Две значительные археологические культуры Европы шнуровой керамики (R1a) и колоколовидных кубков (ККК) (R1b) в определенный момент времени не могли не вступить в некоторое соперничество
. Такая необходимость в неолите могла быть обусловлена обязательной дилеммой «свой-чужой», что вытекало как из разности самих культур, так и миграциями (внедрениями) одних на территорию других.
Шнуровики отмечаются историками временем в 5,4 тысячи лет назад, носители же ККК раннего бронзового века Европы, появляются на границе территорий шнуровиков, видимо, только через тысячу лет.
ККК распространяется в Центральной Европе (на Дунае) с заходом и в Польшу примерно с 2400 г. до н.э., когда культура шнуровой керамики уже тысячелетие занимала Центральную, Северную и Восточную Европу.
С этого момента и можно вести речь об их параллельном и не всегда мирном, а, скорее наоборот, существовании. Первое же знакомство Европы с носителями ККК состоялось только 4800 лет назад на Пиренейском полуострове (Португалия).
Если у предшествующего неолитического населения Западной Европы погребения были коллективными, в которых отсутствовало оружие, то погребения ККК являлись индивидуальными с оружием, в виде треугольного медного кинжала с широким черенком либо с луком.
Там же находили украшения в виде золотого полумесяца.
Несколько удивительным являются отнесение индивидуальных погребений в скорченном положении на боку к погребениям ККК (Википедия), поскольку такое положение костяков характерно было только для шнуровиков. Впрочем, вопрос здесь может стоять только в хронологии таких погребений.
Скорее всего, это были более ранние захоронения шнуровиков, археологи же точный возраст их определить были не в состоянии.
Да и способ трупоположения в захоронениях не привлекал большого их внимания, поскольку им не ведомо было до открытия ДНК-генеалогии, что на боку (на правом мужчин, а на левом женщин) захоранивали своих умерших арии.
По поводу А. Клёсов пишет:
«Полагаю, что приоритетной гипотезой в этом отношении должна быть та, что древние племена (и древние гаплогруппы) не смешивались друг с другом, за тем исключением, что специально, обоснованно и перекрестно доказано.
А вот захоронения носителей разных гаплогрупп, конечно, могли пересекаться, особенно когда они относятся к разным временам [выделено мной - Б.Н.].
И необходимо с большой осторожностью относиться к приравниванию людей древних племен и их захоронений на той же территории.
Но никто из археологов и попгенетиков, по моим наблюдениям и заключениям, не пытается проверять и отводить или подтверждать такие «смешанные» варианты. Просто фиксируется, что в такой-то культуре нашли разные гаплогруппы, значит, жили вместе»[1].
ККК названа так по керамике - кубках в виде перевернутого колокола с горизонтальными рядами гребенчатого или шнурового орнамента. В Бретани (Франция) и в Южной Португалии кубки различались по разделенным на них полосам - так называемого морского стиля.
Ничего удивительного нет в том, что население занималось скотоводством и охотой. Обнаруженные кое-где признаки земледелия, могут быть связаны с предшествующей хозяйственной деятельности, обитавших здесь до ККК, людей.
Также указывается на производство металла из испанских и из чешских руд.
Что касается происхождения ккк, то ученые изначально определяли ее носителей, как народ-мигрант, распространяющий медное оружие.
Впрочем, из 86 погребенных в могилах ККК Баварии, например, четверть как минимум происходила из других местностей. Французские археологи, например, полагают, что имело место проникновение небольших групп воинов и металлургов с окультуриванием местного неолитического населения.
Идея распространении ККК с Пиренейского полуострова считалась приоритетной. Сегодня же есть другие варианты. Это и Северная Африка, например.
В ККК, кстати, нашли прототипы кубков и некоторое сходство с керамикой Марокко. Также в этом ряду стоит и Средиземноморье.
И наконец, как пишут (Википедия), «ККК связана с Y-гаплогруппой R1b-M269 с пиком ее частоты в области басков».
А. Клесов отмечает, что
«древнейшие материальные признаки культуры колоколовидных кубков (ККК) найдены в Португалии, с датировкой 4800 лет назад. Эту же датировку времени жизни общего предка имеют современные носители гаплогруппы R1b на Пиренеях, в частности, баски».
Надо ли объяснять, почему столько внимания уделяется истории появления древних предков подавляющего мужского населения Западной Европы? Потому и уделяется, что их подавляющее количество.
Только вот этим потомкам хотелось бы, чтобы это прошлое было славным, а предки достойными цивилизаторами темной Европы.
Всё в этом плане складывалось хорошо, до тех пор пока они считали себя потомками носителей ямной кульутры, ошибочно принятой за носителей индоевропейского языка в Европе.
А иначе как? Ведь ямники и были носителями R1b? Но ямники ни в Европу не шли, ни не были и носителями ИЕ языка.
И вся коллизия в рассмотрении происхождения людей из ККК связана с трудностью понимания разницы между ямниками и носителями ККК, если и те и другие эрбины - гаплогруппы R1b. Но всё дело в их разных нижестоящих субкладах.
«…миграции надо рассматривать непременно на уровне нижестоящих снипов, которые расходятся на ветви. В итоге одна ветвь уходит в ямную культуру, другая другим путем уходит на Пиренеи [выделено мной - Б.Н.].
Первая ветвь R1b-M269-L23-Z2103.
Вторая ветвь (тоже в сокращенном изложении) R1b-M269-L23-L151-(P312+U106)
Первая ветвь привела к ямникам, вторая привела к ККК. Эти ветви разошлись около 6 000 лет назад, поэтому у них было достаточно времени уйти и в ямную культуру в приволжских степях, и на Пиренеи на юго-западе Европы, примерно в одно и то же время»[2].
Я в своих статьях не раз отмечал, ссылаясь на информацию из ранней статьи А. Клёсова (10 лет назад) на сайте «Переформат.ру», что эрбины проделали свой путь до Пиреней по северному побережью Африки до Атлантики и через Гибралтар до Пиренеев.
И второй вариант - миграции эрбинов по островам Средиземного моря с востока на запад до Пиренеев. В исторической литературе встречались, между тем, версии о движении эрбинов на Пиренеи с севера. Что, впрочем, без доказательств.
В последнее время А. Клёсов отмечает, что его ранняя концепции несколько уязвима в силу отсутствия экспериментальных данных на ее счет:
«Эрбины гаплогруппы M269-L23-L51-L151 прибыли на Пиренейский полуостров около 5000 лет назад, вскоре, 4800 лет назад образовали там «параллельные» снипы P312 и U106, которые составили культуру колоколовидных кубков (ККК), и двинулись заселять континентальную Европу.
Эта концепция поддерживается тем, что самые ранние материальные признаки ККК обнаружены в Португалии, то есть именно на Пиренеях, с датировкой 4800 лет назад.
Слабым местом этой концепции является то, что путь эрбинов этой гаплогруппы на Пиренеи пока экспериментально не показан…»[3].
Тем не менее, хронология появления эрбинов на Пиренеях все-таки наиболее убедительно подтверждает его концепцию.
«Альтернативным маршрутом для ККК среди историков, помимо направления с Пиренеев в континентальную Европу, является противоположное направление, с севера Европы до Пиренеев.
Хотя оно тоже не доказано, и не согласуется с находками ККК в Португалии с датировкой 4800 лет назад.
Я придерживаюсь первого варианта, хотя, повторяю, ему не хватает доказательства маршрута с Пиренеев в континентальную Европу»[4].
В цитируемой здесь статье А. Клёсов крайне доказательно показывает, что образцы эрбинов с гаплогруппой R1b-L51, найденные на Пиренеях древнее, чем образцы с гаплогруппой R1b-L51, найденные северно-восточнее, в частности, в Богемии (Чехия).
И представляет весьма убедительную информацию на этот счет:
«Серия образцов в Богемии опубликована в статьях Papac (Sci. Adv. 2021) и Olalde (Nature, 2018), среди них действительно были несколько образцов R1b-L51, и самый древний имел датировку 2800-1800 лет до н.э.
Заметим, не 29-28 вв, а 28-18 вв до н.э. Есть разница? Этот образец идет в сводке древних ДНК с усредненной датировкой 2300 лет до н.э., и для него приведена длинная цепочка снипов после L51:
R1b-M269>L23>L51>P310>L151>U106>Z2265>BY30097>Z381>Z156>Z306>Z307>Z304>FGC29253>DF98>S1911>S1894,
то есть ясно, что это довольно недавний образец, и крайняя датировка (2800 лет до н.э.) сильно завышена».
Выше отмечался пик гаплогруппы эрбинов R1b у басков. Замечателен этот осколок «народа кубков» и своим, очевидно, не индоевропейским языком.
Хотя известно, что все современные потомки эрбинов Западной Европы говорят на ИЕ языках. Впрочем, сохранность языка басков вызвана их изолированностью в горах обитания.
Остальные же эрбины испытали на себе влияние ИЕ языка кельтов. И именно кельты (кельто-славяне) гаплогруппы R1a несли индоевропейские языки в среду «эрбинов». Об этом не раз говорила ДНК-генеалогия.
По ее данным, индоевропейские языки появились у носителей гаплогруппы R1b во времена кельтов, 3000-2500 лет назад. Потому сейчас большинство носителей гаплогруппы R1b в Европе говорит на ИЕ языках.
[1] Вестник Академии ДНК-генеалогии . 17.2.2024, С. 234
[2] Там же. C. 227
[3] Там же. С.228
[4] Там же.
Б. Новицкий
***
Источник.
НАВЕРХ.