Сколько бы ни малочисленны были данные по Y-хромосомной гаплогруппе R1a-Z645 обитателей Русской равнины, но картина вырисовывается крайне интересная…
. В любом случае, уже фатьяновская археологическая культура с гаплогруппой R1a-Z645-Z280, не менее пяти тысяч (4900±500) лет назад занимающая территорию Русской равнины вплоть до северной границы Вологодской области, может уверенно связываться с нашими русскими предками.
Конечно, фатьяновцы пришли, если они пришли не на пустое место, учитывая тот факт, что уже с уходом ледника здесь обитали люди.
Наши замечательные археологи поработали в этом направлении основательно, выявив на этой территории ряд до фатьяновских культур. Каждая из которых заслуживает особого внимания.
Что касается фатьяновцев, то дерзости у историков хватило только на определения их как неких праславян.
В определённой степени это оправдано, но с другой стороны, в этом предположении, как выяснилось, по данным ДНК-генеалогии важное место занимают древние арии, как непосредственные предки будущих русских и исторических ариев.
Молекулярная история (ДНК-генеалогия) с ее возможностями показать, наконец, миграции древнего населения предстала как определенная историческая панацея. И позволила ориентироваться не на керамику ("горшки сами не ходят"), а по Y-хромосомным ДНК костных останков определять направление древних миграций населения и возраст ископаемых образцов.
Наука сегодня уверена, что фатьяновцы - это ответвление культуры шнуровой керамики (КШК) центральной Европы. И данные ДНК-генеалогии этому не противоречат. Тем более, и лингвисты обосновали выводы о расхождении праиндоевропейского языка на ветви 6 тысяч лет, скорее всего, именно в КШК.
Это новое направление в историческом исследовании заинтересовало меня при первом же взгляде на удивительно арийскую гидронимию Русской равнины.
Еще в книге «Колпь. Страна Лебедия», которая вышла в 2013 году, где речь шла о многочисленных топонимах колп/колб на территории России, я, пытаясь определить их этимологию и древность, вышел с интересом на ДНК-генеалогию.
Конечно, терминология и факты процитированные в книге сегодня уже несколько устарели. Но основная мысль о роли Русской равнины в развитии арийской общности на территории будущей России была мною до читателя доведена.
Рассмотрение же лингвистических истоков «праиндоевропейского» языка, заставляет усомниться в точности самого такого определения.
При внимательном рассмотрении изначальная лексика такого языка оказывается очень близкой корням слов предкового языка русских. Тогда как в языках наиболее территориально удаленных от Русской равнины древние корни базисной лексики наиболее искажены.
Удаляющиеся славянские языки несколько искажают гласные, частично избавляясь от них. Лексика же, испытавшая германское влияние в западных языках, особенно германской группы, устремилась еще и к искажению согласных (з-ны Гримма, Вернера).
Особенно удался в этом смысле английский язык - катастрофическая трансформация в нем изначальных пракорней пока еще зафиксирована в орфографии, но фонетика английского - это уже полный предел.
Всё сказанное об английском и западных языках - это напоминание о том, что с западной лингвистикой что-то не так. Ее германоцентричность понятна - происхождение обязывает.
Но бытовавшее там некоторое время назад определение балто-германо-славянская общность - конструкция нежизненная. Как выясняется, всё намного проще. Причем, такому пониманию способствует появление методологии молекулярной истории.
Вот почему я в предыдущей статье отметил, что некоторые выводы лингвистики в свете старых представлений не корректны.
А почему собственно? Потому что именно Русская равнина, как стало известно по данным молекулярной истории, выступала как исходный регион «миграций ариев с их гаплогруппой R1a-Z645 во всех известных направлениях»[1].
И это факт, от которого сегодня уже никуда не уйти. Он во многом объясняет многочисленную арийскую гидронимию среднерусских и южных областей России.
К слову, не менее заметны арийские гидронимы в бывшей Олонецкой губернии (Карелии, Архангельской и части Вологодской областей), и вплоть до Заполярья.
Миграции ариев с Русской равнины во всех направлениях подразумевают перенесение арийских языков на новые территории. Насколько их языки укоренились на новых территориях можно увидеть на примере древнеиндийского (санскрита) - основе хинди, или авестийского, ставшего основой персидского языка.
Несмотря на заметное родство с русским языком эти языки за время их движения на конечные территории и уже на месте подверглись неизбежным изменениям.
И если ближайшие к языковому ядру на Русской равнины языки стали славянскими, то в Индии стали носить название пракриты.
Так что, фактическая информация молекулярной истории (ДНК-генеалогия) независимым образом объясняет прежде необъяснимое - и реальные истоки русского этноса из арийской общности Русской равнины, и древность на ее территории арийской топонимики, и удивительную близость предкового языка русов с языком этой общности.
В русском же языке (если угодно, - в праславянском) наиболее полно отражена природа пракорней всех современных индоевропейских языков.
Имя ариев. очевидно, почиталось славным еще во времена ахеменидского царя Дария I (2500 лет назад), и напомнить о себе, о прямом потомке ариев, великий перс находил правомочным, тем самым устанавливая верхнюю границу жизни ариев.
«Понятие «арии» имеет, впрочем, четко ограниченный временной диапазон. Пока нет оснований опускать его ниже 5900 лет назад, то есть началом IV тыс до н.э., и поднимать выше 2500 лет назад, ахеменидских времен, когда царь Дарий I написал на барельефе в Накш-и-Рустаме „Я, Дарий, великий царь, царь царей... ахеменид, перс, сын перса, арий, сын ария”»[2].
Так что, можно говорить об ариях как о носителях арийской гаплогруппы R1a-Z645, наследственного знака ариев, начиная с 5900 лет назад, времени образования настоящей гаплогруппы, и до их упоминания 2500 лет назад в Персии.
«Между этими временами арии прошли длинными миграциями со стороны фатьяновской культуры Русской равнины на восток, до Южного Урала, и оттуда на юг в Индию примерно 3600-3500 лет назад, и дальше на восток, в Зауралье, с образованием археологических культур карасукской, тагарской, таштыкской, культур скифского круга в алтайском регионе.
Другая миграция ариев была на Иранское плато, еще одна - на юг, через Кавказ в Анатолию, и далее на Ближний Восток (создав митаннийских ариев в Сирии) и в будущие страны Персидского залива.
Арийский язык - язык древних ариев, который сопровождал их во всех миграциях, начиная во всяком случае с Русской равнины, но затем в ряде регионов был замещен древними местными языками»[3].
Вся уникальность этой ситуации в том, что на Русской равнине арийский язык фатьяновской культуры не был замещен, а, видимо, сохранил собственные диалектные особенности, и стал в общем предвестником языка наших предков, основы для будущего русского языка и последующих славянских языков.
Интересно и гипотеза А. Клёсова о древности арийского языка, позволяющая полагать не спонтанное возникновение арийского языка на Русской равнине, а его возможную реальную глубокую арийскую древность.
«Если такого термина не было, - пишет он о термине арии, - считайте, что я его ввел, и у меня он означает ариев как членов рода R1a, которые четко идентифицируются по определенным мутациям в их Y-хромосоме, и которые прошли в течение как минимум от 15 до 4 тысяч лет назад из центральной Азии через Иранское плато, Малую Азию до Балкан и далее на Русскую равнину и далее в Иран и на Индостан в середине 2-го тыс до н.э.
Их язык, язык их рода, был пра-индоевропейским (в понятиях современной лингвистики), а по сути, по определению, арийский язык в своей динамике между минимум 15 тыс лет назад () (Синцзянь, Тибет), 11-9 тыс лн (Анатолия), 8-6 тыс лн (Балканы), 4800-4500 лн (Русская равнина), 4200-3600 лн (Анатолия и Митанни), 3500 лн (Индия и Иран)»[4].
Получается, что в период от 15 до 4-3,5 тысяч лет назад язык членов рода R1a был арийским языком в своей динамике. Те арии которые прибыли в Индию 3500 лет назад стали там «индоариями».
А их арийский язык лег в основу санскрита (индоарийского) языка, грамматика которого была описана 2500 лет назад индийским лингвистом Панини.
При этом стоит заметить отдельно, что в то же время язык наших предков (рода R1a (Z280, М458), оставшихся на Русской равнине фатьяновцев, продолжал уже полторы тысячи лет до возникновения санскрита развиваться в собственной динамике. Так что всякие досужие вымыслы о первичности санскрита - от лукавого.
Другое дело, что близкое лингвистическое родство санскрита и русского только и указывает на общность их происхождения в далеком пятом-четвертом тысячелетии назад из единого некогда языка ариев.
Выход же 2200 лет назад на арену европейской истории носителей гаплогруппы I2a (Y3120), прошедших бутылочное горлышко, мог способствовать формированию новых южных и западных славянских языков на основе осваиваемого ими древнего языка носителей R1a-Z280, которых проще, по моему мнению, назвать русами. Тем более, что исторического имени у этого субклада пока нет.
[1] Вестник Академии ДНЕ-генеалогии. Т. 17, №4, 2024, с. 504
[2] Там же . с. 506.
[3] Там же . с. 510.
[4] Там же. с. 502.
Б. Новицкий
***
Источник.
НАВЕРХ.