Астронавты „Аполлона-17” не смогли войти в лунный модуль - он был им по пояс

Apr 07, 2024 06:02



Два астронавта "Аполлона-17", согласно публикациям НАСА, провели на поверхности Луны целых 4 дня (из 12-ти дней полёта) . При этом они регулярно завтракали, обедали и ужинали, и, по-видимому, ходили в туалет, хотя никаких туалетов, как устройств, на их космическом корабле не было.

Кроме того, чтобы астронавты не голодали, будучи в скафандрах, в шлемах находился баллончик с питьевой водой, 900 мл (порт подачи воды был включен в конструкцию шлема), и съедобная палочка - для утоления жажды и голода во время выходов на поверхность Луны.

Но вот настала пора возвращаться на Землю, и астронавты, оставив работающей телекамеру на ровере, в 150 метрах от места посадки (так гласит легенда НАСА), заячьими прыжками направились к лунному модулю.

Но вначале они очень долго копошились около ровера, мы видели то часть рукава, то часть шлема, то иногда астронавта по пояс.

Вдали специально проглядывал "припаркованный" лунный модуль.



Астронавт у копошится около телекамеры

Направились они к лунному модулю по какой-то хитрой траектории. Вместо того, чтобы просто взять и пойти по прямой, они сделали большой крюк - ушли в сторону на сотню метров, за границу кадра, а потом вернулись назад, внезапно появившись откуда-то сбоку.


По замыслу НАСА, астронавты возвращаются в лунный модуль, но люк для входа не виден со стороны камеры, он с тыльной стороны, поэтому астронавты просто скрываются за платформой.

По заданию режиссёра, актёры в бутафорских скафандрах изображают, что направляются к лесенке взлётного модуля. Но на самом деле залезть в лунный модуль в принципе не возможно: он слишком маленький - им по пояс, это - макет. Он стоит близко к съёмочной камере, поэтому и кажется большим.

Дело в том, что для этого кадра НАСА использовало миниатюру, макет лунного модуля, который по размеру был примерно таким, как показали "разрушители мифов" в одной из серий - около 1 метра в ширину, вместо реальных 9,5 метров по опорам внизу.



А для получения эффекта большого космического корабля (модуля), кинематографисты использовали метод перспективного совмещения, это когда создаётся иллюзия, что объекты находятся в одной плоскости, хотя они по-разному удалены от камеры.

Этот метод известен очень давно, его начали применять в кино ещё 120 лет назад. Но он не устарел до сих пор. Многие владельцы сотовых телефонов и сейчас пользуются им, чтобы сделать фотоприколы.

Вот классический, набивший уже оскомину, пример. Здесь человек выглядит больше, чем многоэтажная башня.


А ниже человек выглядит лилипутом (серия "На пляже").



Есть совмещения макета с натурой, в которых при первом просмотре трудно ощутить подвох, обман. Вот два автомобиля, один из них опрокинулся. Всё выглядит очень реалистично, хотя на самом деле это миниатюры.



Или вот ещё пример из той же серии, "Обманчивые миниатюры фотографа Майкла Пола Смита".



Кадр состоит как бы из двух частей. На переднем плане - подмакетник - столик для установки моделей машин с отфактуренной под асфальт поверхностью, а на фоне - реальный пейзаж.

Лунный модуль для сцены "Аполлон-17 на Луне", был изготовлен в масштабе примерно 1:10, хотя не исключаю возможность, что он был немного крупнее. Обычно в подобных случаях американцы используют макеты в масштабе от 1:6 до 1:10.

Если макет уменьшен в 10 раз, то и расстояние до него будет меньше в 10 раз, т.е. вместо заявленных НАСА 150 метров, удаление макета от объектива составит примерно 15 метров. Именно поэтому актёр, изображающий астронавта, не может по прямой приблизиться к нему. Актёр может топтаться только около объектива телекамеры.

Если он наступит на подмакетник и пройдёт хотя бы 3-4 метра в глубину, то сразу раскроется обман. Поэтому супервизор специальных эффектов вместе с оператором говорят актёру, что он должен походить около объектива, а затем уйти в бок, из поля зрения камеры.

Вот как это происходит в отснятом материале. Вся сцена длится 40 минут, начинается с 170ч 01м 53с. Отсчёт времени ведётся с момента старта ракеты с мыса Канаверал. По земным меркам прошли уже как бы 7 суток экспедиции.

Сначала в течение 20 минут астронавты топчутся около объектива. Затем телекамера панорамирует вправо, на ровер, показывает его колесо. Эта панорама, как вы догадались, придумана для того, чтобы вывести из кадра макет лунного модуля. Мы ни в коем случае не должны видеть, по какой траектории астронавт приближается к лунному модулю. В этот момент, якобы, где-то за кадром от ровера удаляется астронавт № 1.

Камера продолжает панорамировать вправо, мы видим тень астронавта № 2, который уходит ещё правее, и за ним следует камера. Нам долго показывают сиденья ровера. За ними едва читается верхушка шлема астронавта №2.

Прошло 20 минут, время по таймеру: 170ч 20м 51с.



Посередине кадра вверху за сиденьями находится фигурка в шлеме.

Затем телекамера еле-еле начинает возвращаться назад, панорамирует влево, задерживается на несколько секунд на какой-то ямке, снова продолжает движение влево - и.. о, чудо! - астронавт №1 уже около модуля, примерно в 20-ти метрах справа.

Вот он в кадре - в виде маленького белого пятнышка. Расстояние до него от телекамеры (по легенде НАСА) - примерно 150 метров. Он идёт к модулю, подходит к нему сзади. Такое ощущение, что он идёт со стороны гор, а не от ровера.



Белое пятнышко астронавта № 1 приближается к лунному модулю откуда-то сбоку.

Пройти перед лунным модулем он не может, поскольку это макет. Макет находится в 15-ти метрах от камеры, а астронавт - примерно в 100 метрах. Они совмещены лишь перспективно. Поэтому астронавт №1 скрывается сзади и его больше не видно.

Теперь к лунному модулю нужно подвести астронавта № 2, но он также не может идти к роверу по прямой, это всего лишь 15 метров, и там

макет. Значит, нужно снова увести телекамеру от лунного модуля вправо и вернуть её назад, когда второй астронавт уже будет на удалении около 100 метров от камеры. (Почему я говорю про 100 метров, а не про 150, вы поймёте чуть ниже.)

Телекамера уже отвлекала первый раз наше внимание, показывая то колесо ровера, то спинку сиденья. Теперь она снова повторяет тот же самый трюк, ведёт панораму вправо, градусов так на 180.

Опять мы видим колесо ровера, опять спинку сиденья. Мы это всё в точности видели 6 минут назад. Время по таймеру уже: 170ч 26м 12с (правый снимок).



Два кадра с разницей в 6 минут.

Телекамера елозит по роверу ещё 2 минуты. Потом медленно, как и в первом случае, панорамирует назад, влево... и, о, чудо! - второй астронавт уже около лунного модуля, преодолевает последние 20 метров.



Вот как это выглядит на видео, пропускаю примерно 18 минут мельтешения около объектива, там остаются ещё 22 минуты до выключения камеры.

image Click to view



Вы, наверное, удивитесь описанному мною способу съёмки. Наверное, пока ещё не понятно, зачем нужен маленький макет, если актёр действительно находится очень далеко от камеры.

Ведь можно поставить рядом с ним полноразмерный муляж модуля и двигаться вокруг него. Разве что-то от этого изменится?
Объясняю. Если взять полноразмерный макет, установить его на расстоянии 150 метров от телекамеры, то горы, а они явно рисованные на заднике, следует отодвинуть метров на 200. Поскольку камера панорамирует примерно на 180 градусов по кругу, то получается полукруг радиусом примерно 200 метров, в диаметре около 400 метров.

Это примерно как арена в Лужниках. Размер футбольного поля в Лужниках стандартный, 105 х 68 метров, а от ворот до ворот - 100 метров. И такой павильон, размером со спортивную арену, нужно осветить одним источником света.



Скажу честно, не настолько глупы работники Голливуда, чтобы строить гигантские декорации, которые невозможно осветить. Павильон для съёмок эпизода "Аполлон-17 на Луне" был небольшой. И расстояние до гор было не 200 метров, а всего-навсего - около 20-ти.

Вот, например, как выглядят типичные нарисованные горы в фильме "Когда миры столкнутся" (США, 1951 г.). Действие происходит якобы на другой планете, куда летит звездолёт с Земли.



Горы нарисованы художником.

Или вот - "лунные" горы в фильме "Цель назначения - Луна" (США, 1951 г.), они тоже нарисованы на заднике.


Рабочие моменты съёмок фильма "Цель назначения - Луна".

А те мутные разводы, что показало НАСА в сериале "Аполлон-17" под видом лунных гор - просто какая-то насмешка, по технике выполнения какой-то детский рисунок. Может быть, 50 лет назад, глядя в маленький экран телевизора, кто-то мог принять эти нарисованные горы за лунный пейзаж, но сейчас это смотрится просто убого и неправдоподобно.

Как же всё-таки удалось в небольшом павильоне получить маленькую фигуру астронавта, как смогли удалить актёра от камеры на 100 метров? И как тогда астронавт оказался на фоне гор, перед ними, если до них было всего 20 метров?

Для этого я расскажу секрет, как снимался один кадр из фильма "Золотой ключик" 1939 года (режиссёр А.Птушко, оператор Н.Ренков). И вы тут же поймёте всю схему построения эпизода для сериала "Аполлона-17".

В конце фильма, открыв золотым ключиком потайную дверцу, папа Карло, Буратино, Мальвина, Пьеро и пёс Артемон спускаются по лестнице. Причём видно, что кукольных персонажей играют актёры (а не куклы), но они в 4 раза ниже ростом, чем папа Карло.


Здесь вы видите перспективное совмещение. Хотя кадр длится всего 5 секунд, на его съёмку было потрачено много времени. Были изготовлены не одна лестница, а две: вторая, в глубине, была в 4 раза больше по размеру.

Кадр снимался широкоугольным объективом с фокусным расстоянием 28 мм. Две лестницы перспективно совмещались. По ближней лестнице шёл папа Карло, а по дальней - загримированные актёры в костюмах и масках кукол.


Рабочий момент съёмки прохода по лестнице в фильме "Золотой ключик".

Верхняя часть стены находилась рядом с папой Карло, он мог даже дотронуться до неё, но в этой стене была сделана широкая прорезь, сквозь которую был виден дальний объект - вторая лестница и актёры-куклы.

Дальняя стена и ближняя подгонялись по фактуре с учётом масштаба, т.е. детали рисунка на дальней стене были крупнее в 4 раза. Вот так выглядит схема перспективного совмещения в художественном кино.

В опубликованной ранее статье под номером 71 мы рассказывали, о другом кадре из фильма "Золотой ключик" - как был снят пролёт корабля.

Вот корабль медленно проплывает над толпой бегущих людей мимо деревьев.



Корабль пролетает дальше и зависает над площадью. Из корабля по верёвочной лестнице спускаются несколько человек во главе с капитаном.




Мы видим, что этот корабль - просто гигантская махина.


Фрагмент кинокадра.

Но на самом деле - это макет длиной около двух метров, просто он находится близко к камере, а люди, спускающиеся по лестнице - находятся далеко.

Вот этот фрагмент из фильма (посмотрите пару минут):

image Click to view


(Дублирующая ссылка: фрагмент из фильма "Золотой ключик".)

А теперь о том, как это снималось: в макете корабля был сделан вырез, а вдали на площадке находилась кабина, из которой выходили люди. Перспективно она совмещалась с вырезом.


Схема съёмки кадра.

Конечно, художники постарались, чтобы реальная кабина по фактуре ничем не отличалась от макета. И это им удалось.

Кроме спускающихся по лестнице членов экипажа вы можете увидеть двух машущих руками людей, которые якобы стоят чуть выше, у бортика корабля.


Сзади за ними закрепили кусок полотна, якобы это часть паруса.

Нетрудно догадаться, что фонтан в виде каменной колонны на переднем плане - это бутафория. Но понадобился он для того, чтобы скрыть ферму (партикабль), на которой стояли актеры вдали.

Летящий и повисший в воздухе корабль - это макет, но есть элемент, который в макете заменён реальным полноразмерным объектом - люк выхода и верёвочная лестница. В макете была сделана прорезь. И через эту прорезь просматривался удалённый объект.



Поэтому если вы меня спросите: как был снят эпизод из сериала "Аполлон-17", где американцы путешествуют по "Луне"? - То я отвечу: "Элементарно просто".

В небольшом павильоне была изготовлена декорация типа диорамы - изогнутая полукругом лента, радиусом примерно 20 метров. На ней художник нарисовал некое подобие лунных гор.

Сейчас это выглядело бы примерно вот так:


Солнечный свет на "лунных" горах и теневые участки были нарисованы художником, поэтому задник нужно было просто равномерно осветить, большим количеством мелких приборов.

На расстоянии примерно 15-ти метров от камеры был установлен макет лунного модуля в масштабе 1:10. Подмакетник был зафактурен под лунную поверхность. И он был освещён дуговым прожектором, якобы солнцем.

А непосредственно рядом с камерой стоял ровер в натуральную величину, и около него тусовались актёры-астронавты.

В том месте, где около лунного модуля должен был появиться астронавт, в заднике делалась небольшая узкая прорезь. И сквозь эту прорезь был виден актёр, находящийся на удалении около 100 метров.

Нужно ли для этих целей 100-метровый павильон? Конечно, нет. И вот почему.

Для входа актёров в павильон с одной стороны имеется обычная дверь, а вот с противоположной стороны павильона - гигантские ворота для грузового транспорта. Ведь в павильон нужно ввозить части декораций, строительные материалы, иногда очень большого размера и высоты.

Так вот, для съёмок эти ворота просто открываются, и за воротами, на удалении 100 метров (от камеры) делается достройка - навес на 20-30 метров по ширине.

В этом участке будет двигаться астронавт, якобы у лунного модуля. С такого расстояния он будет выглядеть очень маленьким. Осталось только подфактурить этот участок, чтобы он не отличался от "лунной поверхности" в павильоне, и провести несколько репетиций.

А поскольку это навес, осветить его можно точно так же, как и в павильоне, с таким же направлением света.

Вот так примерно выглядела схема съёмки обсуждаемого эпизода:




Таким образом, для съёмки 40-минутного эпизода, как астронавты перемещаются от ровера до лунного модуля, НАСА воспользовалось технологиями перспективного совмещения, хорошо отработанными на киностудиях в 30-40-е годы ХХ века.

Это нарисованный по кругу фон и маленький макет вместо полноразмерного лунного модуля, перспективно совмещённый с удалённым на 100 метров актёром.

А дальше - несколько репетиций, для камеры и для актёров, съёмка дублей и выбор наилучшего результата.

Можно ли было использовать полноразмерный макет? В этом этом эпизоде нельзя, потому что именно этот лунный модуль именно с этого ракурса должен в кадре взлететь. А сделать взлёт можно только на макете.

А вот в другом эпизоде, в другом месте, с другой точки съёмки полноразмерный муляж был использован. Например там, где время по таймеру 164 часа.


Но потом астронавты как бы сели вдвоём в ровер и отъехали на финальную точку съёмки.


И вот с этой финальной точки производится съёмка 40-минутного репортажа (который мы обсуждали в этой статье), а затем ещё и 30-минутного репортажа со взлётом лунного модуля в конце.

Л. Коновалов

***Источник.

НАВЕРХ.

Коновалов, Луна, американцы, НАСА, фальсификация, США, ложь

Previous post Next post
Up