Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были»

Jan 15, 2024 07:03


«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951) . Картина Михаила Ивановича Хмелько


370 лет Переяславской раде. Воссоединение Малой Руси с Великой Россией. Народ незаконно отторгнутой Русской украйны присягает государю Алексею Михайловичу и принимает решение о воссоединении.

Древняя, былинная Русь воссоединилась. С 1991 года Русскую землю и русский народ снова незаконно разделили. Придёт время и будет новая Переяславская рада! Русь будет единой!
Великое посольство

Истощённая тяжёлой и кровопролитной борьбой с Речью Посполитой, неурожаями и эпидемиями Малая Русь (Гетманщина, Русская украйна, Войско Запорожское) запрашивала помощи у братской России.

Гетман Богдан Хмельницкий неоднократно просил принять Войско Запорожское под руку русского царя. Москва, опасаясь могущества Польши и из-за внутренних проблем, не спешила, выжидала.

Однако после нескольких лет жестокой борьбы стало очевидно, что настал благоприятный момент для вступления в борьбу за западную часть Руси.

Просьба Войска Запорожского о российском подданстве рассматривалась на Земском Соборе (Как было принято историческое решение о воссоединении Русской земли), состоявшемся в Москве 1 (11) октября 1653 года. В итоге на Земском Соборе было решено:

«гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять под свою государеву высокую руку…»
Свершилась вековая мечта малороссийской части русского народа о воссоединении с Россией. Восстание Хмеля против польских панов в итоге привело к Русской освободительной войне и вынудило Москву отказаться от осторожной политики и вступить в борьбу с Речью Посполитой за единство Русской земли.

9 октября 1653 года великие и полномочные послы Василий Бутурлин, Иван Алферьев и Ларион Лопухин выехали из Москвы. Их сопровождала большая свита, включая голову московских стрельцов Артамона Матвеева со стрельцами. С ними отбыл и посланник Богдана Хмельницкого Лаврин Капуста.

15 октября посольство было в Калуге, 27 октября - в Севске, 1 ноября - в Путивле. 3 декабря в Путивль приехал полковник кальницкий Иван Федоренко. Он передал боярину Бутурлину письмо гетмана, в котором тот выражал радость по поводу решения Земского Собора и приезда послов.

Хмель просил послов, пока он не вернётся в Чигирин, ожидать его в Переяславе. В Чигирин (ставка гетмана) решили не идти, так как «город малый и траву саранча поела, а где саранча и не поела, и тут от засухи хлеб не родился, и хлебом и кормом в тех местах скудно».

Переяслав тогда был вторым большим экономическим и административным центром Малой России после Киева, старым казацким полковым центром на Левобережье Днепра. Иван Федоренко должен был проводить государевых послов в этот город.

Хмель в это время находился около Каменец-Подольского и держал в осаде армию польского короля, который окопался под Жванцем. Польское войско было отрезано от баз, жило впроголодь, несло большие потери от нападений казаков. Польской армии грозила катастрофа.

Но крымский хан, как и под Зборовом, предал гетмана. Узнав о решении Москвы, Ислам-Гирей поспешил договориться с Яном-Казимиром (Как Ислам-Гирей не дал Хмельницкому уничтожить польскую армию под Жванцем).

5 декабря 1653 года был заключен Жванецкий договор. Король уплачивал крымцам большую контрибуцию и разрешил татарам брать ясырь на Волыни с казаков и русинов (так называли русских в Малой России).

Стремясь удержать Хмеля от заключения союза с Русским царством, Ислам предложил ему заключить мир с Польшей на условиях Зборовского договора. Король вынужденно шёл на уступки. За это казаки должны были принять участие в войне с Россией.

Хмельницкий отказался. Собрав раду полковников, он обсудил с ними сложившееся положение. Было решено возвращаться домой. Хмель у Межигора разгромил большой крымско-татарский отряд, который возвращался с большой добычей и полоном, после опустошения Литовской Руси.



Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. Черкассы, 1648, 8 июня. РГАДА
Переяслав

24 декабря 1653 года Хмельницкий вернулся в Чигирин. Он пишет письмо русским послам с просьбой поспешить в Переяслав для переговоров. 26 декабря гетман отправляет нарочного вместе с низовым Запорожским Войском с благодарственным письмом на Сечь и просьбой дать немедленный ответ по делу о воссоединении.

В тот же день Богдан принял русских послов Родиона Стрешнева и Мартемьяна Бредихина, которые прибыли ещё в октябре. Переговоры вели Хмельницкий и войсковой писарь Иван Выговский. Обсуждались вопросы, которые касались воссоединения и войны с Польшей.

Московское посольство торжественно прибывает в Переяслав. Его встречает переяславский войсковой полковник Павел Тетеря «с знаменами, и с трубами, и с литаврами». Послов встречают горожане, казаки и духовенство «со кресты, и с образы, и с хоругвями, и со святою водою».

Переяславский протопоп Григорий в приветственном слове выразил от имени всех удовлетворение по поводу воссоединения «воедино Малой и Великой России». В Успенской соборной церкви состоялся молебен.

Гетман Хмельницкий приехал в Переяслав 6 января 1654 года. С ним прибыли казацкие старшины и полковники, представители киевских мещан (горожан), по 5-10 казаков от каждого полка. Гетман провёл встречу с государевыми послами, обговаривая условия воссоединения.

Утром 8 (18) января 1654 года прошла Рада старшин. Она одобрила воссоединение. Также было решено созвать общевойсковую, народную Раду. В этот же день прибыл гонец из Запорожской Сечи. Запорожцы одобрили переход народа малороссийского, живущего по обе стороны Днепра, под руку российского государя.



Переяславская рада. 1654 год. Картина Алексея Кившенко. 1880 г.
Историческое решение

Днем на Переяславской площади собралась общенародная Рада. Перед народом выступил гетман Богдан Хмельницкий:

«Панове Полковники, Ясаулы, Сотники и все войско Запорожское, и вси православнии Християне! ведомо то вам всем, как нас Бог свободил из рук врагов, гонящих церковь Божию и озлобляющих все Христианство нашего православия Восточного, что уже шесть лет живем без Государя в нашей земли в безпрестанных бранях и кровопролитиях с гонители н враги нашими, хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей, что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити боле без Царя;

для того ныне сбрали есмя Раду, явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали Государя из четырех, которого вы хощете; первый Царь есть Турский, который многажды чрез послов своих призывал нас под свою область; вторый Хан Крымский;

третий Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим; тут которого хотите избирайте.

Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя!

Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали.

А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа.

Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое своё Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем;

а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.

Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно;

потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! утверди, Боже! укрепи, чтоб есми во веки все едино были».
Так было провозглашено воссоединение Малой и Великой России. Свершилась великая цель, к которой стремились части единого народа.

Сразу после Рады Хмельницкий с войсковой старшиной прибыл на съезжий двор к боярину Бутурлину. Воевода передал им царскую грамоту, подтверждавшую согласие русского правительства на воссоединение Русских земель и произнёс речь об истории взаимоотношений Войска Запорожского с Русским государством.

Затем все отправились в Успенскую соборную церковь для принесения присяги. Для приведения малороссийского народа к присяге прибыли представители русского духовенства - архимандрит казанского Преображенского монастыря Прохор и протопоп Адриан со священниками и дьяконами.

Первыми присягнули гетман, войсковой писарь, обозный и войсковые судьи, есаулы и полковники. Имена всех их вносили в особую «чиновную» книгу, «каковая от государя прислана».

После присяги Богдану Хмельницкому в присутствии старшин, казаков и мещан были переданы новое знамя Войска Запорожского, булава, как знак гетманского достоинства, «ферезея» и шапка. Старшине передали царские подарки. На следующий день были приведены к присяге участники народной Рады, жители города.

Хмельницкий ещё несколько дней пробыл в городе, встречался с послами, обсуждая важные дела. Он передал письмо царю Алексею Михайловичу и 13 (23) января выехал в Чигирин. На следующий день отбыли и государевы послы.

Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)», к титулу государя добавлено «Киевский» и возвращено «Черниговский».

Хмельницкий спешно готовит Войско к новому этапу борьбы с Речью Посполитой. Одновременно гетман со старшиной вырабатывают условия воссоединения. Они вошли в историю как «мартовские статьи» или «статьи Богдана Хмельницкого».

В соответствии с соглашением на Малую Русь начали прибывать государевы войска. Так, в Киев были посланы воеводами боярин и наместник ростовский князь Фёдор Куракин, боярин и наместник галицкий князь Фёдор Волконский. С ними прибыл дьяк Посольского приказа Андрей Немиров.

Их сопровождал отряд полковника Юрия Голицына - 2 тыс. солдат, 500 стрельцов, 100 детей боярских и 5 пушкарей. Такие отряды направлялись и в другие города.

Государев полк вошёл в Киев 23 февраля 1654 года. Его торжественно встретил наказной киевский полковник во главе тысячи казаков с развёрнутыми знаменами и горожанами. Спешно начали строить острог-крепость.



Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России. Б. А. Чориков «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках»

А. Самсонов

***Источник.

НАВЕРХ.

Украина, Русь, власть, Россия, Самсонов, история, народ

Previous post Next post
Up