На Русском севере истоки Индоарики (Indoarica) Восточно-Европейской равнины

Feb 05, 2024 07:04



В Удмуртии и Коми текут две разные реки с одни именем - Яга . Имя древнейшего божества наших предков из русских сказок - нам знакомое.


Кто назвал так эти реки и когда - никто не знает. Живущие ныне на этих территориях коми и удмурты - некогда единая этнолингвистическая древнепермская общность, разделившаяся в середине 1 тысячелетия нашей эры в Среднем Прикамье.

Все они в составе древних зауральских племен гаплогруппы N пришли на нынешние земли Восточной Европы, когда там уже обитали предки славян.

Предположительно, они входили в ананьинскую археологическую культуру с IX по III вв. до н. э.

Относительно же названий Яга ни в финском, ни в венгерском они перевода не имеют, а вот в эстонском Яга - означает разделять, делить. Хотя трудно предполагать, что новые пришельцы могли на чужой территории начинать переименовывать реки и озера.

Особенно, если те имели, возможно, какой-то древний сакральный смысл для живущего прежде здесь доуральского населения.

Так же и название Яга имело смысл и, предположительно, вело свое происхождение от праиндоевропейского населения Восточной Европы. Так, на санскрите Яга /yāga/ означает - «жертва, пожертвование».


И такое толкование ближе всего к древнерусскому пониманию функции легендарной и сказочной русской «Бабы Яги», попавшей в руки которой путник, обязательно становился ее жертвой. Впрочем, о сути и роли Бабы Яги смотрите в моей давней статье.


К слову, не может не вызвать интерес название рек Юга и озера Юга под Москвой. Если бы это были единичные названия, то их можно было бы посчитать случайными.

Но мы видим также две реки Юга в Карелии, по одно реке в Вологодской, Ленинградской, Ярославской областях. И там же в Вологодской области еще и озеро Югозеро.

Название же Юга в санскрите - многозначительно и может иметь значения: /yuga/ - поколение, род, долгий период времени.

Сказанное выше и преамбула, и дополнение ко всем многочисленным статьям на моем канале относительно древнеарийской гидронимии на Русском Севере. А теперь о языке, который стал предтечей языка наших предков русов.

Самыми, бесспорно, древними в языке являются термины семейного родства. По ним можно судить как о близости языка к начальному состоянию, так и о его чистоте.

К тому же, древнейшие термины семейного родства на санскрите, например, на 99 процентов фонетически совпадают с русскими.

/devar/ - деверь

/śvaśura/ свекровь», «свекор»,

/snuṣā/ /snuSA/ f. невестка ; золовка

/mātula/ брат матери, дядя.

/pitṛvya/ /pitRvya/ m. дядя (со стороны отца)

/pūrva-ja/ - дед, предок

/pitā-mahī/ - бабушка

bhrātar - Брат

/svasar/ - Сестра.

/sūnu/ - Сын

/tata/, /pitar/ - Папа, отец

/nanā/, mātar/ - Мама, мать

Вот такое удивительное «совпадение», которое вовсе совпадением не является, и его не скрыть. Впрочем, оно позволяет некоторым посчитать санскрит - предком русского языка.

Но история санскрита сегодня известна. А факт того, что он образовался на основе языка ариев только после их прибытия в Индию 3500 лет назад, не позволяет сделать первичным в цепочке русский - санскрит именно последний.

Тем более, что мир узнал ближе о санскрите, видимо, только после его письменной фиксации в грамматике, составленной за 600 лет до н.э. древнеиндийским лингвистом Панини уже на индийской почве.

Тогда, как объяснить такое единство казалось бы далеких языков? Не индусы же принесли арийский язык на Русскую равнину? Тогда, как он там оказался?

Тем более, что именно следы какого-то древнеарийского языка оставлены повсеместно в названиях рек и озер на всей Русской равнине.

И они свидетельствуют, что задолго до появления ариев в Индии этот древний язык присутствовал в гидронимах Восточной Европы, а значит, его носители могли обитать там же.

Еще в 1982 году О. Трубачев, отмечал, что «древняя история праславянского [языка] может измеряться масштабами II и III тыс. до н. э.», а также «мы в принципе затрудняемся даже условно датировать "появление" или "выделение" праславянского или праславянских диалектов из индоевропейского именно ввиду собственных непрерывных индоевропейских истоков славянского» [1].

Под "праславянским" здесь точнее будет понимать язык той группы древнеарийских диалектов Восточной Европы, в которой формировался язык предков русов.

Здесь, для определенности следует сказать, что у лингвистической славянской общности были предки, которых ученые и зовут - то протославянами, то праславянами. Но эти предки тогда еще не знали, что их некоторых потомков назовут славянами.

Так что терминология «славяне» поздняя, и их появление определяют временем с 5-6 веков новой эры.

Тогда если не «славяне» обитали 5 тысяч лет назад на Русской равнине от южных до северных ее пределов, а какие-то их предки, то, кто?

Так, вся древняя традиционно «до индоевропейская» гидронимия Восточной Европы принадлежала ее авторам и хозяевам насельникам единой еще не разделенной древнеарийской общности.

Из состава этой общности примерно 5 тысяч лет назад и выделились предки ариев, покинувших через некоторое время Русскую равнину и предки предков русов, оставшихся на родных для них просторах будущей Руси.

Поэтому отмечаемое значительное сходство по базисной лексики русского языка и древнеиндийского и остается важным свидетельством былого лингвистического их единства.

Так, классиком компаративистики Антуаном Мейе дал определение, по которому

«два языка называются родственными, когда они оба являются результатом двух различных эволюций одного и того же языка, бывшего в употреблении раньше» [Мейе, 1907/1938, 50].

Это определение как никакое другое подходит к «бывшему в употреблении раньше» языку, существовавшей на Русской равнине древнеарийской общности. Еще больше здесь можно вести речь о дальнейшей судьбе языков, которые разойдясь, стали результатом «двух различных эволюций одного и того же языка».

Вот так разошлись некогда единые носители одного предкового языка, чтобы в результате его эволюции даже через 5 тысяч лет назад еще можно было четко увидеть близость базисной лексики современного русского и древнеиндийского языка.

В книге лингвистов С.А. Бурлак и С.А. Старостина «Сравнительно-историческое языкознание» определяется понятие «базисной лексики», где она противопоставляется «культурной», часто «заимствуемой из языка в язык». Цитирую:

«Базисная лексика определяется как противопоставленная «культурной», часто заимствуемой из языка в язык.

К базисной лексике обычно относят слова, по возможности не зависящие от конкретной культуры и исторической эпохи и присутствующие в любом языке: основные термины родства, названия самых элементарных и универсальных явлений природы и природных объектов (‘солнце’, ‘луна’, ‘ночь’, ‘вода’, ‘камень’, ‘земля’…), названия частей тела, числительные (по крайней мере, самые первые), простые действия и признаки (‘знать’, ‘видеть’, ‘умирать’, ‘сидеть’, ‘стоять’, ‘белый’, ‘черный’, ‘далеко’…).

Однако с отнесением каждого конкретного значения в каждом конкретном языке к базисной или небазисной лексике могут возникать разнообразные семантические и культурологические проблемы/

Строгое определение базисной лексики дать невозможно - вероятность обнаружить заимствование среди базисных слов намного ниже, чем вероятность найти его в области культурной лексики» [2].

Вот еще некоторые соответствия в базисной лексике двух языков. Притом наиболее точное соответсвие языков показывают как правило стословники по Сводушу, и самое большее двухсотсловники.

Такую работу лингвисты уже давно провели. Ниже еще ряд родственных слов.

/sūr/, /sūra/, /sūrya/, /svar/ - солнце

/heli/ - солнце, гелиос (греков)

/aruṇa/ - солнце

/mās/ - месяц, луна

/hima-kara/ - луна, месяц (вызывающий холод)

/nak/, /nakta/ - ночь

/vār/, /vāri/ - вода

/hima/ - зима

Первой территорией, которая обнаружила явное раннее арийское присутствие, стал юг Восточно-Европейской равнины.

На этот счет всем известна стала известная работа О.Н. Трубачева «Indoarica в Северном Причерноморье».

Серьезная работа, серьезного ученого позволила обратить внимание на топонимические следы присутствия индоариев в южной части тогда Советского Союза, где были выявлены им топонимы синд, синдика. Также он поднял вопрос в лингвистке об индоарийском субстрате вплоть до Кавказа.

У большинства критиков Трубачева достаточно претензий к его отдельным выводам. Также, некоторые ему ставили в укор его доброжелательное отношение к славянству.

Так, некий Шнирельман пенял Трубачеву за то, что в ряде его трудов присутствовал идеологический подтекст, из-за стремления показать «подлинное величие» древних славян, «то, что будит в каждом из нас не один только научный интерес, но и даёт священное право русскому, славянину любить русское, славянское…».

Также, согласно Шнирельману, Трубачев разделял идею борьбы с теми западными концепциями, которые принижали культурный уровень древних славян.

Но речь не о том. Он лишь показал необходимость учитывать вклад индоариев в топонимику и ономастику Северного Причерноморья, и о возможном их пребывании там в античный период.

Впрочем, даже само пристальное внимание к этому вопросу со стороны ученого, не могло не вызвать шквала критики, припоминалось ему и борьба с западными концепциями, которые принижали культурный уровень древних славян.

Но тут возникает и тема арийских гидронимов всего севера-запада России, на которую обратила внимание индолог Н. Гусева [3], а также С. Жарникова и другие. И всё вдруг стало указывать на то, что древние арии и там достаточно заметно отметились.

Этот необъясненный эффект арийского присутствия там, где никто в Европе его не ждал, мог оказаться замотанным нашими отечественными учеными мужами с присущим им умением.

Не обошлось здесь без притягивания на нос финского субстрата, что оказалось полной туфтой. В ходу было и мнение об доиндоевропейском субстрате Русского севера.

Впрочем, исследовательницы на примерах из санскрита достаточно наглядно показали, древнеарийскую этимологию многих северных областей России гидронимов. Даже если - это просто лишь вкрапления в топонимику северной части России, то они значительны и многие из них однозначно относятся к древнеарийской лексике.

Но все эти размышления видных и не самых видных исследований требуют весомого подтверждения. И такое подтверждение пришло оттуда, откуда историки его подавно не ждали. Из области физической химии, занимающейся проблемами кинетики химических реакций. Что вылилось в новую науку - молекулярную историю или ДНК-генеалогию.

Вот слова на этот счет А. А. Клесова из одного его интервью в 2020 году:

«Итак, мы подошли к более правильному определению ДНК-генеалогии. Это - наука, основанная на применении методов и подходов химической кинетики к анализу картин мутаций в ДНК, и применении получаемых данных к истории, археологии, лингвистике, антропологии, этнографии и сопряженным дисциплинам»….

И еще из того же интерьвю:

«Иначе говоря, ДНК-генеалогия занимается генеалогиями племен, народов и конкретных людей, привнеся в эту науку хронологию, временные показатели. А это уже история.

И языкознание, поскольку древние миграции несли и древние же языки, и рассматривая картину мутаций в ДНК в разных концах планеты вдруг начинаешь понимать, почему и языки там порой похожи….»

Надо ли говорить, что при одном упоминании этой терминологии серьезных историков-гуманитариев брала оторопь.

Тем не менее, расчетный аппарат ДНК-генеалогии позволил показать то, что совпадало с предположениями некоторых ученых об обитании наших предков на Русской равнине уже 5 тысяч лет назад.

По ее данным 6 тысяч лет назад примерное время появления гаплогруппы (рода) предков русов и ариев, означенную маркером R1a-Z645 (культура шнуровой керамики). Из нее через тысячу лет выделились субклады (ветви) ариев (Z93) и предков будущих русских (русов) (Z280, M458), обосновавшиеся в центре Русской равнины.

ДНК-генеалогия показала, что это носители R1a-Z93 оказались теми ариями, которые 4000 лет назад пришли в Аркаим, а затем далее на восток и 3500 лет назад на юг в Индию.

Логично также, что гаплогруппа Z280 стала гаплогруппой будущих русов, в чем не позволяет сомневаться присутствие субкладов Z280 и M458 в наших современниках.

Не менее 50% их в составе мужского населения современной России, Белоруссии и на территории южной части Русской равнины.

Также часть ариев R1a-Z93-Z2103 переместились на территорию андроновской культуры. Но в VIII в. до н. э. - IV в. н. э. (скифское время) потомки поздних ариев - скифы с Алтая пошли на запад.

Их походы по Северному Причерноморью и Кавказу оставили там следы арийского языка скифов, который ученые называли «иранскими». Но это было уже позднее явление миру потомков ариев….

[1] Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики (i). Вопросы языкознания. - М., 1982, № 4. - С. 10-26.

[2] С.А. Бурлак и С.А. Старостина «Сравнительно-историческое языкознание» - М., 2004.

[3] Н. Гусева. Русский север.

Б. Новицкий

***Источник.

НАВЕРХ.

санскрит, история, ДНК, славяне, культура, Север, русский, Русь, Новицкий, археология, Финляндия, язык, гаплотип, Кавказ, Индия, арии

Previous post Next post
Up