Культ личности: вид со стороны граждан

Nov 10, 2023 06:56



Наши умники, никогда не руководившие даже киоском, но прекрасно знающие, как руководить государством (а кто из умников этого не знает?) по сей день не могут забыть огромное количество памятников и портретов Сталина в те далёкие годы, а сегодня у них любимая тема о том, как граждане КНДР выражают свой восторг, и внешне - даже раболепие, перед династией Кимов .



Надо сказать, что в 1937 году вопрос об океане этих памятников и портретов Сталина в СССР был задан Сталину немецким писателем Лионом Фейхтвангером, и хотя ответ Сталина был многословный, но, на мой взгляд, очень неполный.

Я не верю, что Сталин не понимал причины, скорее всего он не хотел привлекать к этой причине внимание помянутых выше умников в то крайне опасное для СССР время.


Из беседы Сталина с писателем Лионом Фейхтвангером. 8 января 1937 г. // Большая цензура: Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917-1956. М., 2005. С. 448-449. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 820. Л. 3-22. Машинописный текст.

ФЕЙХТВАНГЕР. Я здесь всего 4-5 недель. Одно из первых впечатлений: некоторые формы выражения уважения и любви к Вам кажутся мне преувеличенными и безвкусными. Вы производите впечатление человека простого и скромного. Не являются ли эти формы для Вас излишним бременем?

СТАЛИН. Я с вами целиком согласен. Неприятно, когда преувеличивают до гиперболических размеров. В экстаз приходят люди из-за пустяков. Из сотен приветствий я отвечаю только на 1-2, не разрешаю большинство их печатать, совсем не разрешаю печатать слишком восторженные приветствия, как только узнаю о них. В девяти десятых этих приветствий - действительно полная безвкусица. И мне они доставляют неприятные переживания.

Я хотел бы не оправдать - оправдать нельзя, а по человечески объяснить, откуда такой безудержный, доходящий до приторности восторг вокруг моей персоны. Видимо, у нас в стране удалось разрешить большую задачу, за которую поколения людей бились целые века - бабувисты, гебертисты, всякие секты французских, английских, германских революционеров.

Видимо, разрешение этой задачи (ее лелеяли рабочие и крестьянские массы): освобождение от эксплуатации вызывает огромнейший восторг. Слишком люди рады, что удалось освободиться от эксплуатации. Буквально не знают, куда девать свою радость.

Очень большое дело - освобождение от эксплуатации, и массы это празднуют по-своему. Все это приписывают мне - это, конечно, неверно, что может сделать один человек? Во мне они видят собирательное понятие и разводят вокруг меня костер восторгов телячьих.

ФЕЙХТВАНГЕР. Как человек сочувствующий СССР, я вижу и чувствую, что чувства любви и уважения к Вам совершенно искренни и элементарны. Именно потому, что Вас так любят и уважают, не можете ли Вы прекратить своим словом эти формы проявления восторга, которые смущают некоторых ваших друзей за границей?

СТАЛИН. Я пытался несколько раз это сделать. Но ничего не получается. Говоришь им - нехорошо, не годится это. Люди думают, что это я говорю из ложной скромности.

Хотели по поводу моего 55-летия поднять празднование. Я провел через ЦК ВКП(б) запрещение этого. Стали поступать жалобы, что я мешаю им праздновать, выразить свои чувства, что дело не во мне. Другие говорили, что я ломаюсь. Как воспретить эти проявления восторгов? Силой нельзя. Есть свобода выражения мнений. Можно просить по-дружески.

Это проявление известной некультурности. Со временем это надоест. Трудно помешать выражать свою радость. Жалко принимать строгие меры против рабочих и крестьян.

Очень уже велики победы. Раньше помещик и капиталист был демиургом, рабочих и крестьян не считали за людей. Теперь кабала с трудящихся снята. Огромная победа! Помещики и капиталисты изгнаны, рабочие и крестьяне - хозяева жизни. Приходят в телячий восторг.

Народ у нас еще отстает по части общей культурности, поэтому выражение восторга получается такое. Законом, запретом нельзя тут что-либо сделать. Можно попасть в смешное положение. А то, что некоторых людей за границей это огорчает - тут ничего не поделаешь.

Культура сразу не достигается. Мы много в этой области делаем: построили, например, за одни только 1935 и 1936 годы в городах свыше двух тыс. новых школ. Всеми мерами стараемся поднять культурность, но результаты скажутся через 5 -6 лет. Культурный подъем идет медленно. Восторги растут бурно и некрасиво.

ФЕЙХТВАНГЕР. Я говорю не о чувстве любви и уважения со стороны рабочих и крестьянских масс, а о других случаях. Выставляемые в разных местах ваши бюсты - некрасивы, плохо сделаны. На выставке планировки Москвы, где все равно прежде всего думаешь о Вас, - к чему там плохой бюст? На выставке Рембрандта, развернутой с большим вкусом, к чему там плохой бюст?

СТАЛИН. Вопрос закономерен. Я имел в виду широкие массы, а не бюрократов из различных учреждений. Что касается бюрократов, то о них нельзя сказать, что у них нет вкуса. Они боятся, если не будет бюста Сталина, то их либо газета, либо начальник обругает, либо посетитель удивится. Это область карьеризма, своеобразная форма «самозащиты» бюрократов: чтобы не трогали, надо бюст Сталина выставить.

Ко всякой партии, которая побеждает, примазываются чуждые элементы, карьеристы. Они стараются защитить себя по принципу мимикрии - бюсты выставляют, лозунги пишут, в которые сами не верят. Что касается плохого качества бюстов, то это делается не только намеренно (я знаю, это бывает), но и по неумению выбрать.

Я видел, например, в первомайской демонстрации портреты мои и моих товарищей: похожие на всех чертей. Несут люди с восторгом и не понимают, что портреты не годятся. Нельзя издать приказ, чтобы выставляли хорошие бюсты, - ну их к черту! Некогда заниматься такими вещами, у нас есть другие дела и заботы, на эти бюсты и не смотришь.

Сталин тогда на вопрос о памятника и портретах в общем ответил, что граждане СССР, испытывая радость от того, что их не грабят капиталисты и их страна развивается невиданными темпами: «Раньше помещик и капиталист был демиургом, рабочих и крестьян не считали за людей. Теперь кабала с трудящихся снята. Огромная победа! Помещики и капиталисты изгнаны, рабочие и крестьяне - хозяева жизни. Приходят в телячий восторг». Согласитесь, такой ответ тоже имеет право на жизнь, но…

Но настоящей причины Сталин только коснулся, да и то - подал её не в истинном виде: «Я имел в виду широкие массы, а не бюрократов из различных учреждений. Что касается бюрократов, то о них нельзя сказать, что у них нет вкуса. Они боятся, если не будет бюста Сталина, то их либо газета, либо начальник обругает, либо посетитель удивится. Это область карьеризма, своеобразная форма «самозащиты» бюрократов: чтобы не трогали, надо бюст Сталина выставить».

На самом деле, как я вижу, дело не в страхе начальников - «не только лишь в нём». Более того, Сталин даже уводит ответ в сторону:

«Ко всякой партии, которая побеждает, примазываются чуждые элементы, карьеристы. Они стараются защитить себя по принципу мимикрии - бюсты выставляют, лозунги пишут, в которые сами не верят. Что касается плохого качества бюстов, то это делается не только намеренно (я знаю, это бывает), но и по неумению выбрать.

Я видел, например, в первомайской демонстрации портреты мои и моих товарищей: похожие на всех чертей. Несут люди с восторгом и не понимают, что портреты не годятся. Нельзя издать приказ, чтобы выставляли хорошие бюсты, - ну их к черту! Некогда заниматься такими вещами, у нас есть другие дела и заботы, на эти бюсты и не смотришь».

На самом деле дело не в карьеристах, эти мотивы уместны сегодня, когда начальники в своих кабинетах вешают портреты различных артистов в роли президента Путина, но тогда карьеризм имел третьестепенной значение. Мастерили портреты и на скорую руку лепили бюсты как раз самые преданные Советской власти начальники и активисты. Почему?

Нельзя забывать, каким страшным было то время. Немцы быстрыми темпами усиливались, и Гитлер не скрывал, что его конечная цель - завоевание европейской части СССР. Англия, Франция, США и практически вся остальная Европа всячески помогали немцам к этой войне готовиться и категорически отказывались от союзов, которые бы не допустили агрессию Германии.

К 1937 году фашисты Германии и Италии полностью уничтожили демократическую Испанию. СССР находился в кольце враждебных стран, газеты СССР об этом писали, руководители СССР об этом непрерывно говорили и отчаянно готовились к неизбежной войне.

И в этих условиях портреты, бюсты и памятники Сталину были аналогичны военной форме, аналогичны показу гражданам, что ты свой, что ты за народ, что ты не предатель. Если у тебя в кабинете не висит эмблема твоей принадлежности к «нашим» - не висит портрет Сталина, то этим самым ты показываешь, что предатель, причём, дерзкий и наглый, и когда враги нападут на СССР, ты нам ударишь в спину, ты начнёшь убивать нас, активистов Советской власти.

В то время начальнику или видному активисту не иметь не то, что бюста, а хотя бы портрета Сталину - это подобно тому, что расположении своих войск ходить в форме противника. Пристрелят!

То есть, в то время вся эта сталинская атрибутика была нужна не ему, да и не предназначалась Сталину, - эти портреты и памятники предназначались гражданам СССР для показа своей верности им, гражданам, а не Сталину.

Таким образом для появления обилия портретов и памятников необходима любовь граждан к порядкам в своей стране и страх, что эти порядки будут уничтожены врагами с помощью предателей.

На мой взгляд, те же причины и в КНДР, хотя они выглядят по-другому. У корейцев КНДР явная любовь к своей Родине и ни малейшего желания менять порядки в ней. Да и сами посудите, в государстве плановая экономика, а умные люди понимают, что при плановой экономике если сегодня чего-то нужного нет, то завтра это будет.

В КНДР практически нет преступности, это одно из самых безопасных государств мира. В КНДР великолепное образование - такого нет нигде в мире.

Это образование не просто даёт возможность иметь в КНДР самые высокотехнологичные отрасли экономики, которые, к примеру, и не снились нынешней убогой России - раньше сырьевому придатку Запада, сейчас уже сырьевому придатку китайцев.

И не только это. Я недавно приводил пример из книги человека, несколько лет прожившего в КНДР:

«В КНДР автора очень поразило, что практически в каждом корейском ресторане стоял рояль.

Всегда новый и настроенный. Можно было сесть и что-нибудь сыграть. Я также была удивлена, что официантки в ресторанах Расона знают нотную грамоту и без труда играют сложные аккорды по только что увиденным нотам.

Я разговорилась с одной официанткой, чтобы узнать, где она училась играть на фортепиано. Девушка ответила (она к тому же разговаривала по-китайски), что обучалась игре на фортепиано в школе».

Мы считаем, что очень важно иметь «крутую тачку», а корейцы считают важным уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте. Кого тут считать дебилами - нас или корейцев? У кого образование лучше - у нас или у корейцев?

И что удивляться, что корейцы любят и гордятся своей Родиной? Вот современный умник предлагает удивиться и своим читателям, перепуганным российскими СМИ тем, что в КНДР диссидентов расстреливают из зенитных пушек и миномётов:

«Но если все так плохо в стране с 27 миллионным населением, тогда почему все ее граждане, в том числе профессиональные спортсмены и другие успешные люди всегда возвращаются обратно и даже не думают сбежать?

КНДР без каких-либо проблем выдает своим гражданам разрешение на работу за границей. Подавляющее большинство граждан КНДР обожают свою страну и свое правительство.

Более того, существует мировая статистика, из которой следует, что ежегодно из КНДР сбегают или переезжают единицы людей, хотя такая возможность есть у миллионов, согласно тем же данным ООН, за рубежом работает как минимум 4-5 миллионов корейцев».

И когда при появлении Ким Чен Ына, совсем никак не боящегося своего народа, толпа северных корейцев бросается к нему со слезами радости, то эта толпа собственно Ким Чен Ыну ничего не показывает - она показывает остальным корейцам, что это толпа «своя», что у этой толпы тот же вождь, что и у остальных корейцев.

P.S. Не хочется каркать, но по некоторым поступающим из КНДР данным, и КНДР сворачивает на убийственный путь фактического отказа от планов строительства коммунизма.

Нет, не тем, что КНДР развивают индивидуальное предпринимательство, а тем, что уже множество разбогатевших корейцев начинают хвастаться перед остальными корейцами своими деньгами и барахлом.

Ю.И. Мухин

***Источник.

НАВЕРХ.

СССР, Запад, фашизм, капитализм, Ким, управление, Мухин, Сталин, власть, Корея, народ

Previous post Next post
Up