На кого желают походить наши дети или На лицо все русские, звёздно-полосатые внутри

Jan 09, 2013 15:24



Суть Времени организовала массовый конкурс детских рисунков. Ниже из статьи в газете движения приводится отрывок, посвящённой анализу результатов акции. Речь пойдёт отнюдь не о художественных достоинствах плодов детского творчества, но о культурном наполнении рисунков. Которое отображает тот идеал, ту жизненную позицию, к которым стремятся будущие взрослые граждане РФ

Предсказать то, каким будет наше общество лет через 20 (если допустить продолжение линейности его развития), на самом деле совсем не сложно. Достаточно взглянуть на то, каким сегодня является общество Западной Европы, каковы тенденции и факты, напрямую связанные с теми идеалами, которые 20 лет назад выбрали для себя тамошние дети.

Деградация школьного образования. Это происходит не только под воздействием либеральной среды, когда образовательные программы всё более и более упрощаются, фрагментарность и бессистемность обучения стала нормой, учителей становится всё меньше, финансирование урезается, но и со стороны самих детей, которые более не видят смысла в учёбе.

Насаждается дух „халявы”, когда целью в жизни становится выиграть в лотерею, приобрести легкодоступное богатство, не затрачивая для этого адекватных усилий. Подавляющее большинство тех западных школьников, которые всё-таки поступают в ВУЗ, нацеливаются на такие паразитические специальности, как маркетинг, продажи, реклама. Никакое общество с подобным набором ценностей долго просуществовать не сможет.

Откуда дети черпают свои идеалы, пытаясь впоследствии стать коммивояжёрами? laquo;Клуб Винкс: школа волшебниц», «Бэтмен» и прочие мультфильмы как раз и формируют образ легкодостижимого в мечтах, но столь малодоступного в реальное жизни счастья.

Стоит ли потом удивляться, что подросшие детки в массовом порядке сдают своих родителей в дома для престарелых? Чисто западный феномен, которого в России пока практически не знают. Пока не знают.

P.S. Отнюдь не случайно влияние голливудских кинокомпаний на политику США настолько сильно, что, пожалуй, превосходит все остальные лобби прочих секторов рынка. Идеология-с!

***
Так на кого же хотят быть похожими наши дети? Кого они считают героями, достойными подражания? Наверное, все уже догадались. Да! Именно! Главными героями наших (!) детей являются:
.
Человек-паук- нарисован 187 раз;
.
183 - Феи из мультсериала «Клуб Винкс: школа волшебниц» (знаете такой?);
.
159 - Губка Боб Квадратные штаны (из одноименного мультсериала);
.
145 - Бэтмен;
.
125 - «Суммарный» супермен, включающий Железного человека, Росомаху, Халка, Капитана Америку, Мена Арктику, Черный плащ, Доктора Осьминога, просто «суперменов» и т.п.;
.
78 - Русалочка Ариэль;
.
68 - Рапунцель;
.
56 - «Суммарный» робот, включающий красную машинку из «Тачек», трансформеров, робота Зевса и робота Смерча и т.л.
.
56 - Смешарики;
.
47 - Гарри Поттер...
.
И еще очень-очень много персонажей различных мультсериалов, компьютерных игр  и кинофильмов (о большинстве из которых мы никогда не слышали).
.
Есть широко известное и очень верное изречение (вроде бы Наполеона): «Народ, который не хочет  кормить свою армию, будет кормить чужую». На основе материалов исследования детских рисунков, проведенного «Сутью времени», мы можем сказать: народ, который не желает воспитывать своих детей, отдает их на воспитание врагам. Трудно иначе интерпретировать полученные результаты.
.
Нам скажут: ерунда! Что с того, что дети увлекаются мультипликационными героями иностранного происхождения? Это же все равно герои! Они защищают слабых, борются с преступниками и монстрами, спасают мир, в конце концов! Что тут такого?
.
«Такого» тут очень, к сожалению, много.
.
Во-первых, все эти герои иностранных мультиков - корнями в своих (для нас чужих и чуждых) культурах. Прежде всего, американской - ведь известно, что большинство супергероев из американских фильмов - это герои комиксов - очень своеобразной и очень американской традиционной культуры. Но и не только американской. И японской - множество наших детей буквально «подсаживаются» на японские аниме - правда, в чуть более старшем возрасте (а ведь Япония вполне сознательно, на государственном уровне продвигает аниме во всем мире - с целью пропаганды Японии и японских традиционных ценностей). И европейской - так, загадочный для нас сериал про фей Винкс - итальянский, а известный сериал «Скуби Ду» - английский. Все эти мультфильмы и их герои - плоть от плоти (хотя, скорее, дух от духа) своих (а не наших!) национальных культурных традиций. Они призваны воспитывать в детях то, что ценно для их (а не наших!) культур и стран.
.
Но что плохого в том, что и наши дети это смотрят, спросят некоторые. Ничего! - точнее, было бы ничего, если бы наряду с этими мультфильмами, наши дети смотрели бы в таком же количестве и качестве сделанные российские мультфильмы и сериалы, основанные на русской культурной традиции. Но этого же нет! И это значит, что наши дети растут в отрыве от нашей культурной традиции - но зато в тесном взаимодействии с чужими (и иногда прямо вражескими) культурами - о том, чем именно эти культуры «обогащают» наших детей, мы поговорим чуть дальше.
.
Великий этолог и психолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц писал: «Человек - по природе своей культурное существо - просто не может существовать без опорного скелета, который доставляет ему принадлежность к некоторой культуре и участие в ее благах. Из детского подражания возникает поведение, ориентирующееся на некоторый образец; человек чувствует себя тождественным с этим образцом, ощущает себя носителем - а также владельцем - его культуры. <...> Каждый крестьянин знает «кто он такой» и гордится этим.
.
Отчаянный поиск своей принадлежности <...> «identity problem» нынешней молодежи - это симптомы расстройства в передаче культурной традиции. Человеку, страдающему этим недостатком, очень трудно помочь. Если молодой человек потерял духовное наследие культуры, в которой он вырос <...> то ему не дано отождествить себя ни с чем и ни с кем, и тогда он в самом деле ничто и никто - как это можно ясно прочесть сегодня в отчаянной пустоте многих юношеских лиц. Кто потерял духовное наследие культуры, тот поистине обездолен».
.
Получается, что, «сдавая» наших детей иностранной массовой культуре, мы, как минимум, воспитываем из них будущих коллаборационистов и предателей, а как максимум - поистине обездоливаем их, обрекая на невозможность найти себя в чуждом им мире.
.
Во-вторых, очень важно, что мы «сдаем» своих детей в плен вражеской «культуре» сами - добровольно и с некоторым даже воодушевлением. Потому что мультики позволяют не заниматься детьми: посадил ребенка к телевизору - и он к тебе не пристает, «а у нас так много дел!». Кто хоть раз не использовал мультики именно таким образом - для собственного «освобождения» - пусть первым бросит в нас камень. Однако наше исследование показывает, что одним разом все не ограничивается: очевидно, что мультики постоянно используются для «освобождения» от детей. Это само по себе печально и неправильно, но не только. Главное в том, что наши дети очень сильно, до степени «отравления», перекармливаются мультфильмами.
.
Социологические исследования показывают, что за последние 30 лет кардинально изменилось распределение «свободного» времени детей дошкольного и раннего школьного возраста. Продолжительность просмотра мультфильмов увеличилось в 8 раз, с 5% (20-30 минут) до 40%. Кроме того теперь дети гораздо раньше начинают смотреть телевизор, многие еще в возрасте до двух лет (конечно, ведь это так удобно - пока ребенок у телевизора можно сбегать в магазин, сделать прическу, выпить пива с соседом, да мало ли...). В результате, просмотр мультиков стал основным детским занятием вне школы и детского сада.
.
Но если где-то прибавилось, то где-то должно убавиться! Дети меньше читают, меньше занимаются спортом и гуляют, меньше рисуют, лепят и мастерят. Мультфильмы могли бы приносить пользу, если бы дети смотрели их активно, то есть вместе с родителями или знакомыми взрослыми, которые могли бы что-то пояснить, прокомментировать, расшифровать, чтобы ребенок мог воспользоваться полученной информацией для использования в своих играх и учебе. Но, к сожалению, дети варятся в собственном соку при просмотре мультфильмов, усваивая самую поверхностную информацию, так как большинство современных мультфильмов не направлены на  решение воспитательных и образовательных задач. А направлены на решение задач совершенно других.
.
В-третьих, современные мультфильмы, сериалы, компьютерные игры и пр. - все суть маркетинговые проекты разной степени грандиозности. Они специально сделаны (с использованием самых современных знаний в психологии, социологии, маркетинге, управлении) с целью управления потребительским поведением - детей, в том числе. То есть они сделаны для того, чтобы производить потребителей, чтобы внушить людям (в том числе детям) не существующие у них потребности, которые заставят их покупать определенные товары и - что еще хуже - ориентироваться на определенный образ жизни. Который они будут считать самым правильным и самым лучшим! «Герои» мультиков постепенно забудутся, а пристрастие к определенному образу жизни и к потреблятству вообще - останется.
.
Характерно, что и современные отечественные мультфильмы построены по этому же лекалу - как маркетинговые кампании. Так, например, сериал «Смешарики», который любят наши дети, - целиком и полностью такой. Причем, показательно, что, как свидетельствуют исследования восприятия детьми этого сериала, дети не понимают сюжетов и диалогов этого сериала, они не в состоянии играть в «Смешариков» (разве что в футбол - куклами персонажей мультика), но зато требуют у родителей покупки кукол и изображений героев мультфильма и других причиндалов, с ним связанных.
.
То есть содержательно и в культурном плане «Смешарики» не дают детям ничего - вообще ничего! - но зато он прекрасно справляется с воспитанием потребительства. Стоит ли говорить о том, что потреблятство, впитанное буквально чуть ли не с молоком матери («Смешариков» смотрят очень маленькие дети, с 2 лет), приводит к глубоким повреждениям психики и развития детей, которые уже вряд ли потом можно поправить без совершенно титанических усилий. А ведь «Смешарики» - можно сказать, еще только ученическая работа наших отечественных «специалистов», которые только начинают понимать, зачем «на самом деле» нужны мультфильмы. Что уж говорить о том вреде, который причиняют нашим детям творения иностранных «мастеров» - да хоть те же человеки-пауки и феи Винкс!
.
В-четвертых... В-пятых… В-шестых... Продолжение - в следующей статье.

манипуляция, дети, Суть времени, СМИ, образование, disney

Previous post Next post
Up