Крестьянская семья в Беларуси на фотографиях и почтовых открытках на рубеже XIX-XX столетий

Jul 16, 2023 06:11


В поисках утраченного . Крестьянская семья в Беларуси на фотографиях и почтовых открытках на рубеже XIX-XX столетий

В семейном строю

Сегодня все чаще приходится слышать рассуждения о развале традиционной «ячейки общества». Наверное, кто-то удивится, но подобного рода разговоры пошли не вчера и даже не позавчера. Когда? Да еще в XIX веке!


Многодетная семья из Козлякевичей под Пинском. Начало ХХ в.

Обычное право


Волца под Кареличами. В белорусской хате. Начало ХХ в.

Итак, давайте посмотрим на старинные почтовые открытки и фотографии, представленные в сегодняшнем выпуске рубрики. А заодно познакомимся с тем, что писали исследователи социума того самого времени, которому принадлежат запечатленные на снимках крестьянские семейства - опора традиции и так называемого обычного права.

Семья и семейные отношения белорусских крестьян в XIX - начале XX столетия представляли довольно архаичную модель.

Господствовали так называемые большая семья, когда отец проживал вместе с женатыми сыновьями или замужними дочерьми, и семейная община, состоящая из «неразделенных» братьев, дядей с племянниками, сдольников и т.д.

Выделение сыновей при жизни отца происходило редко, ведь в сельском хозяйстве все понимали значение большого числа рабочих рук, поэтому избегали разделов, которые считали злом.

Тем не менее «зло» неизбежно надвигалось на белорусскую деревню, и проводником здесь выступало молодое поколение, были уверены исследователи начала XX века. Среди них Митрофан Довнар-Запольский:

«Обеднение семьи, - писал он, - малоземельность, неурожаи, часто бывшие в последнее время, трудность найти заработки и между тем довольно значительные подати, обременяющие хозяйственный бюджет крестьянина, - вот общие причины, вызывающие разделы. Следствия разделов не менее хорошо известны.

Старшие члены семьи, выделившиеся уже со взрослыми сыновьями, еще перебиваются кое-как; но младшие, обремененные подростками, падают, бессилеют под тяжестью труда, в конце концов, бросаются на посторонние заработки, сплав, и все хозяйство приходит в упадок.

Внешние причины, вызывающие, по объяснениям крестьян, раздел, выражаются ссорами среди членов семейства. Ивану кажется, что Степан ленив, что он мог бы в один день скосить сенокос, да затянул на другой, а тут пошли дожди, и сено пропало; а Степану в свою очередь кажется, что по вине Ивана пала кобыла, целый год кормившаяся соломой с крыши, и т.д. до бесконечности.

Братья еще кое-как терпят, младший уступает старшему, и тот, и другой понимают тяжелое положение хозяина-одиночки. Но женщины сживаются с большим трудом. Они ссорятся друг с другом из-за детей, работы и пр...»


Многодетная семья из Гродненской губернии. Начало ХХ в.
«Примачья доля - собачья»
Что такое большая белорусская крестьянская семья столетие или полтора столетия назад? Числом в среднем 15 душ. Семейная община еще многочисленнее: 25 - 30, иногда и 50 человек.

В ее состав входили не только родственники, но и чужаки: невестки и зятья-примаки, а также так называемые сдольники (родственники или неродственники) и приемыши.

И вот тут очень важный момент, который необходимо подчеркнуть: всех их объединял общий труд на общем участке земли.


Белорусская семья за работой. Начало ХХ в.


Осташино. Дед и внук. Начало ХХ в.
Сдольник (от слов «доля, часть», т.е. «соучастник»), или семьянин, приглашался в семью, где не хватало рабочих рук: скажем, вдова с малолетними детьми не справляется с хозяйством.

Обычно со сдольником заключался письменный или устный договор, в соответствии с которым прибывший занимал положение члена семьи - примерно как младший брат или сын хозяина.

Если главы семьи в доме вовсе не было, сдольник мог занять его место. Ради чего все делалось? Принося в семью свое имущество и главным образом свой труд, сдольник и его семья в свою очередь получали право на движимое и недвижимое имущество семейной общины, в которую вступали. Таким путем безземельный крестьянин приобретал самое важное для него - землю.

Теперь о примаках. Крестьяне очень неохотно шли в примаки к тестю. «Примачья доля - собачья», - говорили белорусы. Как и сдольнику, труд давал примаку право наследовать часть общей земли после тестя, ведь его жена не могла претендовать на отцовский надел, если имела братьев.

Хотя народный обычай и не знал формального усыновления, однако различал двоякое положение приемных детей в семье. Приемные дочь или сын только тогда получали некие права, когда фактическое усыновление совершалось через письменный акт, определяющий участие новых членов семьи в общем имуществе, или посредством соответствующего заявления приемных родителей при свидетелях - обычно перед сельским сходом.
Золотые руки


Дятлово. Семья. Начало ХХ в.И при заключении браков в семьях «старинного покроя» в первую очередь учитывались соображения экономического характера. Поэтому выбор делали родители, а молодежь подчинялась.

М.Довнар-Запольский:

«Суть вопроса заключается или в привлечении в семью нового работника, или в том, что семья должна лишиться рабочих рук. Поэтому всегда торопятся с женитьбой старшего сына для того, чтобы привлечь в семью работницу-молодуху; напротив, старшую дочь стараются попридержать год-другой в доме, чтобы воспользоваться ее работой».

Кстати, вопрос о приданом не играл особой роли: чаще всего «пасаг» крестьянской невесты заключался в «кублах» с одеждой и полотном - ну, может, еще какой домашний скот переходил следом за ней в новое стойло.

Но! Приданое не передавалось в общее имущество большой семьи мужа, оно оставалось собственностью невестки. И если вдруг не поладившие между собой супруги расходились, жена уносила-увозила свое добро, как, впрочем, и муж-примак забирал свое, покидая не ставший родным ему дом тестя. Но это в условиях добровольности и по согласию.

В случае, когда инициативу развода проявляла только одна из сторон, вторая считала себя вправе удержать имущество первой в качестве материальной, а больше моральной компенсации. Оттого волостной суд всегда старался установить, кто кого из супругов «прогнал».

***

Но даже в те давние времена подобные семейные порядки все более считались отголоском глубокой старины. Молодое поколение восставало, желая жить по-новому, по-своему. Собственно говоря, в этом плане с тех пор мало что изменилось. Хотя вот большая семья в количественном измерении ужалась как шагреневая кожа.

СБ БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ

***
Источник.

НАВЕРХ.

Белоруссия, общество, история, семья

Previous post Next post
Up