Капитализм: личное ничто и общее ничто

May 23, 2024 08:02



С точки зрения математической «настоящее время» - некий неумолимо малый, практически отсутствующий во времени интервал . Ну, сами судите - секунду назад уже прошлое, секунду вперёд уже будущее. А настоящему где быть, если и секунда тоже делится на прошлое и будущее?


Но в обыденной жизни мы не пытаемся поймать неумолимо краткий миг. В обыденной жизни мы называет «настоящим временем», между прошлым и будущим, какой-то неопределённый отрезок времени, промежуток, главное отличительное качество которого - вменяемая ему неизменность.

Не то, чтобы в этом интервале «настоящего» совсем ничего не происходило, но происходящими в нём мелкими переменами мы считаем себя вправе пренебречь.

Таким образом, в реальной жизни настоящее - это не тот неуловимый миг между прошлым и будущим, как в песне. Реальное настоящее время - это состояние принятое нами, определяемое нами как неизменное.

Математическая величина его может быть очень разной. Например, несколько часов я провёл с друзьями в ресторане. Пока мы там сидели - это было «сейчас». Как вышли - стало прошлым.

Поскольку главное в настоящем времени - приписываемая ему неизменность, то настоящий момент может длиться и несколько дней, и несколько лет. Потом какое-то значимое событие отсекает время, списывает прошлое в архив.


Тогда, например, появляется «прошлое царствие». А до того, получается, оно было настоящим? Ну да… Математически неточно, но исторически - вполне точно. Ныне длящееся царствие воспринимается, как настоящее, «наше» время. Окончившееся смертью самодержца - становится прошедшим.

+++

С точки зрения социально-экономической это вступление очень важно, потому что оно помогает нам в анализе разделить СТАТИКУ и ДИНАМИКУ общественной жизни.

В статике как будто бы ничего не происходит: скажем, стул стоит, где стоит, и стоять там может десять лет. Это статическое положение стула. Но мы же понимаем, что стул в углу не вечен: некогда его туда внесли, некогда и вынесут.

Одна из основных хитростей буржуазной пропаганды - брать жизнь в статике, вырывать из киноленты кадры, вставлять их в рамки и выдавать за самодостаточные картины.

Например, чеховские интеллигенты или тургеневские дворяне вызывают огромную симпатию, потому что нам их показывают в статике.

Некое их общественное положение уже сложилось, и оно сложилось за кадром. Нам их показывают в готовом виде, при этом они милы, образованы, гуманны, человеколюбивы, романтичны, они занимаются симпатичными делами. Они любят и поют, развлекаются невинными шутками и играми, танцуют на балах, читают книги, философствуют и т. п.

И в какой-то момент такой дурачок, как я (в молодости) испытывает «момент проникновения», иллюзию сопричастности к этим людям. Статическая картина распахнута для зрителя, вбирает его в себя. Входя к её героям, ты легко находишь себе место среди них, понимаешь, насколько с ними совместим, насколько много у тебя с ними общего.

Писатель А. Леонидов заострял внимание своих читателей на том, что

«…людоед отличается от нормальных людей только тем, что ест людей, а в остальном, по большому счёту, ничем. У него, как и у тебя, есть мама, он, как и ты, может уметь играть на гитаре, он, как и ты, может любить чтение или театр. И если удалить из твоего внимания те моменты, когда он жрёт человечину, то в оставшееся время он предстанет вполне славным парнем, своим в доску».

Легко забыть (особенно если навязчиво не напоминают), что чеховский интеллигент, такой душка и паинька, ходит в хорошей обуви в стране, в которой 9/10 ходят в лаптях. Он носит в кармане часы, которых 9/10 населения в жизни ни разу в руках не держали. Его костюм, делающий его таким привлекательным, пошит у портного, в стране, где 9\10 населения ходят в домотканых рубищах…

То есть парень очень даже умеет «работать локтями», выгрызая себе сладкий куш - или кто-то за него, очень ему симпатизирующий. В такой ситуации отбоярится словами сочувствия народу - очень дешёвый ход, и жалкий трюк. Обмануть им можно только дурачков - каковым я полжизни прожил.

+++

В иных ситуациях (особенно при феодализме) статика может очень долго тянуться. А динамика - очень долго ждать. Но, если мы не дурачки, то понимаем:
динамика, несомненно, была - и несомненно, будет.

Когда именно - год назад, или при дедушке - но этот парень (или его предки) свой народ, соплеменников, земляков, соседей по планете изрядно «кинули». Опустили в «лохи» - а сами выползли наверх.

Так что знаменитый самовар ставят не сами, а какая-то горничная, о которой нам ничего не известно - «без имени, и в общем, без судьбы».

И если мы не хотим быть дурачками, лошарами - то «кидалово», оставленное за кадром статической картинки не должно нас обманывать иллюзией своего отсутствия.

Этот акт «выползания из народа» несомненно, был, и несомненно, был он адски жестоким. А то, что «конкретно сейчас» чеховский миляга «ничего такого» не делает - ну, так ведь и людоед занимается каннибализмом не 24 часа в сутки! Час на трапезу, 23 часа свободны для умилительных, человечных занятий, столь располагающих к нему публику.

+++

На борьбу с капитализмом люди вставали по множеству причин, включая и самые экзотические, но главных причин было две:

- Личное Ничто;
- Общее Ничто.

Личное - идёт от себя. Оно просто и незамысловато, не требует хорошего образования и сильной логики. В какой-то момент ты понимаешь, что тебя «кинули», «развели» - и они ушли жить жизнь, а ты как будто и не рождался.

Когда ты понимаешь личное Ничто - которое тебе предлагают тянуть до конца твоих дней, и передать детям (ибо надо же кому-то быть рабами, не всем же пиршествовать блистательно! ) - рождает тяжёлую, звериную ненависть, зоологическую в основе своей обиду.

Ты перестаёшь воображать себя персонажем их рекламных буклетов, кинематографических сценок об их жизни, и вдруг со щемящим ужасом осознаёшь, что к тебе это всё не относится. Как в песне - «не для меня придёт весна». Не для тебя строят дома, не для тебя продают автомобили, не для тебя работают курорты, не для тебя собираются говорливые интеллектуальные салоны, и т. п.

Твоя ЛИЧНО жизнь - кончена. Ты погребён заживо. О тебе все забыли - потому что никогда и не помнили. Ты - говорящее орудие, двуногий скот, одноразовый дешёвый инструмент, который грубо используют и равнодушно выкинут.

Ненависть - сильное чувство. Ненависть к тем, кто тебя кинул - потом и кидала помещиков и генералов на солдатские штыки. Когда царь раздал винтовки мужицкой массе - попасть к ней в руки стало очень страшно.

Я бы и сам себе такого не пожелал: идёшь в костюмчике, при галстуке, а навстречу тебе эта рванина… Но если мы не поймём причин и истоков великой ненависти - мы ничего не поймём в ужасах революции, и обречены все их повторить.

+++

Если холодную ложку поставить в горячий чай, то чай чуть-чуть охладится. Совсем чуть-чуть, ложечка ведь десертная, маленькая! При этом ложка нагреется весьма ощутимо. Потому что горячего чая вокруг много.

Будучи маленькой ложкой в огромном стакане бурлящего кипятка, привилегированные интеллектуалы моментально накалились до исступления.

Всё, что сказали им их глаза и другие органы чувств - то, что «новая жизнь» страшно ухудшила человеческую жизнь. Ничего другого они увидеть не смогли, потому что смотрели со своей кочки, поэтому учёным и советуют «не верить глазам своим», перепроверять ощущения на предмет оптической иллюзии.

Если ты попал в комнату в коммуналке из купеческого особняка, то, разумеется, все твои органы чувств будут криком кричать о «лавине обнищания» и «серой безысходности».

Но если ты в точно такую же комнату попал из гнилого угла рабочих бараков, из курной избы, просто из бездомного состояния - то органы чувств скажут совсем иное.

То, что у привилегированных рождало глубокую депрессию (они падали сверху вниз) - у 9/10 населения вызвало столь же масштабную эйфорию, восторг, надежды на светлое завтра. Потому что в эти «унылые коммуналки» 9/10 населения не сверху падали, а снизу всплывали, со дна, вылезали из могилы, где были капитализмом заживо погребены.

И - да: психика у них там, после многих лет погребения заживо, была далеко не «позитивной».

Психологически эти люди, нежданно обретя надежду на лучшее будущее, впервые в жизни её ощутив - были очень проблемными, взвинченными, злыми, и жизнь их определялась, по большей части, страхом.

Страхом, что этот сон, в который они боялись поверить - вдруг кончится, и опять всё вернётся: и курная изба, и барин, и вечный голод, и вечная нищета, и вечная безысходность. Они тысячи лет им сопутствовали[1] - куда ж теперь вдруг денутся?

Привилегированные этого не поняли: ни лютого страха, ни эйфории новой жизни, вызванной глотком равноправия, выхода из второсортности, у «лапотников».

Всё, что «привилегированные» смогли увидеть - о чём страстно и искренне рассказывали, устно и письменно - всестороннее ухудшение быта, развал жизни, крах уютных гнёзд, нищету и голод. Потому что нищета и голод ВПЕРВЫЕ ворвались в прежде изолированную от них жизнь привилегированных… ВПЕРВЫЕ и ужаснули их.

Когда «белые», такие, как И. Ильин, врали Гитлеру, что красная армия слаба, что люди не хотят воевать за людоедский советский строй, за колхозное рабство, за нищие прилавки и обшарпанные фасады - они это делали не нарочно. Не с целью обмануть. «Белые» в это искренне сами верили, потому что у них была своя призма восприятия. А она никакой двусмысленности о «новой жизни» не допускала: за что ни возьмись, всё оскудело, всё ухудшилось, всё одичало!

Тот, кто был всем - и вдруг стал в своей стране ничем, обо что ноги вытирают - НЕ МОГ иного увидеть. И не мог понять (ох уж эти психологические аберрации! ) - что те, кто при нём были ничем - пока живы, не простят ему своего прошлого в состоянии Ничто.

+++

Злое и звериное отстаивание себя у красных и у белых (каждый дрался за своё, очень личное) - важный лейтмотив большевистской революции. Но, разумеется, не единственный.

Есть нежелание делить обиженных на правых и неправых, считать чью-то обиду реальной, а обиду другого - вздором. Именно это желание, парадоксальным, с виду, образом и делает советским человеком.

То есть нежелание быть на одной из перекусавших друг друга стороне обиженных - ведёт к источнику обиды, к тому, что их сделало обиженными друг на друга - к капитализму, как причине ВСЕХ жертв.

Страх и ненависть плохие советчики - даже если они сто раз обоснованы и не с потолка взялись. Понятно, что личные эмоции людей, извлечённых из могилы - делали их неразборчивыми, всеядными, наломали дров вокруг и около источника их раздражения, вовлекли в расправу совершенно случайных людей.

Что красные, что белые - дети капитализма, вынырнувшие из его зловещей купели. Они там зародились и там сварились. И высшая мудрость в том, чтобы признать виноватыми не отдельных людей, а весь этот уродливый, безобразный уклад жизни, в котором - САМОЕ ГЛАВНОЕ:

- Люди снимают с себя обязанность по взаимной защите.
А раз так, то каждый за себя.

Фабрикант сам за себя - когда в неистовой и страшной борьбе за существование он, как и доисторический ящер, заживо гложет попавшего в зависимость от него рабочего.

Но и рабочий сам за себя, и платит фабриканту той же монетой, в сущности, лишь зеркально отражая в зверствах революции зверства по отношению к себе. Страшен необразованный, тёмный, изнасилованный самым грубым способом человек, когда он дорвётся до власти, до мщения, до «винтовки, рождающей власть».

Но разве такой мститель нарушает главный принцип капитализма - «или я живу вместо тебя, или ты вместо меня»? Разве он не вырывает у судьбы свой шанс на жизнь, в той же самой дарвинистской борьбе за существования, согласно которому фабрикант его и угнетал в предыдущие годы?

Ты хотел быть счастливым - и я тоже хочу.
Ты поставил дело так, чтобы быть счастливым через мой труп?
Ну, так и я отплачу тем же: буду счастлив через твой труп.

Победители истребляют побеждённых - что в этом для тебя, капитализм, нового?

Почему это перестало нравиться капиталистам только когда они оказались в роли побеждённых? А когда были в роли победителей - то им «почему-то» всё нравилось, и всё их устраивало…

Месть можно понять, месть можно оправдать - но из неё нельзя построить светлого будущего.

За тучами личной мести должно однажды проглянуть Солнце понимания, что капитализм - не только твоя, батрак, личная трагедия, не только твоё личное Ничто - но и ВООБЩЕ НИЧТО.

Ноль перспектив. Заворот кишок у истории. Замкнутое кольцо, бредовый «день сурка», бесчисленные повторы - как в цикле рождений и пожираний биосферы.

Свести счёты, закрыть гештальты, отомстить - ладно, мы это поняли. Но дальше что?

Рождая страх и ненависть бедных к богатым, капитализм зеркально рождает страх и ненависть богатых к бедным.

- А что, если они однажды сделают с нами то, что мы делаем с ними?

Отсюда и адские планы современного Запада уничтожить человеческий мозг, чтобы убить «зависть», убив мыслительную полноценность, убив, как в украинствующем дегенерате, способность мыслить, сравнивать, осознавать себя в мире и мир вокруг себя.

Из страха. И ненависти.

Капитализм - ловушка для цивилизации, за которой нет ничего, в том числе и самой цивилизации, потому что озверение и оскотинивание человека достигает в нём зияющих высот.

Оставим тёмному и малограмотному мстить за себя.

Мы, образованные и широко мыслящие - должны стать выше личных обид, и подумать, как устранить сам источник великой взаимной ненависти.

То самое ОБЩЕЕ НИЧТО, которое и побуждает выступить против капитализма не только голодных, но и умных сытых.

Капитализм, опираясь всё больше на зомбирующие технологии, явно замыслил убить человека.

Ну так пусть человек убьёт капитализм.

И сможет стать человеком в полном смысле этого слова, вырвавшись из тисков биосферы в полноценную Ноосферу.

------------------------------

[1] А. П. Чехов писал в рассказе «Студент»: «И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Ал. Берберов

***Источник.

НАВЕРХ.

Запад, человек, цивилизация, капитализм, Берберов

Previous post Next post
Up