Если принимать за исходную точку обоснования в Европе носителей R1a на Балканах после долгой их миграции с Южной Сибири, то интерес к этому району не должен утихать
. В принципе, там что-то искали, но относительно ископаемой гаплогруппы R1a, нового пока ничего нет.
Тем не менее косвенные маркеры присутствия ее на Балканах достаточно убедительны - это, например, отмечаемое в захоронениях Лепенского Вира, скорченное положение костяков (на боку).
Можно было бы ожидать расшифровки их геномов и определения Y-гаплогрупп хотя бы части уже обнаруженных около 200 захоронений в Лепенском Вире в Сербии. Что могло бы свидетельствовать о присутствии там носителей мезолитических и неолитических гаплогрупп R1a.
Пока же генетики работали там только с двумя захоронениями. В одном из всех исследовали женский скелет (7.474±35 лет назад), в другом - мужской (7.670±35 лет назад), гаплогруппа которого оказалась R1b1a-L754 с положение костяка в вытянутом виде на спине.
Такое положение костяка характерно для носителей гаплогруппы R1b от мезолита (или раннего неолита) до сарматских времен (I тыс. н.э.). Это архаичный субклад, образовавшийся примерно 18900 лет назад. Понятно, что судить о чем-то по единичному образцу пока тоже рано.
О Малой Азии заговорили, когда обнаружили там следы протоиндоевропейского языка с датировкой 8700±800 лет назад.
В 2003 году об этом была статья в Nature (Грей и Аткинсон). Что, в общем-то близкО мнению наших лингвистов Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванова (1997 г.), которые размещали прародину индоевропейцев на стыке юго-востока Малой Азии и Северной Месопотамии и на Армянском нагорье.
При всём том, в Анатолии на сегодня гаплогруппа R1a пока не выявлена. В Турции и 15 неолитических образцов ДНК (8400-8200 лет назад) 6 образцов имели гаплогруппу G2a, один - G и остальные C1a, H2, J2a, I и I2a.
Так что, пока ситуация с «прародиной ИЕ» такова.
Но многих сегодня очень интересует информация о древнейших образцах гаплогруппы R1a-M459, притом на территории Русской равнины. Это в определенной степени очень любопытный факт.
Субклад R1a-M459 интересен прежде всего тем, что - это самый первый субклад, отпочковавшийся 18200 лет назад от гаплогруппы R1a.
Поэтому и неудивительно, что последующий от него субклад M735, образовавшийся 15200 лет назад, большого потомства не дал. Но редкие его потомки так или иначе на Восточно-Европейской равнине прописались. И то, что их современных потомков пока не обнаружено, то это, с одной стороны, только из-за очень большой их древности, а с другой, не очень-то и ищут.
Так или иначе, известен образец R1a-M459-YP1306 из Карелии (с датировкой 7.000-7.500 лет назад), а также образец R1a-M459-YP1306 в Архангельской области (10,5-11 тыс. лет назад), образец R1a-M459-YP1272 в культуре ямочно-гребенчатой керамики в Эстонии (датировка 5900-3800 лет назад).
Есть образец R1a-M459 в Запорожской области с датировкой 10.500-11.000 лет назад.
Также обнаружены образцы R1a-M459-YP1272 в Египте и Турции (общий предок 5.100 л. назад), и R1a-YP1272-YP1276 в Турции, Испании и Тунисе, современной Белоруссии (все 4.600 лет до общего предка).
Получается, отрицать присутствие неких древнейших представителей гаплогруппы R1a в Восточной Европе уже не получается. То есть, возможно, картина складывалась следующим образом.
После прихода R1a 10.000-8.000 лет назад на Балканы они могли продвинуться на северо-восток Европы с охватом территории от Южной Балтии (Эстония), Онежского озера, озера Лача в Архангельской области.
Где и с их участием через несколько тысяч лет образовалась культура ямочно-гребенчатой керамики. Также они вполне были в состоянии продвинуться и не так далеко от Балкан до территории, где сегодня расположена Запорожская область..
К слову, отмечается[1], что для мезолита юго-востока Европы (Запорожье) было очень характерно скорченное положение костяков. С переходом же в неолит такое положение костяков сменяется на захоронение на спине.
Что характерно для погребального обряда носителей гаплогруппы R1b, и может свидетельствовать о смене мужского населения R1a в мезолите на R1b в неолите.
Так что, пока в рамках концепции миграции носителей R1a из Сибири на Балканы такая интерпретация событий вполне уместна.
И обнаружение ископаемых гаплогрупп в культуре ямочно-гребенчатой керамики (Эстонии и в Карелии) можно истолковать так, что они прошли с Балкан на север и в Прибалтику.
Но в любом случае, балканский путь останется приоритетным до получения свидетельств, если такие найдутся, что носители гаплогруппы R1a туда не приходили, и что через Анатолию ИЕ языки на запад не проходили, а балканская теория ИЕ языков на уровне прямых доказательств неверна.
Как бы то ни было, в культуре ямочно-гребенчатой керамики обнаружена гаплогруппа R1a, а не N (к неудовольствию многочисленных поборников финно-угорского "субстрата"). Носители же гаплогруппы N1a1 появились на Русской равнине не ранее 3.200-3.500 лет назад.
По крайней мере, по результатам 270 исследований образцов показанных в статье[2] ни в одном из них ни гаплогруппа N и ее субклады не обнаружили.
Кроме того, стоит заметить и то, что в культуре гребенчатой керамики захоронения устраивались внутри поселения и покойников покрывали красной охрой. Такая традиция сопровождала европеоидов с самых древнейших времен. Также для культуры гребенчатой керамики типично было захоронение покойника вместе с предметами из кремня и янтаря.
Так или иначе, до определенного момента при рассмотрении вопроса заселения Европы носителями двух родов нисходящих ветвей гаплогруппы R1, главное внимание уделялось КШК, а также ККК.
Вместе с тем, есть основания обратить внимания на более раннее освоение Европы носителями R1a и R1b, которые, возможно, по климатическим основаниям обе изначально больше тяготели к Восточно-Европейской равнины.
В этом плане несколько в стороне остается не менее важная, чем две перечисленные культуры, культура ямочно-гребенчатой керамики (КЯГК).
Ее ошибочное отнесение большей частью археологов к финно-угорским культурам, видимо, еще больше способствовало оттеснению интереса к ней. Но намек на что-то более значительное, чем унылое обиталище «собирателей кореньев», дает пребывание этой территории в рамках КЯГК в благополучном климатическом оптимуме, и нахождение в ней архаичной гаплогруппы R1a.
О потенциале территории Русского севера в плане молекулярной истории может сказать тот факт, что достаточно было только в двух захоронениях на расстоянии 200 км друг от друга определить Y-гаплогруппу ископаемых костяков, как тут же наткнулись именно на R1a….
К слову, по данным нашей археологии по территории Русской равнины в верхнем палеолите (период 45.000-12.000 лет назад) мигрировали несколько групп населения, отличающихся по традициям домостроения, обработки камня и кости:
• Костенковско-Авдеевская;
• Моравско-Павловская;
• Пушкаревская;
• Костенковско-Борщевская;
• Мезинская;
• Среднерусская.
Но это уже другая история.
Б. Новицкий
***
Источник.
НАВЕРХ.