„Аполлон-17” был в полный размер или уменьшенным в 10 раз макетом?

May 21, 2024 06:02



„Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
но потому,
что сии вещи не входят в круг наших понятий ."
(Козьма Прутков.)

Эта статья - ответ на вопрос, заданный в комментариях. Про тень опоры лунного модуля на астронавте.

В предыдущей статье мы рассказали о том, что телерепортаж с Луны в сериале "Аполлон-17", длительностью 40 минут, НАСА снимало в кинопавильоне с использованием маленького макета лунного модуля.

Макет располагался близко к камере, а астронавт - довольно далеко, но с помощью перспективного совмещения НАСА создало иллюзию, что астронавт и лунный модуль находятся как бы рядом, в одной плоскости.

Однако у некоторых читателей возникли вопросы. Если макет лунного модуля и астронавт находятся далеко друг от друга, как тогда тень опоры посадочной платформы попала на скафандр астронавта?

Признáюсь, для меня нет ничего более интересного, чем отвечать на подобные вопросы.



Внимательно приглядевшись к крошечным фигуркам на общем плане, действительно, можно заметить, как наклонная тень правой опоры попадает на белый скафандр одного астронавта. Мы даже сделали выкадровки, чтобы и вы это заметили.






Вот этот фрагмент на видео:

image Click to view



Через несколько минут астронавт будет топтаться у левой опоры и некое подобие тени также будет падать на него.

Поколебала ли эта тень нашу уверенность в том, что в 40-минутном эпизоде использовался маленький макет лунного модуля вместо реального? Конечно, нет!

Если по сценарию лунной высадки актёр подошёл близко к опоре посадочной платформы, то на его скафандр, конечно же, должна упасть тень от этой опоры.

Знают ли об этом кинематографисты? Конечно, знают. И делают эту тень. Но поскольку лунный модуль находится очень далеко от актёра, то на скафандре воспроизводят фальшивую тень.

Смотрите, как это делается.

Рассмотрим фрагмент из американского фильма 1938 года "Большой вальс" (реж.Ж. Дювивье, оператор Д. Руттенберг) - фильм о композиторе Иоганне Штраусе. Кстати, фильм получил "Оскара" за операторскую работу.

Вот Штраус едет по лесу в карете с оперной певицей и под скрип колеса сочиняет вальс. Сквозь ветки деревьев пробивается солнце.



Штраус в карете едет по лесу, фильм "Большой вальс", 1938 г.

С первой секунды мы догадываемся, что эпизод снят в павильоне, и что за актёрами находится киноэкран, на котором показывают отснятый заранее проезд по лесу.

Те, кто интересовался комбинированными кадрами, даже назовут, что здесь применена рирпроекция (от английского слова "rear" - сзади). Перед актёрами спереди стоит кинокамера, а изображение на киноэкран проецируется с другой стороны, сзади.



Схема рирпроекции, слева (сзади экрана) находится рирпроектор, справа - съёмочная кинокамера

Знают ли кинематографисты, что в солнечный день в лесу на лица актёров будут падать тени от веток деревьев?

Конечно, знают. И они делают эти фальшивые тени. Сравните два кадра с разницей в 2-3 секунды. В левом кадре на белом платье певицы нет никаких теней, а в правом кадре тень пробегает и по одежде певицы и по лицу композитора.



Здесь тень не от реальных деревьев, а от фальшивых веток перед осветительным прибором. И ни у кого из зрителей не возникает желание воскликнуть:

- Смотрите, там тени от деревьев на одежде! Значит, снято в настоящем лесу.

Вот этот видеофрагмент с замечательной музыкой И.Штрауса.

image Click to view



Теперь перейдём к "Аполлону-17". По сценарию НАСА астронавт близко подходит к лунному модулю, и для убедительности кадра на его фигуру должна лечь тень от опоры.

В реальности между маленьким макетом на переднем плане и актёром в глубине расстояние около 100 метров. Поэтому тень делается не от макета, а от фальшивой фанерной конструкции рядом с актёром.

Эта фальшивая наклонная балка, изображающая опору лунного модуля, освещается под таким же углом, как и сам макет, и перспективно совмещается с наклонной опорой макета. Вот и весь секрет. Технология 20-30-х годов прошлого века.

Вот пример совмещения железных балок из советского фильма "Цирк" 1936 года (реж. Г. Александров, операторы В. Нильсен и Б. Петров). Чтобы оградить актера А. Комиссарова, исполняющего роль Скамейкина, от возможных «столкновений» с живыми львами, использовался метод перспективного совмещения.

Клетка делилась пополам железной решеткой, расположенной на линии оптической оси объектива. Это давало возможность аппарату «не видеть»̆ решетки, делящей клетку пополам, она перекрывалась по переднему плану одним из толстых прутьев внешней обшивки клетки.



Схема съёмки кадра со львами.

Кадр из фильма "Цирк", 1936 г.

Из-за того, что в сериале "Аполлон-17" использовался макет, в 10 раз меньше реального прототипа, актёры, изображающие астронавтов, вынуждены были всё время топтаться сзади макета.

Они не могли пройти перед ним. Чтобы оправдать, почему астронавты всё время прячутся сзади лунного модуля и практически не видны зрителю, кинематографисты НАСА придумали, что люк и лесенка находятся с той стороны, которую телекамера не видит.

Именно поэтому лунный модуль был повёрнут к телекамере тыльной, нерабочей стороной. Как видите, совершенно неинтересное тупое решение.

Если бы они внимательно посмотрели советский фильм "Золотой ключик" 1939 года и прочитали бы книжку "Комбинированные и трюковые киносъёмки", которую в 1941 году написали режиссёр этого фильма А. Птушко и оператор Н. Ренков, то они бы могли бы найти решение поизящней для своей аполлониады. Ведь в этой книжке советские деятели кино раскрывают все свои кинематографические секреты, которые очень оригинальны.

Мы уже рассказывали в предыдущей статье (№ 187), как был снят методом перспективного совмещения кадр, когда по лестнице спускаются папа Карло и куклы Буратино, Мальвина и Пьеро.

Кукол играют актёры, хотя выглядят они в кадре в 4 раза меньше своего реального роста и достают папе Карло лишь до колена.



Эти "куклы" в реальности находятся на большом удалении от папы Карло, поэтому не могут оказаться на переднем плане, перед ним. Тем не менее в фильме "Золотой ключик" есть сцена, когда маленький живой Буратино проходит перед ногами взрослого человека.



В этой сцене Буратино просит Дуремара продать ему черепашонка.

Мы понимаем, что этот кадр снят также методом перспективного совмещения. И что Буратино (актриса О. Шаганова-Образцова) находится от камеры значительно дальше, чем Дуремар (актёр С. Мартинсон).



Но вот Буратино подходит к нему ближе.

Протягивает ему монетку и получает взамен маленькую черепашку. По движениям Буратино мы понимаем, что это живой человек. Он наклоняется, гладит черепашку.



И проходит мимо ног Дуремара на общем плане.



Сначала в одну сторону.



Потом разворачивается и идёт в другую сторону, проходя опять мимо ног Дуремара, наклоняясь, чтобы не зацепить головой висящий аквариум ловца пиявок.

А в это время по переднему плану, перед Дуремаром и Буратино проходит местный житель в брюках клёш. И всё это снято одним кадром, в одну экспозицию.



Как удалось разместить маленького Буратино между двумя взрослыми людьми?

Оказывается, секрет заключается в том, что Дуремар в последнем кадре этого эпизода состоит из двух частей. Сам он находится близко от камеры, а его ноги, на фоне которых проходит Буратино - почти в 4 раза дальше.



Актёр, изображающий Дуремара, сидит на деревянной конструкции, подогнув ноги в коленях, а нижняя бутафорская часть ног перспективно совмещается с его фигурой. Эта часть ног изготовлена высотой 2 метра.



Актёр С. Мартинсон рядом со своими бутафорскими ногами.

Вот таким образом удалось создать иллюзию, что куклы в этом фильме могут действительно ходить среди людей и перед ними так же просто, как это делают они, находясь в большинстве кадров сзади них.

Кинематографисты НАСА вместе с работниками Голливуда, если б у них чуть-чуть больше работала творческая фантазия, могли бы одну опору маленького макета (находящегося на переднем плане) приподнять и совместить с отдельной большой опорой на удалении в 100 метров.

И тогда актёр-астронавт мог бы не только ходить сзади лунного модуля, прячась за макетом, но и зайти за опору спереди.

Но ничего подобного сделано не было, поэтому их "секрет" я разгадал с первого же просмотра: перспективное совмещение маленького макета, выполненного в масштабе 1:10 с удалённым на 100 метров актёром.



Схема съёмки 40-минутного эпизода с использованием макета на переднем плане.

Л. Коновалов

***Источник.

НАВЕРХ.

Луна, фальсификация, американцы, Коновалов, технологии, НАСА, Запад лжёт, США

Previous post Next post
Up