Русские народные праздники, традиции и приметы октября 2023 на каждый день

Oct 02, 2023 08:03



Народные приметы про погоду и праздники на Руси на 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 13, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 31 октября . Праздник Покрова (Богородицы) на Руси: что означает, история и суть праздника, приметы.


Октябрь - месяц когда листья с деревьев облетают полностью, земля оголяется и остывает, приходят затяжные холодные дожди и первый мокрый снег.

Большая часть сельскохозяйственных работ в это время завершается, до подготовки к новому циклу сева еще много времени, а дороги размыты дождями - наступает время некоторого затишья, традиционная пора свадеб.

Октябрь у славян в разных регионах носил названия позимник, подзимник, зазимье (предвестник зимы), листопад, грязник (слякоть), кострычник (обработка льна у женщин), свадебник (свадебная пора). Современное название месяца происходит от латинского (octus - «восьмой»), так как был 8-м месяцем года в римском календаре.


Русские народные присказки посвященные октябрю прежде всего подчеркивают именно то, что это бездорожное время - телегам уже не проехать, а сани выкатывать еще рано:

Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.

Другие присказки говорят о быстрой перемены погоды (от дождя к снегу) и наступлении настоящих холодов. Октябрь в народном календаре - это пограничье между осенью и зимой:

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

Плачет октябрь холодными слезами.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

К октябрю березы оголяются.



Ефим Волков. Октябрь, 1883

Октябрьские погодные приметы позволяют делать прогнозы о характере всей грядущей зимы:

Октябрьский гром - зима бесснежная.

Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.

С какого числа в октябре пойдет година (ударят морозы/пойдет снег), с такого числа весна откроется в апреле.

Коли лист с дуба и березы упал чисто - легкий год, не чисто - к строгой, суровой зиме.

Если лист ложится на землю вверх изнанкой - к урожаю.

Ива рано инеем покрылась - к долгой зиме.

Если много орехов, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Если кроты носят много соломы в свои норы - зима идет холодная.

Теплый октябрь - к морозной зиме.

В начале месяца подул восточный ветер - к скорой сухой погоде, западный - к мокрой, северный - к стуже.

В начале месяца подул восточный ветер - к скорой сухой погоде, западный - к мокрой, северный - к стуже.

Если октябрь запорошен снегом, весной снег долго не сойдет с полей.

Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.

Деревья расцветают во второй раз - к теплой и долгой осени.

В октябре птицы летят ниже к земле - быть ранней и холодной зиме.

Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места, стужа наступит нескоро и зима будет мягкой и короткой, а летят высоко, не спеша и «разговаривают» - значит, будет стоять хорошая осень.

1 октября - Арина - журавлиный лет

На Арину (или чуть раньше, или чуть позже) улетают журавли. Вслед улетающим журавлям принято было крикнуть «Колесом дорога!» - чтобы по весне они обязательно вернулись.

Если на Арину журавли полетят, то на Покров надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день - раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу.

Собирают и сушат плоды шиповника.



2 октября - Зосима - заступник пчел, лакомый стол. Трофим.

Ульи ставят в омшаник, готовят к зиме. Собирают мед. В более южных районах ульи убирают позднее - на Савватия (10 октября).

Улья в погреб ставь, праздник меда правь.

Молодежь устраивает Трофимовские вечерки на которых девушки выбирают женихов, а те - невест. Поют соответствующие песни, играют внутри избы в танцевальные игры с выбором пары.

И шла Маша по дорожке,

Потеряла две сережки,

Два серебрянных кольца,

Выбирай-ка молодца.

Посмотрите-ка на нас,

Какая пара создалась,

Парочка прелестная,

Выбирай любезную…

Ты журавль длинноногий,

Не ходи ты по дороге,

А ходи по полосам,

Где боронят боронам.

Бороны железные,

Выбирай любезную.



И. Репин. Вечерка
3 октября - Астафий

Приметы на Астафия посвящены ветрам (Астафьевские ветра), по ним судят о будущей погоде, кроме того собранный хлеб начинают сплавлять по рекам под парусами, стараясь успеть до ледостава.

На Астафья примечай ветер: северный - к стуже, южный к теплу, западный - к мокроте, восточный - к ведру.

Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год.

В Черноземье южные ветры в назывались «сладимыми», считалось, что они несут плодородие.



Виктор Корольков. Слуги Стрибога (*Стрибог в верованиях славян повелевает ветрами)
4 октября - Кондрат, Игнат

Погода этого дня продержится без изменений четыре недели.

Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым.

5 октября - Фока, Иона

Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.

На Иону нельзя есть рыбу - вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита.

Библейские источники гласят, что пророк Иона ослушался указания Господа и отправился не туда, куда ему было предписано.

Чтобы вразумить Иону Господь поднимает на море бурю и корабельщики тянут жребий, чтобы выяснить кто виновен в ее возникновении. Иона, вытянув жребий, берет вину на себя и призывает бросить за борт его, после чего шторм немедленно стихает.

Иону же проглатывает кит - три дня и три ночи проводит тот в его брюхе, но не теряет присутствия духа - молится и верит, что Господь простит его и позволит вновь увидеть белый свет, что в итоге и происходит - кит извергает его на берег.



Определенный аналогии здесь можно увидеть с мифическим созданием Руси: чудо-юдо рыба-кит.
7 октября - Фекла-заревница, запрядальная

На Феклу начинались замолотки - то есть молотьба хлеба в овинах. Овин натапливали и рано утром при огне начинали молотьбу.

Фекла-заревница - зарева от осенних огней.

Замолотки - начинают по утрам молотить с огнем.

Первый овин называют именинником.

Для именинного овина варят молотильщикам кашу.

Сложа руки снопа не обмолотишь.

В сырую осеннюю погоду овин невозможно было высушить без огня, но и огонь разводить было крайне опасно - каждый год из-за неосторожности овины горели «сплошь и рядом, везде и каждую осень».

Народная молва обвиняла в этом овинника, некого аналога домового, но более чужого, отстраненного, а значит и трудного в нахождении с ним взаимопонимания.



Владимир Черников. Овинник

Овинника описывали так:

«Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины и днем пекут деревенские ребята картошку, - сидит в самом углу подлаза днем и ночью… глаза горят калеными углями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь черный и лохматый. Умеет брехать по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего.

Сидеть...в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять это делать под большие праздники, особенно в Воздвиженьев день и на Покров… на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть.»

День же получил наименование «заревник» (Фекла-заревница), с одной стороны, по причине того, что молотьба начиналась рано поутру - с зарей, а с другой стороны - как раз из-за связанной с этим действием опасности пожаров.

Название же «запрядальница» (Фекла-запрядальная) связано с другой традицией - полагалось в этот день хотя бы немного попрясть, чтобы потом это дело шло легко и в охоту.

8 октября - Сергий Радонежский

В северных губерниях считалось, что на Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима. Кроме того, существовало (повсеместно) поверье, что от выпадения первого снега до окончательного приходя зимы - 40 дней.

С Сергия земля засерит (от снега).

Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября).

Зимний путь устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия.

Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.



Рыженко Павел Викторович. Преподобный Сергий Радонежский. Центральная часть триптиха.

Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), благословивший Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, был одним из самых почитаемых святых старцев на Руси. Он считался хранителем Руси, выдающимся подвижником, человеком необычайной мудрости и высочайшей духовности.

Интересно, что он в равной мере почитался и Русской православной церковью (канонизирован в лике преподобных в XV веке) и старообрядцами.

По версиям альтернативных историков Сергий Радонежский, возможно, являлся скорее носителем древней традиции и мудрости, нежели более позднего христианского учения (кстати, до нас не дошли его собственные письменные свидетельства, только житие написанное его учеником, которое не содержит ни единой даты, кроме кончины).

В ряде гипотез он прямо именуется волхвом в смысле "мудрец", "просветленный старец". В иных трактовках его ключевой заслугой называют то, что он сумел примирить и определенным образом сблизить эти два мировоззрения.

Не отсюда ли его повсеместное почитание среди народа, который продолжал придерживаться дохристианский верований, традиций и праздников как минимум до XVIII века…

Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003-2004 зам.министра образования РФ), указывает на то, что традиционно на Руси святым почитался человек который «из лесу вышел с медведем» - то есть смог стать товарищем дикому и могучему зверю, издревле являвшемуся символом России (а ранее - ипостасью бога мудрости Велеса).

Подобный эпизод из жития Сергия Радонежского прекрасно известен и послужил источником вдохновения целому ряду художников: «каноническая» версия гласит, что однажды медведь пришел к его уединенному жилищу, но Сергий не испугался, так как понял, что тот не свиреп, а голоден - и поделился с ним хлебом, после чего зверь стал часто к нему приходит и превратился в ручного.

Конечно, один этот эпизод ничего не доказывает, но желающие могут углубиться в эту тему и найти другие интересные аналогии.

Кстати, ровно такой же эпизод с медведем есть в житии Серафима Саровского, который также считался в народе святым еще задолго до официальной канонизации.



Н. К. Рерих. Сергий-строитель.
10 октября - Савватий-пчельник

Во всех регионах России заканчивали укутывание на зиму ульев.

Работать в этот день считалось большим грехом, а с молитвами к Савватию - покровителю пчел просили обращаться в первую очередь детей, так как считалось, что пчелиный промысел был «одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед богом», а все дети до 12 лет являются безгрешными.



13 октября - Григорий

На Григория полагалось заменить солому в постелях, сжечь старую и положить новую.

Также существовал обычай купания детей на пороге из решета для того, чтобы уберечь их от порчи и болезней. Этот обряд требовал соблюдения целого ряда условий на этапе подготовки, а также произнесения определенного заговора.

Так для зачерпывания воды полагалось пойти на утренней или вечерней зорьке к месту, где встречаются три реки (или же на три озера или три ключа), идти следовало молча, не кланяясь, не отвечая на приветствия и не оглядываясь, а уже дома, трижды умывая ребенка водой собранной их трех источников, произносился следующий заговор:

«Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. Встану, не благословясь; пойду, не перекрестясь; из избы не дверями, со двора не калиткой, не в чистое поле, не под светлый месяц, не под часты мелки звезды, не на утренней заре, не на вечерней.

Пойду я, раб божий, с озера на озеро, с реки на реку, с ключа на ключ. В тех озерах и в реках и на ключах вода живая, текучая и палючая. Той водой обливаю и окропляю я, раб божий, пенья и колоды, сухие кочки и белые камни; смываю и снимаю всякую нечистоту и щерботу…

Будьте вы, мои слова, крепки, в ключи и в замки, и во веки веков. Аминь." (из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.)



Хотя в заговоре сопровождавшим данное действо и есть упоминания «отца и сына и святого духа», «раба божьего», а начинается и заканчивается он словами «аминь», но в остальном - это несомненно магический ритуал, обращенный к силам природы и пришедший из глубокой древности.

14 октября - Покров

Покров - один из центральных дней в кологодном календаре, наполненный глубоким символизмом.

В таких днях как в неких точках перехода сходится великое множество самых разных процессов: одни действия заканчиваются, другие же - начинаются. Иными словами - это начало нового витка с определенными свойствами в ежегодном цикле рождения-умирания, пробуждения-засыпания и противостояния света тьме.

Так, на уровне предсказания погоды Покров считается первым днем зазимья. По погоде и направлению ветров в этот день делают долгосрочные прогнозы:

На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима.

Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы.

Если на Покров подует ветер с востока, то зима будет холодна.

Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера - то к холодной.

Отлет журавлей до Покрова - на раннюю, холодную зиму.

Коли белка в Покров чиста, то осень будет хороша.

Интересно само название праздника. В церковной традиции Покров подразумевает Покров Богородицы, то есть плат, который она сняла со своей головы и распростерла над головами верующих, собравшихся во Влахернском храме в Константинополе.

Именно такое видение увидели в небе укрывшиеся там верующие, молящие о спасении от нападавших на город захватчиков. То есть покров (плат) Богородицы является символом защиты кого-либо, укрытия его от опасности.



Икона Покров Богородицы

Однако, в народном календаре этому слову придали совершенно иной смысл - это сугубо природное явление выпадения первого снега:

Покров землю покроет где листом, где снежком.

На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.

Интересно, что в народных присказках, часто встречаются слова «Батюшка Покров», свидетельствующие о том, что крестьяне воспринимали Покров вовсе не так, как это трактуется в религиозной традиции - здесь Покров уже не предмет, а личное имя того, к кому можно обратиться, причем мужское.



Всеволод Иванов. Летящая богиня над Арконой

Существует также мнение, что исконный смысл праздника связан с понятием астрономической полярной ночи - то есть наступления полной темноты.

Так, на Северном полюсе полярная ночь начинается 25 сентября, а на широте 80 градусов (территория Арктики) - 21 октября.

Искомая точка праздника Покрова находится примерно между ними и в рамках так называемой северной традиции (согласно которой исток пра-цивилизации находился на Севере, возможно, в мифической Гиперборее, оттуда же шли все волны заселения Евразии и знания о мироздании) вполне может указывать на день, когда полярная ночь опускалась на некие ключевые территории.
Что заканчивали на Покров?
  • Последний сбор груздей и рыжиков;
  • Починку избы: считалось, что если не успеть починить и проконопатить избу до Покрова, то сохранить в ней тепло не удастся.
  • Прошлые рабочие договоры о найме на определенные работы. Отходники возвращались назад по домам.
Что начинали с Покрова?
  • Первая растопка печей в жилых горницах и символичное выпекание блинов, именуемое «запекание углов». Топить печь в этот день полагалось яблоней - тогда всю зиму в доме будет тепло.Подробнее про яблоню в русских сказках, образы и магические свойства других деревьев на Руси.
  • Закармливание домашней скотины последним собранным снопом. С этого дня ее держат дома и не выводят на выпас. При кормлении полагалось говорить: «Покров, Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом».
  • Нанимались на новую работу (отсчет велся от Покрова до Евдокеи, от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения). В том числе и потому, что дома для мужчин в это время года оставалось мало работы и можно было использовать время для заработка на стороне, без ущерба собственному хозяйству.
  • Покровские ярмарки: начинались повсеместно по всей стране.
Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке.
Подожди до Покрова, весь долг выплачу.



Борис Кустодиев. Ярмарка.
  • Покров - конец хороводам (на улице), начало посиделкам (в избах). Молодежь собиралась на посиделки или беседы либо поочередно в избах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь зимний период нанимали/отводили специальную «беседную избу». Девушки обычно собирались по понедельникам, средам и пятницам и пряли при лучинах до полуночи. К ним же в избу приходили парни, иногда тоже с работой - например, плели лапти, вили веревки. В это время выглядывали себе женихов и невест - некоторые слегка хитрили, так парни отдавали предпочтение умелым, сноровистым девушкам, но не все могли похвастаться полным веретеном пряжи спряденным за вечер, так что некоторые просто приносили полные веретенца из дома и незаметно их ставили.

Наконец, Покров считался у девушек днем, содействующим брачному союзу с любимым. По некоторым поверьям в этот день полагалось как можно раньше с утра поставить в церкви свечу - кто раньше поставит - тот раньше замуж и выйдет.

Само название праздника в этом контексте приобретало еще один смысл - Покров как появление на голове покрова замужней женщины.

Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает.

Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком.

17 октября - Ерофей

С Ерофея холода сильнее.

С Ерофея зима шубу надевает.

Считалось, что на Ерофея буйствуют лешие. Они «дурят в лесах»: бродят, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей. Поэтому ходить в лес в этот день никому не рекомендовалось. Зато уже на следующий день лешие исчезали полностью - до следующей весны.

Подробнее про образ лешего с связанные с ним приметы - в статье про приметы и праздники сентября (см. 4 сентября Агафон-огуменник).



Всеволод Иванов. Царь леса
20 октября - Сергий

С Сергия зима начинается.

Сергий - заиндеви дубравы, обели травы.

Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги.

Первый прочный снег выпадает с ночи.

22 октября - Яков

Яков, брат божий, крупицу (град, крупу) пошлет.

Позже всех до сего дня растут сыроежки.

Яков - древопилец.

Заготавливают дрова для русской печи.



23 октября - Евлампий и Евлампия (Лампея)

На Евлампия рога месяца кажут на ту сторону, откуда быть ветрам.

Если на Лампею рога месяца на полночь - быть скорой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень - скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, а белый кафтан не нарядится.



25 октября - Пров

На мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае.

Яркие звезды - к морозу, тусклые - к оттепели.

Сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками - к снегу.

Много ярких звезд - к урожаю гороха.



27 октября - Параскева - грязниха, льняница, порошиха. Параскева Пятница.

На грязнуху не бывает сухо.

На грязниху большая грязь - четыре седмицы до зимы.

Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.

На Паракеву-льняницу начинают мять и трепать лен.

Образ христианской великомученицы Параскевы в народном сознании слился воедино с остатками культа богини Макоши. Последняя (на бытовом уровне) традиционно покровительствовала браку, родам, хорошему урожаю, достатку, домашнему уюту, прядению, различным женским занятиям, и днем ее почитания считалась именно пятница.

Христианская традиция объясняет прозвание святой Пятница тем, что «параскева» именно так и переводится с греческого - родители назвали девочку в память о дне, когда Христос претерпевал самые страшные мучения на кресте.



Владислав Дзалба. Макошь

Параскева Пятница считалась покровительницей зимнего женского рукоделья, а с днем ее почитания связано множество строгих запретов и историй о женщинах, их нарушивших.

В пятницу нельзя прясть, а шить можно.

В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.

Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью.

Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать.

Бытовали поверья о том, что Параскева превращает прявших по пятницам «женщин-непочетниц» в лягушек - именно от этого и пошли на земле лягушки. Иных же, не оказывающих ей должного почета может заколоть спицами.

С другой стороны, люди верили, что святая Пятница не только наказывает, но и помогает, награждает: она ходит по земле в образе молодой женщины, примечает кто как живет и как соблюдает обычаи, помогает добрым благочестивым людям.

Ей же молились девушки об удачном замужестве, что опять же сближает образ Параскевы с древней богиней Макошью - хранительницей семьи, дарительницей достатка и Великой пряхой, ткущей саму ткань мироздания со всеми людскими судьбами.

Важнейшие символы, сопутствующие Макоши - это веретено, нить и ее спутник - кот (или кошка). По одной из версии само слово КОШ-ка связано с именем богини МаКОШь.

Подробнее об образе Макоши как создательнице ткани мироздания в сказке «Курочка Ряба».
Подробнее о спутнике Макоши кошке (версии происхождения слова, образ кошки в сказках).



Александр Угланов. Макошь.
30 октября - Осий.

На пророка Осию колесо прощается с осью (то есть происходит окончательное пересаживание с телег на сани).

31 октября - Лука. Деды.

В православном календаре день посвящен евангелисту Луке - покровителю иконной живописи.

Однако, вероятно, в древности этот день повсеместно среди индоевропейских народов был как-то связан с переходом в потустороннее, смертью и предками.

Так, в западной традиции этот день широко известен как Хэллоуин - современная коммерциализированная атрибутика праздника далеко ушла от своего первоначального смысла и приобрела совершенно иные оттенки и акценты.

Однако, истоки его идут от кельтского праздника Самейн, который изначально являлся праздником урожая и завершения годового цикла сельскохозяйственных работ. Народные праздники урожая, в свою очередь, всегда связаны с благодарением богов и предков (см. Оспожинки в приметах сентября).



Деды. Автор неизвестен.

Поразительно, но до сих пор в Беларуси на третью неделю после Покрова в субботу (то есть как раз в районе 1-10 ноября) принято отмечать Деды (Дзяды) - то есть это день поминовения предков. Считается, что в этот день духи умерших близких приходят прямо домой, чтобы посмотреть на живых - поэтому не принято даже ходить на кладбища.

Для духов предков оставляют угощение, веники в бане, и проч. - то есть и славяне издревле верили, что в темные ночи на рубеже октября и ноября истончаются границы между мирами и можно встретиться со своими умершими родными как наяву.

Несомненно, это одновременно и радостное событие, так как предки всегда считались хранителями, но и опасное время, так как в Явь могут проникнуть и иные - враждебные сущности.

Снегирь

***Источник.

НАВЕРХ.

русский, Белоруссия, символ, народное творчество, славяне, природа

Previous post Next post
Up