Народные приметы про погоду и праздники на Руси на 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 13, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 31 октября
. Праздник Покрова (Богородицы) на Руси: что означает, история и суть праздника, приметы.
Октябрь - месяц когда листья с деревьев облетают полностью, земля оголяется и остывает, приходят затяжные холодные дожди и первый мокрый снег.
Большая часть сельскохозяйственных работ в это время завершается, до подготовки к новому циклу сева еще много времени, а дороги размыты дождями - наступает время некоторого затишья, традиционная пора свадеб.
Октябрь у славян в разных регионах носил названия позимник, подзимник, зазимье (предвестник зимы), листопад, грязник (слякоть), кострычник (обработка льна у женщин), свадебник (свадебная пора). Современное название месяца происходит от латинского (octus - «восьмой»), так как был 8-м месяцем года в римском календаре.
Русские народные присказки посвященные октябрю прежде всего подчеркивают именно то, что это бездорожное время - телегам уже не проехать, а сани выкатывать еще рано:
Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.
Другие присказки говорят о быстрой перемены погоды (от дождя к снегу) и наступлении настоящих холодов. Октябрь в народном календаре - это пограничье между осенью и зимой:
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Плачет октябрь холодными слезами.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
К октябрю березы оголяются.
Ефим Волков. Октябрь, 1883
Октябрьские погодные приметы позволяют делать прогнозы о характере всей грядущей зимы:
Октябрьский гром - зима бесснежная.
Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
С какого числа в октябре пойдет година (ударят морозы/пойдет снег), с такого числа весна откроется в апреле.
Коли лист с дуба и березы упал чисто - легкий год, не чисто - к строгой, суровой зиме.
Если лист ложится на землю вверх изнанкой - к урожаю.
Ива рано инеем покрылась - к долгой зиме.
Если много орехов, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
Если кроты носят много соломы в свои норы - зима идет холодная.
Теплый октябрь - к морозной зиме.
В начале месяца подул восточный ветер - к скорой сухой погоде, западный - к мокрой, северный - к стуже.
В начале месяца подул восточный ветер - к скорой сухой погоде, западный - к мокрой, северный - к стуже.
Если октябрь запорошен снегом, весной снег долго не сойдет с полей.
Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.
Деревья расцветают во второй раз - к теплой и долгой осени.
В октябре птицы летят ниже к земле - быть ранней и холодной зиме.
Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места, стужа наступит нескоро и зима будет мягкой и короткой, а летят высоко, не спеша и «разговаривают» - значит, будет стоять хорошая осень.
1 октября - Арина - журавлиный лет
На Арину (или чуть раньше, или чуть позже) улетают журавли. Вслед улетающим журавлям принято было крикнуть «Колесом дорога!» - чтобы по весне они обязательно вернулись.
Если на Арину журавли полетят, то на Покров надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день - раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу.
Собирают и сушат плоды шиповника.
2 октября - Зосима - заступник пчел, лакомый стол. Трофим.
Ульи ставят в омшаник, готовят к зиме. Собирают мед. В более южных районах ульи убирают позднее - на Савватия (10 октября).
Улья в погреб ставь, праздник меда правь.
Молодежь устраивает Трофимовские вечерки на которых девушки выбирают женихов, а те - невест. Поют соответствующие песни, играют внутри избы в танцевальные игры с выбором пары.
И шла Маша по дорожке,
Потеряла две сережки,
Два серебрянных кольца,
Выбирай-ка молодца.
Посмотрите-ка на нас,
Какая пара создалась,
Парочка прелестная,
Выбирай любезную…
Ты журавль длинноногий,
Не ходи ты по дороге,
А ходи по полосам,
Где боронят боронам.
Бороны железные,
Выбирай любезную.
И. Репин. Вечерка
3 октября - Астафий
Приметы на Астафия посвящены ветрам (Астафьевские ветра), по ним судят о будущей погоде, кроме того собранный хлеб начинают сплавлять по рекам под парусами, стараясь успеть до ледостава.
На Астафья примечай ветер: северный - к стуже, южный к теплу, западный - к мокроте, восточный - к ведру.
Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год.
В Черноземье южные ветры в назывались «сладимыми», считалось, что они несут плодородие.
Виктор Корольков. Слуги Стрибога (*Стрибог в верованиях славян повелевает ветрами)
4 октября - Кондрат, Игнат
Погода этого дня продержится без изменений четыре недели.
Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым.
5 октября - Фока, Иона
Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.
На Иону нельзя есть рыбу - вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита.
Библейские источники гласят, что пророк Иона ослушался указания Господа и отправился не туда, куда ему было предписано.
Чтобы вразумить Иону Господь поднимает на море бурю и корабельщики тянут жребий, чтобы выяснить кто виновен в ее возникновении. Иона, вытянув жребий, берет вину на себя и призывает бросить за борт его, после чего шторм немедленно стихает.
Иону же проглатывает кит - три дня и три ночи проводит тот в его брюхе, но не теряет присутствия духа - молится и верит, что Господь простит его и позволит вновь увидеть белый свет, что в итоге и происходит - кит извергает его на берег.
Определенный аналогии здесь можно увидеть с мифическим созданием Руси: чудо-юдо рыба-кит.
7 октября - Фекла-заревница, запрядальная
На Феклу начинались замолотки - то есть молотьба хлеба в овинах. Овин натапливали и рано утром при огне начинали молотьбу.
Фекла-заревница - зарева от осенних огней.
Замолотки - начинают по утрам молотить с огнем.
Первый овин называют именинником.
Для именинного овина варят молотильщикам кашу.
Сложа руки снопа не обмолотишь.
В сырую осеннюю погоду овин невозможно было высушить без огня, но и огонь разводить было крайне опасно - каждый год из-за неосторожности овины горели «сплошь и рядом, везде и каждую осень».
Народная молва обвиняла в этом овинника, некого аналога домового, но более чужого, отстраненного, а значит и трудного в нахождении с ним взаимопонимания.
Владимир Черников. Овинник
Овинника описывали так:
«Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины и днем пекут деревенские ребята картошку, - сидит в самом углу подлаза днем и ночью… глаза горят калеными углями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь черный и лохматый. Умеет брехать по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего.
Сидеть...в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять это делать под большие праздники, особенно в Воздвиженьев день и на Покров… на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть.»
День же получил наименование «заревник» (Фекла-заревница), с одной стороны, по причине того, что молотьба начиналась рано поутру - с зарей, а с другой стороны - как раз из-за связанной с этим действием опасности пожаров.
Название же «запрядальница» (Фекла-запрядальная) связано с другой традицией - полагалось в этот день хотя бы немного попрясть, чтобы потом это дело шло легко и в охоту.
8 октября - Сергий Радонежский
В северных губерниях считалось, что на Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима. Кроме того, существовало (повсеместно) поверье, что от выпадения первого снега до окончательного приходя зимы - 40 дней.
С Сергия земля засерит (от снега).
Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября).
Зимний путь устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия.
Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.
Рыженко Павел Викторович. Преподобный Сергий Радонежский. Центральная часть триптиха.
Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), благословивший Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, был одним из самых почитаемых святых старцев на Руси. Он считался хранителем Руси, выдающимся подвижником, человеком необычайной мудрости и высочайшей духовности.
Интересно, что он в равной мере почитался и Русской православной церковью (канонизирован в лике преподобных в XV веке) и старообрядцами.
По версиям альтернативных историков Сергий Радонежский, возможно, являлся скорее носителем древней традиции и мудрости, нежели более позднего христианского учения (кстати, до нас не дошли его собственные письменные свидетельства, только житие написанное его учеником, которое не содержит ни единой даты, кроме кончины).
В ряде гипотез он прямо именуется волхвом в смысле "мудрец", "просветленный старец". В иных трактовках его ключевой заслугой называют то, что он сумел примирить и определенным образом сблизить эти два мировоззрения.
Не отсюда ли его повсеместное почитание среди народа, который продолжал придерживаться дохристианский верований, традиций и праздников как минимум до XVIII века…
Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003-2004 зам.министра образования РФ), указывает на то, что традиционно на Руси святым почитался человек который «из лесу вышел с медведем» - то есть смог стать товарищем дикому и могучему зверю, издревле являвшемуся символом России (а ранее - ипостасью бога мудрости Велеса).
Подобный эпизод из жития Сергия Радонежского прекрасно известен и послужил источником вдохновения целому ряду художников: «каноническая» версия гласит, что однажды медведь пришел к его уединенному жилищу, но Сергий не испугался, так как понял, что тот не свиреп, а голоден - и поделился с ним хлебом, после чего зверь стал часто к нему приходит и превратился в ручного.
Конечно, один этот эпизод ничего не доказывает, но желающие могут углубиться в эту тему и найти другие интересные аналогии.
Кстати, ровно такой же эпизод с медведем есть в житии Серафима Саровского, который также считался в народе святым еще задолго до официальной канонизации.
Н. К. Рерих. Сергий-строитель.
10 октября - Савватий-пчельник
Во всех регионах России заканчивали укутывание на зиму ульев.
Работать в этот день считалось большим грехом, а с молитвами к Савватию - покровителю пчел просили обращаться в первую очередь детей, так как считалось, что пчелиный промысел был «одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед богом», а все дети до 12 лет являются безгрешными.
13 октября - Григорий
На Григория полагалось заменить солому в постелях, сжечь старую и положить новую.
Также существовал обычай купания детей на пороге из решета для того, чтобы уберечь их от порчи и болезней. Этот обряд требовал соблюдения целого ряда условий на этапе подготовки, а также произнесения определенного заговора.
Так для зачерпывания воды полагалось пойти на утренней или вечерней зорьке к месту, где встречаются три реки (или же на три озера или три ключа), идти следовало молча, не кланяясь, не отвечая на приветствия и не оглядываясь, а уже дома, трижды умывая ребенка водой собранной их трех источников, произносился следующий заговор:
«Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. Встану, не благословясь; пойду, не перекрестясь; из избы не дверями, со двора не калиткой, не в чистое поле, не под светлый месяц, не под часты мелки звезды, не на утренней заре, не на вечерней.
Пойду я, раб божий, с озера на озеро, с реки на реку, с ключа на ключ. В тех озерах и в реках и на ключах вода живая, текучая и палючая. Той водой обливаю и окропляю я, раб божий, пенья и колоды, сухие кочки и белые камни; смываю и снимаю всякую нечистоту и щерботу…
Будьте вы, мои слова, крепки, в ключи и в замки, и во веки веков. Аминь." (из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.)
Хотя в заговоре сопровождавшим данное действо и есть упоминания «отца и сына и святого духа», «раба божьего», а начинается и заканчивается он словами «аминь», но в остальном - это несомненно магический ритуал, обращенный к силам природы и пришедший из глубокой древности.
14 октября - Покров
Покров - один из центральных дней в кологодном календаре, наполненный глубоким символизмом.
В таких днях как в неких точках перехода сходится великое множество самых разных процессов: одни действия заканчиваются, другие же - начинаются. Иными словами - это начало нового витка с определенными свойствами в ежегодном цикле рождения-умирания, пробуждения-засыпания и противостояния света тьме.
Так, на уровне предсказания погоды Покров считается первым днем зазимья. По погоде и направлению ветров в этот день делают долгосрочные прогнозы:
На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима.
Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы.
Если на Покров подует ветер с востока, то зима будет холодна.
Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера - то к холодной.
Отлет журавлей до Покрова - на раннюю, холодную зиму.
Коли белка в Покров чиста, то осень будет хороша.
Интересно само название праздника. В церковной традиции Покров подразумевает Покров Богородицы, то есть плат, который она сняла со своей головы и распростерла над головами верующих, собравшихся во Влахернском храме в Константинополе.
Именно такое видение увидели в небе укрывшиеся там верующие, молящие о спасении от нападавших на город захватчиков. То есть покров (плат) Богородицы является символом защиты кого-либо, укрытия его от опасности.
Икона Покров Богородицы
Однако, в народном календаре этому слову придали совершенно иной смысл - это сугубо природное явление выпадения первого снега:
Покров землю покроет где листом, где снежком.
На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.
Интересно, что в народных присказках, часто встречаются слова «Батюшка Покров», свидетельствующие о том, что крестьяне воспринимали Покров вовсе не так, как это трактуется в религиозной традиции - здесь Покров уже не предмет, а личное имя того, к кому можно обратиться, причем мужское.
Всеволод Иванов. Летящая богиня над Арконой
Существует также мнение, что исконный смысл праздника связан с понятием астрономической полярной ночи - то есть наступления полной темноты.
Так, на Северном полюсе полярная ночь начинается 25 сентября, а на широте 80 градусов (территория Арктики) - 21 октября.
Искомая точка праздника Покрова находится примерно между ними и в рамках так называемой северной традиции (согласно которой исток пра-цивилизации находился на Севере, возможно, в мифической Гиперборее, оттуда же шли все волны заселения Евразии и знания о мироздании) вполне может указывать на день, когда полярная ночь опускалась на некие ключевые территории.
Что заканчивали на Покров?
- Последний сбор груздей и рыжиков;
- Починку избы: считалось, что если не успеть починить и проконопатить избу до Покрова, то сохранить в ней тепло не удастся.
- Прошлые рабочие договоры о найме на определенные работы. Отходники возвращались назад по домам.
Что начинали с Покрова?
- Первая растопка печей в жилых горницах и символичное выпекание блинов, именуемое «запекание углов». Топить печь в этот день полагалось яблоней - тогда всю зиму в доме будет тепло.Подробнее про яблоню в русских сказках, образы и магические свойства других деревьев на Руси.
- Закармливание домашней скотины последним собранным снопом. С этого дня ее держат дома и не выводят на выпас. При кормлении полагалось говорить: «Покров, Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом».
- Нанимались на новую работу (отсчет велся от Покрова до Евдокеи, от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения). В том числе и потому, что дома для мужчин в это время года оставалось мало работы и можно было использовать время для заработка на стороне, без ущерба собственному хозяйству.
- Покровские ярмарки: начинались повсеместно по всей стране.
Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке.
Подожди до Покрова, весь долг выплачу.
Борис Кустодиев. Ярмарка.
- Покров - конец хороводам (на улице), начало посиделкам (в избах). Молодежь собиралась на посиделки или беседы либо поочередно в избах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь зимний период нанимали/отводили специальную «беседную избу». Девушки обычно собирались по понедельникам, средам и пятницам и пряли при лучинах до полуночи. К ним же в избу приходили парни, иногда тоже с работой - например, плели лапти, вили веревки. В это время выглядывали себе женихов и невест - некоторые слегка хитрили, так парни отдавали предпочтение умелым, сноровистым девушкам, но не все могли похвастаться полным веретеном пряжи спряденным за вечер, так что некоторые просто приносили полные веретенца из дома и незаметно их ставили.
Наконец, Покров считался у девушек днем, содействующим брачному союзу с любимым. По некоторым поверьям в этот день полагалось как можно раньше с утра поставить в церкви свечу - кто раньше поставит - тот раньше замуж и выйдет.
Само название праздника в этом контексте приобретало еще один смысл - Покров как появление на голове покрова замужней женщины.
Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает.
Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком.
17 октября - Ерофей
С Ерофея холода сильнее.
С Ерофея зима шубу надевает.
Считалось, что на Ерофея буйствуют лешие. Они «дурят в лесах»: бродят, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей. Поэтому ходить в лес в этот день никому не рекомендовалось. Зато уже на следующий день лешие исчезали полностью - до следующей весны.
Подробнее про образ лешего с связанные с ним приметы -
в статье про приметы и праздники сентября (см. 4 сентября Агафон-огуменник). Всеволод Иванов. Царь леса
20 октября - Сергий
С Сергия зима начинается.
Сергий - заиндеви дубравы, обели травы.
Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги.
Первый прочный снег выпадает с ночи.
22 октября - Яков
Яков, брат божий, крупицу (град, крупу) пошлет.
Позже всех до сего дня растут сыроежки.
Яков - древопилец.
Заготавливают дрова для русской печи.
23 октября - Евлампий и Евлампия (Лампея)
На Евлампия рога месяца кажут на ту сторону, откуда быть ветрам.
Если на Лампею рога месяца на полночь - быть скорой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень - скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, а белый кафтан не нарядится.
25 октября - Пров
На мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае.
Яркие звезды - к морозу, тусклые - к оттепели.
Сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками - к снегу.
Много ярких звезд - к урожаю гороха.
27 октября - Параскева - грязниха, льняница, порошиха. Параскева Пятница.
На грязнуху не бывает сухо.
На грязниху большая грязь - четыре седмицы до зимы.
Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
На Паракеву-льняницу начинают мять и трепать лен.
Образ христианской великомученицы Параскевы в народном сознании слился воедино с остатками культа богини Макоши. Последняя (на бытовом уровне) традиционно покровительствовала браку, родам, хорошему урожаю, достатку, домашнему уюту, прядению, различным женским занятиям, и днем ее почитания считалась именно пятница.
Христианская традиция объясняет прозвание святой Пятница тем, что «параскева» именно так и переводится с греческого - родители назвали девочку в память о дне, когда Христос претерпевал самые страшные мучения на кресте.
Владислав Дзалба. Макошь
Параскева Пятница считалась покровительницей зимнего женского рукоделья, а с днем ее почитания связано множество строгих запретов и историй о женщинах, их нарушивших.
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.
В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.
Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью.
Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать.
Бытовали поверья о том, что Параскева превращает прявших по пятницам «женщин-непочетниц» в лягушек - именно от этого и пошли на земле лягушки. Иных же, не оказывающих ей должного почета может заколоть спицами.
С другой стороны, люди верили, что святая Пятница не только наказывает, но и помогает, награждает: она ходит по земле в образе молодой женщины, примечает кто как живет и как соблюдает обычаи, помогает добрым благочестивым людям.
Ей же молились девушки об удачном замужестве, что опять же сближает образ Параскевы с древней богиней Макошью - хранительницей семьи, дарительницей достатка и Великой пряхой, ткущей саму ткань мироздания со всеми людскими судьбами.
Важнейшие символы, сопутствующие Макоши - это веретено, нить и ее спутник - кот (или кошка). По одной из версии само слово КОШ-ка связано с именем богини МаКОШь.
Подробнее об образе Макоши как создательнице ткани мироздания в сказке «Курочка Ряба».Подробнее о спутнике Макоши кошке (версии происхождения слова, образ кошки в сказках). Александр Угланов. Макошь.
30 октября - Осий.
На пророка Осию колесо прощается с осью (то есть происходит окончательное пересаживание с телег на сани).
31 октября - Лука. Деды.
В православном календаре день посвящен евангелисту Луке - покровителю иконной живописи.
Однако, вероятно, в древности этот день повсеместно среди индоевропейских народов был как-то связан с переходом в потустороннее, смертью и предками.
Так, в западной традиции этот день широко известен как Хэллоуин - современная коммерциализированная атрибутика праздника далеко ушла от своего первоначального смысла и приобрела совершенно иные оттенки и акценты.
Однако, истоки его идут от кельтского праздника Самейн, который изначально являлся праздником урожая и завершения годового цикла сельскохозяйственных работ. Народные праздники урожая, в свою очередь, всегда связаны с благодарением богов и предков (см. Оспожинки в приметах сентября).
Деды. Автор неизвестен.
Поразительно, но до сих пор в Беларуси на третью неделю после Покрова в субботу (то есть как раз в районе 1-10 ноября) принято отмечать Деды (Дзяды) - то есть это день поминовения предков. Считается, что в этот день духи умерших близких приходят прямо домой, чтобы посмотреть на живых - поэтому не принято даже ходить на кладбища.
Для духов предков оставляют угощение, веники в бане, и проч. - то есть и славяне издревле верили, что в темные ночи на рубеже октября и ноября истончаются границы между мирами и можно встретиться со своими умершими родными как наяву.
Несомненно, это одновременно и радостное событие, так как предки всегда считались хранителями, но и опасное время, так как в Явь могут проникнуть и иные - враждебные сущности.
Снегирь
***
Источник.
НАВЕРХ.