Последние генетические исследования этрусков, казалось бы, внесли ясность в их происхождение
. Но ясности не добавили
Этруски своим загадочным растворением в латинском котле древнего Рима не уходят из поля зрения не столько исследователей, сколько любителей истории. Их до конца непознанная сущность, особенно возможная близость со «славянами», не перестает волновать до сих пор. К счастью, явившаяся на поле битвы исторических концепций Y-хромосомная генеалогия на многое открывает глаза с самой, иногда, неожиданной стороны. О ней тоже скажем.
Значительно смущает многих и заметная близость древнерусских головных женских уборов - кокошников с тем же этрусскими. Впрочем, некое подобие кокошника также легко обнаруживаются и у индусов, и даже у индейцев Америки.
Такое широкое заимствование некоторых культурных особенностей может указывать на очень древнее их распространение в разных культурно-религиозных общностях. И рисунок кокошника в определенной степени отражает появление солнца из-за горизонта - зарю, в наибольшей степени ожидаемую обитателями самого севера, предками наших предков русов.
Вся культура этрусков прежде всего была близко генетически связанной с ней культурой греков и римлян.
Но вот о близости со славянской культурой, о чем приходится упоминать после «расшифровок» этрусской письменности польским лингвистом 19 века Т. Воланским с помощью славянского языка, разговоры не утихают. Причем знаменитый лингвист в общем-то достаточно убедительно перевел некоторые надписи на этрусских надгробиях с помощью славянского корнеслова.
Хотя французский историк-востоковед З. Майяни в сводном труде «Этруски начинают говорить» отмечал, что «в Этрурии обнаружены надписи, включающие некоторые слова и знаки, не поддающиеся расшифровке, как принадлежащие к системе индоевропейской семьи».
В изобразительном искусстве этрусков не было ничего похожего на близость к культуре славян. Например, этрусские надгробья и саркофаги не свойственные русской традиции. А вот уже в католической традиции они получили распространение вплоть и добрались до Польши.
Этот автор также пришел к выводу, что именно от этрусков пришли в греко-римскую цивилизацию ряд сходных и даже точно совпадающих элементов, которые прослеживаются в архитектуре и изобразительном искусстве стран Малой Азии и Северной Африки.
Не указывает ли эти элементы на эрбинов, которые прошли по указанным территориям, чтобы 4800 лет назад перебраться через Пиренеи в Европу?
Этруски создали развитую доримскую еще культуру, например, возведение арочных и сводчатых конструкций, что, как отмечалось, и стало отражением архитектуры Ближнего и Среднего Востока. Было ли это собственно привнесение на Апеннины с тех территорий?
Этрусскими у римлян были также гонки на колесницах и многие погребальные традиции, как, впрочем, и гладиаторские бои.
Ну, и уж, совсем лишает покоя многих самоназвание древней цивилизации, этрусков, населявшей в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова между реками Арно и Тибром.
Этруски называли себя Rasenna (Расенна), что было сокращено позже до Russia (Русь) или Raśna (Рашна). Причем форма Рашна является письменной и склоняется.
Первым древним писателем, сообщившим об эндониме этрусков: Расенна, был историк 1 века до н.э. грек Дионисий Галикарнасский, который жил в Риме.
Несмотря на изумительную аналогию с понятным каждому русскому человеку словом Русь\Расена, как ранняя, так и поздняя этимологии этих названий лингвистам не известна. Хотя… дыма без огня не бывает - не заимствовали ли этот этноним этруски у обитавших до них здесь неких индоевропейцев "расенов". По крайней мере, у латинян известно было слово "русь" по отношению к деревенским жителям Древнего Рима.
Вместе с тем, еще в 8 века до нашей эры поэт Гесиод в труде "Теогония" первым из греческих авторов называл этрусков тирренцами. И упоминал, что они проживают в центральной Италии рядом с латинянами. Но, в отличие от более поздних греческих авторов, не связывал их с мигрировавшими с востока пеласгами.
Дионисий Галикарнасский предполагал, что этруски были коренным народом, который всегда жил в Этрурии и отличался как от пеласгов, так и от лидийцев. Впрочем, такое противопоставление этрусков представителям индоевропейского роду племени в Малой Азии пеласгам и лидийцам, вполне может быть обоснованно.
Например, по словам Дионисия, историк 5-го века Ксанф Лидийский, который считался важным источником и авторитетом по истории Лидии, никогда не предполагал лидийского происхождения этрусков. Что еще больше способствует пониманию не индоевропейскогьо происходления этрусокв.
Что касается второго имени, то предполагалось, что корень *Turs- в имени тирренцев первоначально означал то же, что латинское turris - башня. То есть тирренцев называли строителями башен. Так или иначе, у этруски действительно предпочитали строить свои города на высоких обрывах, укрепленных стенами.
Но есть и еще одно интересное объяснение этого этнонима, которое предложил доктор социологических наук М.Н. Афанасьев [Русский континуум: Indoarica Восточной Европы].
Он полагает, что «Тирсенами или тирренами на разных своих диалектах греки называли некий соседний народ». Причем название «тирсены» можно прочесть через санскритские слова: tira - берег, край; tira-ja - растущий на берегу; tiras - в стороне. То есть тирсены-тиррены - это прибрежные жители, притом не греки.
Так что, по его мнению название «тиррены» - индоарийское. И М.Н. Афанасьев задается вопросом,
«но были ли ариями сами тиррены-тирсены? В более поздние времена может быть, а изначально - точно нет. Во-первых, это название больше похоже не на самоназвание, а на определение других, чужих, - не случайно в санскрите выстраивается следующий смысловой ряд: tiro-janapada - иноземец; tiro-janam - в стороне от людей; tiro-dhana - устранение, вытеснение».
Несколько слов нужно сказать о связи этрусков с ретами и поморской культурой.
Так, на Лемносской стеле обнаружили надписи на языке, имеющем сильное структурное сходство с языком этрусков. Что привело к предположению о "тирренской языковой группе", куда включили этрусский, лемнийский и язык ретов, на которых говорят в Альпах.
К тому же, историк 1-го века до н.э. Ливий в книге "Ab Urbe Condita Libri" (Книга Откровения) писал, что ретийцы были этрусками, которых вторгшиеся галлы загнали в горы. И жители Ретии были этрусского происхождения. Что вполне допустимо - какая-то часть этрусков могла оказаться в ареале Альп.
По крайней мере, рето-романский язык Швейцарии, видимо стал результатом смешения, языка-потомка разговорного латинского языка Римской империи с кельтским и ретским языками. Видимо, к 5 веку н.э. разговорную латынь принесли сюда этруски.
Впрочем, Тит Ливий, например, писал о том, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве.
А вот находки янтаря в Этрурии и этрусских изделий на балтийском побережье привели А.Г. Кузьмина к предположению, что имели место контакты между этрусками и носителями поморской культуры (VII-III вв. до н.э.), которые осуществлялись адриатическими венетами. Поморская же культура лицевых урн развилась под влиянием славянской лужицкой культуры XII-IV вв. до н.э.
Другое дело, что характерной чертой поморской культуры было погребение праха в каменных ящиках (в лицевых урнах), с изображением человеческого лица. Так, в Трое, как пишет А.Г. Кузьмин, изображение человеческого лица имелось на погребальной урне.
Нечто подобное было и у этрусков, но и в более поздние времена в Галлии на севере современной Франции. В сложении этой культуры, видимо, принимают участие разные этнические группы. Тит Ливий, например, писал о том, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве.
А теперь, что показали генетические исследования в отношении этрусков. Из последнего, это по данным журнале Science (Наука), исследование останков одиннадцати человек железного века в окрестностях Рима. Четверо из них были однозначно этрусками.
Один из грота Veio Grotta Gramiccia эпохи Вилланована (900-800 гг. до н.э.), и трое похоронены в некрополе La Mattonara\Ла Маттонара (700-600 гг. до н.э.).
Единственный выявленный образец Y-ДНК принадлежал к гаплогруппе J-M102 и обнаружен у костяка датировки 700-600 годами до н.э. И был идентичен хорватскому образцу M-102 с датировкой 1631-1531 гг. до н.э.
Также в 2021 году Science Advances опубликовал результаты генетических исследований 48 костяков из Тосканы и Лацио периода от 800 по 1 г. до н.э.
По их данным 75% особей мужского пола имели гаплогруппу R1b-P312 и нижележащую ветвь R1b-L2, прямым предком которого является снип R1b-U152, образовавшаяся 4,4 тысячи лет назад. Также обнаружили несколько образцов - из «европейских» субкладов гаплогруппы G.
Надо ли говорить, что такая картина крайне отличается от состава гаплогрупп этнических русских (в основном - R1a, I2a, N1a1 и другие минорные).
Если же говорить о славянах, то о них в период максимального развития этрусской цивилизации говорить не приходится. Начиная с 4800-4500 лет назад, в Европе властвовали эрбины рода R1b, разделившихся на две основные ветви в Европе: R1b-P312 и R1b-U152. Общие предки которых жили там 4500-4400 лет назад.
Выходит, этруски, которые через 1,5-2 тысячи лет после поселения в Европе прошли путь с Пиренейского полуострова на Апеннинский были далекими потомками первых носителей культуры колоколовидных кубков. Очевидно, что одно-два тысячелетия их обитания в Европе не могло не сказаться как на культуре, так на и языке этрусков.
А что насчет научной концепции о ближневосточном происхождении этрусков? Не подтверждается. И Геродот, который считал этрусков потомками лидийцев, жителей малоазиатского государства Лидия, оказался не прав.
А вот потомками эрбинов, в конце концов прошедших из Месопотамии через север Африки, то есть с востока, но не из Лидии в Малой Азии, этруски предположительно могли быть. Да, и Y-хромосомная генеалогия пока другого не показывает.
Б. Новицкий
***
Источник.
НАВЕРХ.