси. Вот разгадка, каким образом в видеоролике астронавт совершает поворот вокруг вертикальной оси на 90˚ по часовой стрелке и возвращается назад.
Но есть и более хитрое движение. Съёмочная камера совершает движение по кругу, вертикально вниз, опускается под астронавта. Мы его видим с нижнего ракурса - рис. 35.
Рис. 35. Съёмка астронавта с нижнего ракурса.
Когда падает перчатка, астронавт в кадре повёрнут лицом вверх, а ноги направлены к центру кадра.
Вот как это выглядит со стороны. Актёр всё так же висит на лире, на двух рояльных струнах.
Показываем на макете - рисунок слева. Здесь уменьшенная копия астронавта (куколка) проецируется на фон из чёрной бумаги. Нити подвеса мы специально оставили белыми, чтобы вы видели рабочие моменты, как снимается кино про невесомость - рис.36, слева.
Рис.36. Съёмка модели астронавта с нижнего ракурса на чёрном фоне.
Теперь добавляем в кадр дверцу капсулы, которая проецируется на облачный покров Земли - рисунок 36, справа.
Эту нижнюю часть кадра мы распечатали на цветном принтере с видеоролика НАСА, в формате А4 - рис.37.
Рис.37. Фон, распечатанный на принтере.
Лист приклеили на чёрную бумагу. Сейчас специально для вас во время фотографирования мы осветили чёрный лист бумаги так, чтобы он начал бликовать в нижней части, и чтобы вы видели все стадии трансформации изображения. Верхняя часть листа при этом заметно чернее.
Затем этот рисунок мы поставили на передний план перед объективом нашего фотоаппарата, чтобы чёрная бумага не бликовала. В качестве фотоаппарата использовался сотовый телефон (для получения большой глубины резкости).
Добавление в кадр Земли на фоне.
Поскольку экспозицию мы ставили по ярко освещённому белому скафандру, чёрная бумага при этом ушла в глухую «темноту».
В этот момент по сценарию НАСА на дверцу «Джемини» падает перчатка. Её бросают на изгибы фала и, отскочив, она падает на открытую дверцу - рис. 38.
Рис. 38. Момент вброса перчатки.
Теперь поворачиваем наш кадр на 90˚ - и получаем кадр «космической прогулки» - рис. 39.
Рис. 39. Поворот кадра на 90˚.
Меняем ярко-белые нити подвеса на тонкие стальные тросы - и кадр готов - рис. 40.
Рис. 40. Окончательный кадр.
Как видите, астронавту практически и двигаться не нужно, достаточно слегка шевелить руками и ногами. Мы скажем даже более категорично: ему запрещено двигаться, и вы скоро поймёте почему.
Иллюзию движения создаёт съёмочная камера, которая объезжает вокруг висящего на тросах астронавта. Траектория движения камеры - окружность, при этом камера находится внутри большого барабана (схема будет приведена чуть позже). А вот приближения и отдаления актёра от капсулы выполнены с помощью крана.
Мы видим, что после двух минут статики астронавт начинает отплывать от капсулы, и в 2 мин 50 сек его отдаление остановилось. Кран остановился.
На самом деле мы знаем, что действие снималось обратным ходом. Вначале кран отвёл актера на максимальное удаление, а потом (в 2:50 по таймкоду) стал приближать его к капсуле.
Итак, смотрите, что происходит во время съёмок.
Кран стоит неподвижно, стрела отвела актёра примерно на 4 метра (из-за широкоугольного объектива расстояние кажется больше). А потом стрела крана приходит в движение.
Актёр, пребывавший в статике, получает толчок к движению, его тело дёргается, и поэтому он непроизвольно начинает махать руками и ногами, чтобы удержать равновесие. Хотите вы или не хотите, но толчок будет обязательно. И актёр обязательно резко дёрнется.
Но таких толчков не может быть в невесомости, им просто неоткуда взяться. Чтобы вы не обратили внимание на эти толчки, режиссёр съёмочной группы даёт задание актёру - в момент толчка резко поднять руку, как бы отдавая честь.
Вот как выглядят этот толчок - мы вырезали фрагмент на 2:50 и повторили его три раза на реальной скорости.
Кроме того, с разницей в несколько секунд происходит ещё один толчок - время по таймкоду 2:58-3:00.
И ещё можно заметить, что при движении крана происходит вибрация подвеса, особенно это заметно в интервале времени 7:48-8:01 (по таймкоду) - такое ощущение, что астронавт едет по неровной дороге, по колчкам.
Особенно бросается в глаза тот момент, когда подвешенный астронавт резко дёргает рукой в сторону. Поскольку он висит на тросе, то (по третьему закону Ньютона) следует отдача - ноги дёргаются в другую сторону.
Этот последний фрагмент мы повторили два раза.
ВИДЕО:
Тряска астронавта (взмахи руками и ногами) и толчки при движении крана. Чтобы толчки стали менее заметными, скорость показа замедляют в 4 раза - и резкие толчки превращаются в лёгкие покачивания.
Если бы кино монтировалось короткими кадрами, то эти толчки просто-напросто вырезали бы при монтаже. Но поскольку вся сцена снята одним длинным планом, приходится киноприёмами отвлекать внимание от техники съёмки.
Чтобы вы не думали, что это какое-то уникальное решение, придуманное исключительно для этого случая (поднять руку, сделать жест во время толчка), хочу показать два примера из фильма «Я-Куба» (СССР, Мосфильм, 1962), где неизбежные технические толчки камеры маскируются взмахами руки или полощущимся на ветру флагом.
В начале фильма «Я-Куба» действие происходит на крыше высотного здания, там проходит показ «мисс красавица». Оператор (С. Урусевский) снимает эту сцену на крыше и потом, не останавливая камеры, переходит в боковой лифт (такие лифты используются на стройплощадках), опускается с ним на два этажа вниз, где находится бассейн, и вместе с камерой погружается под воду - рис. 41.
Рис. 41. Фрагменты длинного плана.
Чтобы зрители не заметили технического толчка при переходе с крыши в приставной лифт (стедикамы тогда ещё не были изобретены), оператор просит, чтобы комментатор с микрофоном активно жестикулировал рукой - рис. 42.
Рис. 42. Комментатор специально активно жестикулирует рукой.
ВИДЕО:
Вот как это выглядит на
видео: В другом случае технический момент маскируется развевающимся флагом. Во время длинной панорамы камера въезжает в окно табачной мастерской, а вылетает на улицу через другое окно; затем движется над толпой людей (эпизод «Похороны Энрике»).
Во время прохода по табачной мастерской оператор держит камеру в руках, а вылет через окно снят с помощью камеры, прикреплённой к канатной дороге. Подходя к окну, оператор подносит камеру к укреплённым под потолком канатам, и ассистенты с помощью магнитов прикрепляют камеру к канатной дороге.
Чтобы не был заметен толчок в момент крепления камеры, в этот момент в окно вывешивают кубинский флаг, он полощется на ветру, и зритель не замечает вздрагивания камеры - рис. 43.
Рис. 43. Кадры вылета камеры из окна табачной мастерской.
ВИДЕО:
Вот
видеофрагмент этого пролёта.
А теперь посмотрите ещё раз первые три минуты выхода Уайта в открытый космос, от падения перчатки до подвода его к капсуле с помощью крана. Посмотрите так, как это было снято на самом деле, т.е реверсом и без искусственного замедления.
Вы сразу обнаружите:
1. Съёмка удалённого астронавта ведётся с нижнего ракурса.
2. Перчатка падает вниз.
3. Актёра приближают к капсуле с помощью стрелы крана.
4. Во время приближения актёра его поворачивают вокруг оси на 90˚ с помощью лиры, установленной на кране.
5. Когда актёр уже практически находится в капсуле, его продолжают потихоньку опускать всё ниже и ниже, чтобы он почувствовал опору под ногами.
ВИДЕО:
Три минуты ролика выхода Уайта, в реверсе.
В следующей части будет рассказано, по какой траектории двигалась съёмочная камера, и какое устройство для её перемещения было придумано. А также будет показано, на каком расстоянии от съёмочной камеры находился фон облачного покрова Земли, и каким образом экран с фоном был связан с камерой.
Л. Коновалов
***
Источник.
НАВЕРХ.