Тактика минно-торпедной и бомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной войны

May 08, 2024 06:04



В годы войны минно-торпедная и бомбардировочная авиация являлась одной из основных ударных сил флота . Она решала задачи по уничтожению крупных боевых кораблей и транспортов противника в море, портах и военно-морских базах, а также наземных объектов.

Морские летчики совершили более 43 тыс. самолето-вылетов, из них 13% по конвоям и отдельным судам в море, 22% по кораблям и судам в базах и портах, 65% по наземным объектам.


По конвоям в море наиболее эффективно действовали торпедоносцы и топмачтовики в составе тактических групп. В среднем на каждый потопленный транспорт приходилось 4-5 самолето-вылетов торпедоносцев и топмачтовиков или 15-16 самолето-вылетов пикирующих бомбардировщиков.

При действиях по кораблям и транспортам в базах и портах высокая эффективность достигалась комбинированными [48] ударами с участием топмачтовиков, бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей.

Решающее значение для достижения успеха имела организация взаимодействия всех групп самолетов, участвовавших в ударе. План взаимодействия разрабатывался и уточнялся с участием командиров ударных и обеспечивающих групп, детально изучался со всем летным составом. Как правило, при нанесении ударов взаимодействие было четким, потери незначительными.

По наземным объектам наиболее эффективными были действия пикирующих бомбардировщиков, а также торпедоносцев в бомбардировочном варианте, которые выполняли бомбометание с малых и предельно малых высот. Успешно выполнялось бомбометание ночью по наземным целям с использованием светящих авиационных бомб.

Перед войной в количественном отношении минно-торпедная авиация составляла 9,7%, а бомбардировочная 14% общего состава авиации ВМФ.


Самолетный парк бомбардировочной авиации представляли самолеты СБ-2, ТБ-1, ТБ-3, парк минно-торпедной авиации самолеты ДБ-3Ф. В 1940 г началось и в ходе войны было завершено перевооружение бомбардировочной авиации самолетами Пе-2. Минно-торпедная авиация получила самолеты А-20Ж.

Профессиональная подготовка летчиков была достаточно высокой, около 50% были подготовлены к действиям ночью, а ведущие экипажи имели практические навыки в бомбометании и торпедометании по морским движущимся целям.

Выполняя свои задачи, подразделения минно-торпедной и бомбардировочной авиации совершили около 43 тыс. самолето-вылетов, что составило около 13% общего числа самолето-вылетов, произведенных всеми родами авиации флота. Общие итоги боевых действий минно-торпедной и бомбардировочной авиации характеризуются следующими цифрами. По объектам противника было сброшено 27 тыс. т бомб и около 1370 торпед, поставлено более 2400 мин, потоплено около 600 фашистских кораблей и вспомогательных судов и около 400 транспортов. Уничтожены сотни танков, орудий, автомашин, другая боевая техника противника.

Действия по кораблям и конвоям в море

В период до 1943 г полеты бомбардировщиков и торпедоносцев для действий на коммуникациях противника осуществлялись небольшими группами или одиночно без предварительной [49] воздушной разведки. Такие полеты (их называли крейсерскими или полетами на «свободную охоту»), как правило выполнялись на малых высотах и на полный радиус действия самолета. Маршрут полета прокладывался в соответствии с данными агентурной разведки с многократной переменой курса в районе вероятного расположения кораблей.

Сложность крейсерских полетов заключалась в необходимости обеспечения точности самолетовождения и преодоления противодействия противника при полетах над вражеской территорией и вблизи берегов. Наибольшую опасность для торпедоносцев представляли истребители противника, а в некоторых случаях аэростаты заграждения. Вылеты намечались с рассветом или во второй половине дня, а возвращение на аэродром в темное время суток. Начиная с 1943 г в связи с усилением противодействия противника полеты совершались днем в сложных метеорологических условиях или в лунные ночи.

Поиск цели и выход в атаку в лунную ночь осуществлялись на лунной дорожке. Курс выдерживался таким, чтобы вероятное местоположение цели находилось в направлении на луну и в секторе курсовых углов самолета 45-90°. Корабль хорошо виден на лунной дорожке с расстояния до 10-15 км в зависимости от прозрачности воздуха, наличия и характера облаков. В темной стороне горизонта видимость практически отсутствует, но расположенные здесь вражеские корабли хорошо видели самолет на светлом фоне неба и могли вести по нему эффективный зенитный огонь.

В 1943 г на всех флотах минно-торпедпая авиация начала действовать по конвоям противника группами до 10-12 самолетов с истребительным прикрытием. В состав ударных групп включались торпедоносцы и топмачтовики.

Сущность способа топ-мачтового бомбометания состояла в использовании рикошета бомбы от водной поверхности для увеличения вероятности попадания в цель по дальности. При топ-мачтовом способе бомбы сбрасывались с высоты 15-30 м на максимальной скорости полета. Длина рикошета определялась многими факторами: высотой и скоростью сбрасывания, калибром бомбы, формой ее головной части, волнением моря. Учитывалась средняя длина рикошета для конкретных условии. В зависимости от калибра бомб она составляла 150-200 м.

Вероятность попадания бомбы в корабль при топ-мачтовом бомбометании равна 0,85-0,96 (при обычном бомбометании с горизонтального полета и малых высот около 0,2). [50]

Определяющий фактор эффективности топ-мачтового бомбометания преодоление противодействия противника.

В минно-торпедной авиации топмачтовики
обычно действовали вместе с низкими торпедоносцами. Тактической единицей была пара торпедоносец и топмачтовик. Если группа состояла из двух или более пар, атака выполнялась обычно с двух направлений. Выполнение атаки предварительно отрабатывалось в тактическом классе, а затем на полигоне. Управление самолетами группы в процессе нанесения удара максимально упрощалось, ограничивалось одной-двумя командами.

Основная особенность тактического приема одновременный удар с разных направлений с применением в атаке пулеметно-пушечного огня, бомб и торпед. Выполнение атаки производилось примерно так. Ударная группа по данным доразведки выходила на цель на высоте 800-1000 м. После обнаружения цели на пределе видимости и доворота на нее группа делилась на две подгруппы, которые отворачивали от направления на цель на 60° соответственно влево и вправо. По истечении заданного времени или по команде ведущего обе подгруппы одновременно доворачивали на цель. Угол между направлениями выхода на цель подгрупп находился в пределах от 80° до 100°. Такой тактический прием обеспечивал одной из подгрупп атаку с наивыгоднейших курсовых углов цели.

Топмачтовики выполняли маневр и по высоте. По мере приближения к цели они снижались до высоты низкого торпедометания, на удалении 2500-2000 м от цели «горкой» набирали высоту 600-700 м, затем шли со снижением, прикрывая пушечно-пулеметным огнем атаку торпедоносцев, выходили на высоту 20-30 м и прицельно сбрасывали бомбы.

Разновидность приема атака четырьмя тактическими группами с нескольких направлений. Большую сложность здесь представлял сбор тактических групп после нанесения удара. Обычно точка сбора назначалась относительно цели и курса обратного маршрута. Сбор на обратном маршруте осуществлялся маневрированием скоростью и изменением длины маршрута. Тактический прием, разработанный в 1-м гвардейском минно-торпедном полку КБФ под руководством командира полка И.И. Борзова, нашел самое широкое применение.

В 1944 г в результате эффективных действий нашей морской авиации на коммуникациях противник нес большие потери в транспортах, боевых кораблях и вынужден был [51] усилить противовоздушную оборону конвоев. В этот период морская авиация перешла к нанесению по конвоям комбинированных ударов. В них участвовали все основные виды авиации, включая штурмовую. Успех удара зависел от четкого планирования и взаимодействия ударных групп по времени при выполнении удара.

Действия пары торпедоносцев способом «свободная охота»

15 января 1943 г два торпедоносца ДБ-3Ф (ведущий лейтенант В.П. Балашов, с 24 июля 1943 г Герой Советского Союза; штурман старший лейтенант Ю.П. Кочелаевский, с 31 мая 1944 г Герой Советского Союза) вылетели в Баренцево море для поиска и уничтожения транспортов противника. Метеорологические условия были сложные. Частые снежные заряды сокращали видимость и затрудняли полет на малых высотах.

В 11.40 на меридиане Сюльте-фьорда экипажи обнаружили конвой в составе 3 транспортов, миноносца и 2 сторожевых кораблей. Конвой прикрывали два истребителя Ме-110. Торпедоносцы ушли в море, ожидая удобного момента для атаки. В 12.27 истребители противника отошли от конвоя. Торпедоносцы в строю правого пеленга парой с курсового угла цели 100° и дистанции 800 м, преодолев сильное противодействие зенитной артиллерии кораблей, сбросили торпеды по крупному транспорту. Транспорт был потоплен.

В этом эпизоде ведущий группы, учитывая тактическую и погодную обстановку, принял правильное решение атаковать транспорт парой самолетов. Последовательные атаки транспорта одиночными самолетами или самостоятельные атаки торпедоносцами двух транспортов могли оказаться менее эффективными из-за сильного противодействия противника. Правильно были выбраны позиция, а также момент выхода в атаку, исключающие противодействие истребителей.

Действия торпедоносца способом «свободная охота»

26 июня 1943 г самолет ДБ-3Ф (летчик старший лейтенант А.И. Разгонин, с 22 января 1944 г Герой Советского Союза; штурман лейтенант В.Т. Чванов, с 22 июля 1944 г Герой Советского Союза) вылетел для поиска и уничтожения транспортов противника в восточной части Балтийского моря. Маршрут полета: Сестрорецк - о. Сескар - Айнажи - Ирбенский пролив. Погода благоприятствовала заданию: облачность 6-9 баллов при высоте нижней кромки 600-1000 м, в море сильная дымка, видимость 3-4 км. После продолжительного поиска в 15 км севернее м. Колкасрагс [52] (Рижский залив) экипаж обнаружил два транспорта, шедших в кильватерной колонне со скоростью 6-8 уз. В 03.30 с высоты 30 м на курсовом угле цели 55° левого борта с дистанции 600 м экипаж сбросил торпеду по замыкающему транспорту (6000-7000 т). Торпеда попала в среднюю часть корпуса, и транспорт быстро затонул. Результат атаки был сфотографирован.

Экипаж, проявив настойчивость, долго искал противника (общее время полета более 6 ч), а обнаружив цель, действовал смело и уверенно. Были правильно определены прицельные данные, выдержаны все элементы режима полета при сбрасывании торпеды.

Действия способом «свободная охота» в темное время суток

6 июля 1944 г воздушная разведка в Ирбенском проливе обнаружила конвой противника, шедший в направлении порта Рига. В составе конвоя были крупный транспорт и 2 сторожевых корабля.

Данные разведки поступили в минно-торпедпый полк вечером, а вылет торпедоносца состоялся ночью. Задание уничтожить транспорт получил опытный, слетанный экипаж (летчик майор И.И. Борзов, с 22 июля 1944 г Герой Советского Союза, с декабря 1972 г маршал авиации; штурман капитан Н.Д. Котов, с 22 июля 1944 г Герой Советского Союза).

Полет по маршруту прошел благополучно. В районе цели ясно, сильная дымка, видимость 2-3 км. Ночь светлая полнолуние. Близ о. Руно (Рухну) в Рижском заливе экипаж обнаружил на лунной дорожке конвой.

Атака самолета оказалась неожиданной для противника; корабли охранения открыли огонь уже после того, как экипаж сбросил торпеду. Прямое попадание торпеды вызвало сильный взрыв. Через несколько минут транспорт затонул.

Огнем зенитной артиллерии сторожевых кораблей самолет был поврежден, но на одном моторе смог вернуться на аэродром. По данным разведки, экипаж И.И. Борзова потопил транспорт (15 000 т), груженный боеприпасами, военной техникой и войсками.

Успеху атаки способствовали смелые и уверенные действия экипажа торпедоносца. Он успешно преодолел сильное охранение конвоя, правильно выбрал позицию атаки, строго выдержал режим полета на боевом курсе.

Неудачные действия торпедоносцев и темное время суток

17 сентября 1944 г на поиск и уничтожение транспортов в Балтийском море вылетела пара низких торпедоносцев. Полет выполнялся в лунную ночь. Маршрут поиска проходил вдоль коммуникации противника Либава - Ирбенский пролив - [53] - Рига. Иа траверзе порта Виндава торпедоносцы обнаружили конвой и начали разворот для атаки. В этот момент самолеты были обстреляны с находившегося в темной части горизонта и поэтому не замеченного эскадренного миноносца. Самолет ведущего был сбит. Атака, выполненная ведомым торпедоносцем, не принесла успеха.

Ведущий пары допустил ошибку не заметил корабли охранения конвоя, расположенные в темной части горизонта. Вероятно, ее можно было избежать, если бы маршрут поиска проходил ближе к береговой черте, над мелководьем. Тогда конвой, оказавшийся в светлой части горизонта, был бы своевременно обнаружен.

Групповые действии торпедоносцев

15 ноября 1943 г на подходе к вмб Констанца был обнаружен конвой противника в составе 2 транспортов, 2 эсминцев, сторожевого корабля и 2 сторожевых катеров. Группа из шести торпедоносцев (ведущие звеньев капитан К.Л. Лобанов, с 22 января 1944 г Герой Советского Союза, и старший лейтенант В.И. Минаков, с 5 ноября 1944 г Герой Советского Союза) сходу атаковала головной транспорт. Торпеда, сброшенная экипажем В.И. Минакова при курсовом угле 90° с высоты 20 м и дистанции 500 м, попала в цель, и транспорт вскоре затонул. При выходе из атаки сильным огнем зенитной артиллерии был сбит левый ведомый второго звена.

Внезапность удара несколько снизила уровень противодействия охранения конвоя.

Выход обоих звеньев с ходу на один транспорт следует считать правильным. В данном случае маневрирование для рассредоточения сил при сильном противодействии было бы нецелесообразным. Эффективность могла быть выше, если бы в составе группы были не только торпедоносцы, но и топмачтопнки.

Действия пары (торпедоносец и топмачтовик) способом «свободная охота»

17 февраля 1945 г два самолета A-20Ж (ведущий капитан Л.К. Скрябин) вылетели и южную часть Балтийского моря с задачей поиска и уничтожения транспортов противника. Метеорологические условия были сложными: низкая облачность (высота нижней кромки 100-200 м), отдельные снежные заряды, видимость менее 3-5 км.

В 16.54 в Данцигской бухте экипаж ведущего обнаружил конвой в составе 4 транспортов и 5 кораблей охранения (большая часть из них располагалась в головной части конвоя). Быстро оценив обстановку, Скрябин решил атаковать торпедой замыкающий транспорт около которого находился [54] только один сторожевой корабль. Торпеда, сброшенная при курсовом угле 90° левого борта с дистанции 500 м, попала в носовую часть транспорта. Ведомый топмачтовик успешно атаковал концевой корабль охранения. Ограниченные условия видимости и низкая облачность не позволили противнику вести эффективный зенитный огонь по атакующим самолетам. В итоге удара атакованные транспорт (8000 т) и сторожевой корабль были потоплены.

Высокие результаты атаки объясняются правильной оценкой обстановки и выбором для атаки концевых кораблей, вблизи которых зенитный огонь был наиболее слабым.

Действия группы торпедоносцев и топмачтовиков

27 августа 1944 г по данным разведки в юго-западной части Балтийского моря две тактические группы самолетов нанесли одновременный удар по конвою противника в составе 2 транспортов, 2 сторожевых кораблей и 3 подводных лодок. В первую тактическую группу (ведущий капитан С.И. Смольков) входили два торпедоносца и два топмачтовика. Вторая тактическая группа (ведущий старший лейтенант А.М. Гагиев) включала один торпедоносец и два топмачтовика. Полет к цели обе группы выполнили в общем боевом порядке. До береговой черты их сопровождали истребители прикрытия. Погода в районе цели была хорошая: облачность 2-3 балла среднего яруса, видимость до 10 км, слабая дымка.

Обнаружив конвой в заданном районе, группы вышли в точку боевого развертывания (ТБР) и по заранее отработанной схеме атаковали конвой с двух направлений (рис. 2.1). Ведущий торпедоносец первой группы, оказавшись на выгодном курсовом угле, атаковал и потопил головной транспорт конвоя (12 000 т). Ведущий торпедоносец второй группы атаковал и потопил подводную лодку. Топмачтовики обеспечивали атаку торпедоносцев подавлением зенитного огня кораблей охранения.

Два наших самолета, в том числе ведущий первой тактической группы, при выходе из атаки были сбиты истребителями противника.

Высокая эффективность удара была обеспечена хорошо проведенной подготовкой и четким взаимодействием тактических групп в атаке. Однако отсутствие истребительного прикрытия в районе цели и недостаточно четкое выполнение сбора групп после выхода из атаки привели к потере двух самолетов от огня истребителей противника.

Действия малых групп торпедоносцев на коммуникации

22 августа 1945 г, по данным воздушной разведки, на [55] коммуникации между портами Отомари (Корсаков) на о. Сахалин и Соя на о. Хоккайдо находилось до 30 транспортов. Было принято решение уничтожить эти суда малыми группами торпедоносцев.

Первая четверка наших самолетов вылетела на поиск противника и в 11.25 по радио получила данные о конвое в составе которого было 5 транспортов. При подходе к заданному району группа обнаружила первую цель транспорт (8000 т), сопровождаемый сторожевым кораблем. Пара торпедоносцев с ходу при курсовом угле 30° правого борта с дистанции 1800 м сбросила торпеды. Транспорт сманеврировал, и торпеды прошли мимо. Вторая пара сбросила торпеды при курсовом угле 70° с дистанции около 1500 м. Торпеды также не попали в цель.

Вторая четверка торпедоносцев в 14.20 атаковала другой транспорт (5000 т). Судно успешным маневром уклонилось от торпед, сброшенных с дистанции 1800-2000 м. [56] Третья группа из двух торпедоносцев в 16.25 сбросила торпеды на курсовом угле цели 70° с дистанции 500-600 м. Обе торпеды попали в цель, транспорт затонул.

Пример свидетельствует о том, что некоторые экипажи торпедоносцев на ТОФ не учли опыт боевых действии авиации других флотов. Эффективность ударов могла быть несравненно выше, если бы тактические группы состояли из пар торпедоносцев и топмачтовиков и использовали тактический прием охвата с двух сторон. Дистанция сбрасывания торпед экипажами двух первых групп практически при отсутствии противодействия противника была, конечно, неоправданно велика.

Неудачный удар по конвою противника

20 сентября 1943 г вблизи зал. Варангер-фьорд (СФ) был обнаружен большой конвой (5 транспортов, 2 миноносца, 10 сторожевых кораблей, 4 тральщика и 7 сторожевых кораблей). Погода в районе конвоя: облачность 5-7 баллов, частые снежные заряды, видимость 30 км, в снежных зарядах снижение видимости до нуля. Было принято решение нанести по конвою удар группой низких торпедоносцев и штурмовиков под прикрытием истребителей. Одновременно группа истребителей должна была блокировать ближайшие к конвою аэродромы противника.

Для доразведки и уточнения состава конвоя истребители и самолет-разведчик сделали несколько вылетов. Из-за сложных метеоусловий истребители конвой не обнаружили. Разведчик заметил конвой, но, так как связи со штабом не имел, сведения передал только после посадки. Время было упущено: от момента принятия решения до удара прошло более семи часов. Конвой вышел за пределы действий штурмовиков, и вылет их был отложен.

В 15.20 для нанесения удара по конвою вылетели семь торпедоносцев (ведущий группы майор Ф.В. Костькин) с группой непосредственного прикрытия из шести самолетов «Аэрокобра». Вторая группа истребителей в составе шести Як-1 и четырех Як-9 предназначалась для завоевания господства в воздухе в районе цели. На маршруте к цели ударные группы проходили на небольшом удалении от береговой черты и были обнаружены береговыми постами противника. К этому следует добавить, что в районе конвоя противник сосредоточил более 30 истребителей ФБ-190 и Ме-109.

На удалении 10-12 км от конвоя торпедоносцы были атакованы вражескими истребителями.
Бой с противником вели только истребители непосредственного прикрытия. Противник, имея пятикратное превосходство в силе, сумел [57] поджечь два торпедоносца, но все наши самолеты сбросили торпеды по цели. Были потоплены транспорт (12 000 т) и два сторожевых корабля. На аэродром вернулся один наш торпедоносец, остальные были сбиты огнем зенитной артиллерии кораблей и истребителями.

Несмотря на высокую эффективность и самоотверженные действия экипажей торпедоносцев, удар нельзя считать удачным. Организация удара была неудовлетворительной. Задачи тактическим группам ставились раздельно. Между командирами тактических групп не было четкого взаимодействия. Фактически прикрытие торпедоносцев осуществляла только шестерка истребителей.

Аэродромы противника блокированы не были. Зенитная артиллерия кораблей не подавлялась. Многократная доразведка цели и полет тактических групп вблизи берегов противника привели к потере внезапности. Противник к моменту удара сосредоточил в районе конвоя большое число истребителей. В результате торпедоносцы понесли большие потери.

Лаврентьев Н.М.,
Демидов Р.С.,
Кучеренко Л.А.,
Храмов Ю.В.

***Из книги „Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне”.

НАВЕРХ.

Отечество, ВМФ, война, история, оружие, войска

Previous post Next post
Up