«Все страны, которые оказались в положении ограниченного суверенитета, с правительствами, находящимися под влиянием иностранных сил, со стремительной быстротой становились нищими
. До такой степени, которая исключает надежду на более праведные и гуманные социальные отношения». - Слободан Милошевич, югославский и сербский политик, президент Югославии (1997-2000), президент Сербии (1991-1997).
В условиях современного мира, вопрос о значении суверенитета является самым значимым не только для отдельных государств, но и для различных международных союзов и организаций, которые имеют распространение не только на социально-экономическую жизнь государства, но и на суверенитет самого государства.
Давая определение понятия суверенитет, не стоит забывать о глобализации в её экономическом, политическом и культурном значении и их общей взаимосвязи с глобальными процессами и регулирующей роли государства для сохранения не только национальных и культурных традиций, но и для защиты целостности и конституционного строя самого государства как суперсистемы.
Давайте с точки зрения той терминологии, которой мы уже пользовались, ещё раз вспомним, что такое государство, государственность и попробуем рассмотреть суверенитет в некоторых аспектах.
Государство - это система самоуправления общества, обеспечивающая развитие или хотя бы выживание народа без потери его культурной идентичности под воздействием внешних факторов.
Государственность - субкультура управления на профессиональной основе делами общественной значимости на местах и в масштабах общества.
И при этом государственность - один из общественных институтов (наряду с семьей, наукой и образованием), которые в совокупности, решая каждый свои специфические задачи, взаимодействуют друг с другом в преемственности поколений.
Государство - государственность + территория, акватория и воздушное пространство, на которые распространяется исключительная власть государства, и население, живущее на этой территории.
Если же государственное устройство какой-либо страны не обеспечивает своим функционированием задачи народосбережения и его культурной идентичности, то это означает, что у страны есть государственность, но нет государства, поскольку население не может пользоваться ресурсами своей страны в интересах народа, т.е. страна функционирует не в форме государства, а в форме колонии или криптоколонии.
Вспомним высказывание Авраама Линкольна:
«Законная задача правительства - делать для сообщества людей всё то, что им нужно, но что сами они, выступая каждый в своём индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не могут сделать хорошо».
Дополняя прошлое высказывание, получаем, что то государство, которое не обеспечивает этого условия функционирования, рано или поздно сходит с мировой арены, превращаясь сначала в криптоколонию, затем в колонию и/или входит составной частью в другое государство, которое выполняет условие постоянного расширения использования творческого потенциала населения для обеспечения ресурсной устойчивости государства для его существования и развития.
Государство существует для людей, и люди объединяются в государство - для выживания, сохранения и развития населения. И государство существует до тех пор, пока у населения есть цель выжить, сохраниться и развиваться без потери своей культурной идентичности. С потерей культурной идентичности населения - национальное государство прекращает своё существование.
Государство как суперсистема возникает из потребности множества субъектов в том, чтобы природные и социальные явления, оказывающие воздействие на жизнь каждого из них, были под постоянным присмотром (контролем) и по возможности под управлением (подвластны) и не оказывали вредоносного воздействия на жизнь людей.
Это последнее обстоятельство предопределило разделение государств на два типа по форме образования государства (государственности):
государства, образовавшиеся естественным путём в ходе своего исторического развития, включая сюда завоевательные войны, династические браки и другие формы перехода территорий из одного государства в другое и/или образование нового государства. Классическими примерами таких государств являются Россия, Великобритания, Франция, Китай, Япония;
государства, которые были образованы по инициативе и произволом других государств, которые создают новое, проектно-конструкторское государство (государство, созданное субъектом (субъектами) глобальной политики и/или субъектом (субъектами) международной политики под задачи реализации определённого проекта управления) исключительно в своих интересах.
Классическим примером проектно-конструкторских государств являются Бельгия (создано в 1830 году), Румыния (создано в 1878 году), Чехословакия (создано в 1918 году).
Суверенитет - независимость, самостоятельность государства. Это высшая форма власти в государстве, не подчиненная никакой другой власти внутри страны или снаружи.
Давайте дополним этот термин ещё некоторыми фактами.
Суверенитет - способность государства управляться по полной функции
Однако для управления по полной функции государство должно быть ресурсно устойчиво для обеспечения своими силами полного набора компетенций, необходимых системе управления, чтобы выдерживать давление среды и обеспечить развитие системы.
Для того чтобы быть или стать суверенным государством, необходимо обладать властью.
Власть - это реализуемая на практике способность управлять.
В процессе управления (осуществления власти) власть разделяется на пять видов:
Концептуальная власть:
распознаёт факторы среды, воздействующие на общество;
формирует вектор целей в отношении каждого фактора;
формирует концепции управления для достижения поставленных целей.
Концептуальная власть:
власть идей устройства общества, которые господствуют на протяжении долгого времени, и
власть людей, которые такие идеи способны формулировать, изменять, и проводить в жизнь.
Идеологическая власть облекает концепцию в притягательные для народа формы.
Законодательная власть подводит под концепцию юридические нормы, регулирующие социальную жизнь государства.
Исполнительная власть на основе выработанного законодательства структурно и бесструктурно проводит в жизнь концепцию.
Судебная власть следит за соблюдением «законности» в обществе.
Ранее было сказано о компетенциях, которыми должно обладать управление государством, чтобы выдерживать давление среды. Давайте попробуем рассмотреть некоторые из них.
При населении менее порога численности в 10 млн. человек государство ни экономически, ни политически не может обеспечить своего суверенитета, при этом у такого государства практически нет шансов на равноправное членство в военно-политическом союзе, а значит и нет сколь-нибудь реальных возможностей компенсировать за счёт союзников отсутствующие компетенции, а следовательно не может быть и гарантий, что, в случае реальной интервенции в страну, государства-партнёры по военно-политическому союзу выполнят свой союзнический долг и вступятся за страну.
И более того, такое государство вероятностно предопределённо может стать разменной картой в противостоянии систем глобального, и даже регионального, уровня значимости.
Примером может служить Мюнхенский сговор 1938 года, определивший расчленение и последующую ликвидацию государства Чехословакия.
Хотя население Чехословакии было 14,8 млн. человек, но государство была создано в 1918 году по результатам Первой Мировой войны странами победительницами, которые на конференции в Локарно в 1923 году определили, что государства, созданные на территориях бывших Германской, Австро-Венгерской, Российской и Османской империй, имеют временные границы, которые страны-победительницы могут пересмотреть.
Что касается государств, где численность меньше 10 млн. человек, то здесь следует иметь в виду, что это проектно-конструкторские государства, т.е. это государства, которые были созданы государствами победителями, исходя из своих интересов и целей управления.
То же самое в полной мере относится и к государствам, созданным после разрушения Советского Союза, причём не только на пространстве бывшего СССР, советского блока, но и во всём мире, поскольку с уходом СССР в качестве актора глобальной политики изменился баланс межгосударственных отношений в мире, и многие государства использовали появившуюся у них возможность изменения окружающего мира в соответствии со своими интересами.
Т.е. проектно-конструкторское государство создаётся для использования разнообразных ресурсов территории исключительно в интересах государств конструкторов.
И потому в мире могут не только существовать, но и быть субъектами глобальной политики такие государства как Ватикан (800 человек), Лихтенштейн и Монако (по 37 тысяч человек), Люксембург (600 тысяч человек), Финляндия (5,5 млн. человек), Швейцария (8,5 млн. человек). Причём армии государств, «обозначенных на карте цифрами», как правило, ограничиваются численностью военного оркестра.
Для того чтобы защитить государство от грабежа со стороны своих соседей, любому государству необходимы:
вооружённые силы для защиты своей территории,
пограничные войска для защиты своих границ и обеспечения функционирования межгосударственного товарного обмена, и
полиция/милиция для обеспечения внутреннего порядка в стране, в том числе и для недопущения агрессии в страну методами культурного сотрудничества (международная организованная преступность в том числе).
Если раньше для обеспечения этих задач хватало ограниченного контингента вооружённых сил, дислоцированных в стратегических точках страны (крепостях), то по мере нарастания мобильности населения и соответственно вооружённых формирований, появление новых видов транспорта (авиация) появились не только новые военные специальности, но и изменилась стратегия и тактика ведения войны.
Теперь уже недостаточно, чтобы армия сидела гарнизонами в крепостях в стратегически важных точках территории государства, но стало насущной необходимостью обеспечение мобильности войск для быстрейшей переброски туда, где в силу изменившихся обстоятельств (появления новых угроз) необходимо нарастить военное присутствие.
Но самое главное - с появлением авиации, способной перебросить большие контингенты войск, угроза военного вторжения стала исходить не только от соседей, но и от тех стран, которые способны осуществить такую масштабную интервенцию по воздуху через территории сопредельных стран.
А это ещё больше расширяет список компетенций, которые должно обеспечить государство не только в
Суверенность экономики - это не состояние, когда страна производит самостоятельно вообще всё, от карандашей до атомных реакторов, но к этому нужно стремиться (вот Китай бы не согласился немного с этим высказыванием, если бы не факт очень большой зависимости от сырья, которое он тянет со всего мира).
Суверенная экономика - это когда страна не зависит от конкретных поставщиков и развивается без серьезных экономических рисков. Когда страна может строить свои самолеты, свои автомобили, свои станки, свое медицинское оборудование.
Когда страна экспортирует их во многие страны многополярного мира и не может быть из него исключена, а главное делает это не во вред внутреннему потребителю.
Суверенная экономика стоит на трёх китах - грамотном и мотивированном населении (гражданское общество), современных технологиях (образование), и достаточном объеме инвестиций (капитал).
Суверенная система образования предполагает полную независимость страны от внешних влияний и контроля в области образования. Основная идея суверенной системы образования заключается в создании образовательной среды, ориентированной на потребности страны.
Без суверенной системы образования не получится достигнуть суверенитета в любой другой области управления государством. Поскольку образование населения является фундаментом, на котором строится всё управление и самоуправление государством.
Поэтому в своё время в СССР была целая программа по повышению образованности всего населения страны - Ликбез (ликвидация безграмотности).
Не оставим без внимания высказывание президента США Джона Кеннеди, который выступая в Конгрессе сказал:
«СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».
Где школа, а где космическая гонка? А ведь тут прямая взаимосвязь. Если система образование даёт достаточный базис и создаёт творческого человека, то и наука и экономика и другие сферы государства будут обречены на развитие и суверенность.
Приводить примеры несуверенных стран, наверное, лишнее. Исходя из текущей политической ситуации в Мире - они себя уже полностью показали сами.
Скажем, что суверенных стран, которые проводят или пытаются проводить свою независимую политику - всего несколько в Мире. Не будем забывать, что есть Глобальная политика, и в этой политике место каждого государства расписано.
Является ли это государство просто охранителем территории под будущие планы, или оно готовится стать центром концентрации управления, как например Китай или Иран?
Или оно выполняет задачи Мирового Жандарма - США (во всяком случае, ещё пока выполняет, но как позывает ситуация с Йеменом, сил уже нет). Или государство всю свою историю является центром концентрации управления глобального уровня, но предатели Родины каждый раз всё рушат?
На все эти вопросы в первую очередь отвечает - флаг государства. Главные символы государства, как и его институты (экономика, образование и т.д.) также являются показателями суверенитета этого государства.
Использованная литература:
"О текущем моменте" № 4 (120), июль 2015 года. О возрождении суверенитета России… [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://www.planet-kob.ru/analytics/3972
О государстве и гос. суверенитете [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://www.planet-kob.ru/articles/10378/o-gosudarstve-i-gos-suverenitete
Суверенная экономика [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://readovka.biz/sovereign-economy
Суверенитет России - реальность или миф [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://www.planet-kob.ru/articles/5620
Серов Е.А. Понятие и особенности суверенитета государства в его историческом генезисе. С-Петербург, 2017 год.
Внутренний Предиктор СССР. Война. Государство. Большевизм. Том 1 - Государство. Барнаул, 2022 год.
Рекомендуемая литература:
Внутренний Предиктор СССР. Государственные символы и государственный суверенитет. Барнаул, 2022 год.
Азбука суверенной экономики [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://www.planet-kob.ru/video/9996/azbuka-suverennoi-ekonomiki
Как теряют и обретают суверенитет [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=40XnRnwulx4&t=190s&ab_channel=%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F%D0%97%D0%9D%D0 %90%D0%9D%D0%98%D0%AF- %D0%92%D0%9B%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%AC
Государство - система выживания народа (часть 1) [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Gosudarstvo---sistema-vyzhivaniya-naroda-chast-1-02-20
Государство - система выживания народа (часть 2) [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Gosudarstvo---sistema-vyzhivaniya-naroda-chast-2-02-26
Государство - как средство выживания народа (часть 3) - Война [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Gosudarstvo--kak-sredstvo-vyzhivaniya-naroda-chast-3--Vojna-02-27
Способы управления, типы управления и полная функция управления [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Sposoby-upravleniya-tipy-upravleniya-i-polnaya-funkciya-upravleniya-03-05
Образование (часть 1) [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Obrazovanie-03-06-2
Образование (часть 2) [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Obrazovanie-chast-2-03-12
Государственный флаг [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Gosudarstvennyj-flag-05-03
Исторический флаг России [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Istoricheskij-flag-Rossii-06-10
Демократизация «по-американски». Часть 4 - Примеры «демократизации» [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Demokratiya-po-amerikanski-CHast-4---Primery-demokratizacii-10-19
Демократизация «по-американски». Часть 5 - Международные организации США - как организатор цветных революций [Электронный ресурс]. - Ссылка: https://telegra.ph/Demokratiya-po-amerikanski-CHast-5---Mezhdunarodnye-organizacii-SSHA--kak-organizator-cvetnyh-revolyucij-10-22
Большевик
***
Источник.
НАВЕРХ.